"Московский дворик" Поленова...

Dec 11, 2014 20:17



Московский дворик, 1878

Слово "москвич" во все времена распространялось на очень широкий круг людей. Часто случалось, что заметный след в истории Москвы оставляли люди, не являвшиеся москвичами по своему рождению, но связавшие с этим городом жизнь и полюбившие его...



Василий Дмитриевич Поленов, портрет кисти И.Е. Репина. 1877

В 1877 году в Москву приехал художник Василий Поленов. Родился он в 1844 году в Санкт-Петербурге в знатной и образованной дворянской семье.
Жизнь художника в его "домосковский" период была яркой, наполненной событиями, впечатлениями, путешествиями... Выпускник Петербургского университета и, одновременно, Академии художеств 1871 года, Поленов был награжден большой золотой медалью за картину "Воскрешение дочери Иаира" на евангельский сюжет и получил право на пенсионерскую поездку за границу на 6 лет.



Воскрешение дочери Иаира. 1871

Он путешествовал по Германии, Швейцарии, Австрии, жил в Риме, в Париже, изучил лучшие образцы живописи, сам много писал. Казалось бы, что еще нужно молодому художнику для совершенствования мастерства? Но Поленов в 1876 году прерывает поездку, возвращается в Россию и отправляется добровольцем на Русско-турецкую войну... За храбрость художника награждают Георгиевским крестом и медалью, хотя он не был строевым офицером - его назначили официальным художником при штаб-квартире наследника-цесаревича Александра (будущего императора Александра III). Цесаревич Александр командовал Рущукским отрядом - большим военным соединением, участвовавшим в самых горячих боях, и ратного труда хватало всем, даже художнику. Однако вынужденная тема батальной живописи не увлекла Поленова. Лучшие его работы балканского периода - камерные, почти мирные. Бытовые зарисовки, лиричные пейзажи, портреты местных жителей...



Главная квартира командующего Рущукским отрядом. 1876



Черногорская девушка. 1876



Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича

Выставка военных работ Поленова в Академии художеств пользуется огромным успехом. Многие были уверены, что именно за цикл этих работ художнику в 1876 году присваивается звание академика живописи. Однако, формальным основанием для этого стала другая картина, написанная во Франции во время европейского тура художника - "Арест гугенотки, графини д'Этремон".


В зените своей популярности в 1877 года Поленов приезжает в Москву - в связи с замыслом полотна на историческую тему он пишет этюды кремлевских соборов и теремов.



Теремной дворец, наружный вид. 1877

Москва, с ее спокойной, уютной, патриархальной жизнью очаровывает Поленова. Поселившись в Трубниковском переулке на Арбате, он в первый же день, выглянув из окна, начинает писать этюд "Московский дворик", воспроизводя внутренний приарбатский пейзаж с церковью Спаса на Песках. "Я ходил искать квартиру, - вспоминал художник. - Увидел на двери записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его".


Первый вариант "Арбатского дворика" 1877 года, еще "необитаемый"

Небольшой деревянный особнячок в Трубниковском переулке (№ 5/17), в котором Поленов снимал квартиру, не сохранился.
В 1878 году Василий Поленов пишет свою знаменитую картину "Московский дворик", все тот же пейзаж с церковью Спаса, но "населенный" людьми. Это полотно экспонировалось на выставке Товарищества передвижников. После такого дебюта Поленов становится членом Товарищества и до 1918 года принимает участие в Передвижных выставках.



Бабушкин сад. 1878

Московские картины Поленова ("Дворик", "Бабушкин сад") необыкновенно созвучны прозе Ивана Тургенева; порой кажется, что художник писал свои работы как иллюстрацию к тургеневской прозе. Не случайно "Московский дворик" был любимой картиной Тургенева - авторская копия картины, подаренная писателю Поленовым, украшала рабочий кабинет Тургенева в Париже. Этот арбатский вид, возможно, был дорог писателю еще по одной причине - родственник И.С. Тургенева, С.П. Тургенев, снимал в 1820-х гг. дом в Спасопесковском переулке (№ 8) и на собственные средства произвел ремонт и реставрацию церкви Спаса на Песках, пострадавшей во время московского пожара 1812 года.


Церковь Спаса на Песках в 1883 году

У Поленова было еще много интересных планов. Он предпринял два путешествия на Ближний Восток по библейским местам, результатом которых стал грандиозный цикл религиозной живописи "Жизнь Христа".


Христос и грешница. 1888

Еще одним важным делом стало приобретение и обустройство имения Борок (ныне Поленово) на Оке, ставшего местом для творчества и наслаждения русской природой.


Монастырь над рекой. 1899

И еще одним важным увлечением Поленова оказался театр... Он написал оперу "Призраки Эллады", которая была поставлена в Московской консерватории в 1906 году. Но делом жизни художник считал устройство Театрального дома (Секции содействия деревенским, фабричным и школьным театрам) в Москве.


Поленовский эскиз Театрального дома

«Заживаясь в Москве до позднего лета, - вспоминала дочь художника, - он по нескольку раз в день, накинув черный баварский плащ, через сады, по прямой тропинке с Кудринской Садовой… бегает к своему излюбленному Театральному дому».

Театральный дом на Пресне, на Зоологической улице был открыт в 1915 году. В нем была "театральная лаборатория", распространявшая необхидимые знания, тематическая библиотека, зал, в котором ставились спектакли, и большие склады реквизита, костюмов и декораций, выдавашихся напрокат. Около тридцати декораций Поленов написал лично, к созданию остальных подключились его ученики...
Театральный дом им. Поленова действовал и после революции, хотя в 1921 году был национализирован и вскоре превратился в Дом творчества им. ... Н.К. Крупской, хотя создан был по инициативе и на личные средства художника при поддержке С.И. Мамонтова.
Летом 1927 года Поленов скончался в своем имении на Оке. А в 1928 году в его любимом Театральном доме впыхнул пожар, уничтоживший созданные им декорации и большую часть театрального реквизита.

живопись, история России, Поленов, художники, старая Москва, пейзаж

Previous post Next post
Up