Николай Петрович Богданов-Бельский

Jun 27, 2014 21:43



Автопортрет. 1915

Художник Николай Богданов-Бельский относился к тем русским людям, которым удалось подняться с самого дна и занять достойное место в обществе. В конце 19 - начале 20 века таких людей в России было много...
Он родился в 1868 году в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии. Судьба с первых же дней его жизни не сулила мальчику ничего хорошего - незаконнорожденный сын бедной крестьянки-батрачки, которую из милости приютили в своем доме родственники, осыпавшие женщину и "пащенка", которого она "нагуляла", упреками и оскорблениями... Даже на фамилию своей семьи ребенок не имел права. Записали его Богдановым - т.е., родственничком, Богом данным.
Как только Колька подрос, его отдали в подпаски, чтобы не кормить лишний рот, и единственная карьера, которую он мог сделать, - стать в конце концов деревенским пастухом.


Крестьянский мальчик

Но мальчик хотел учиться, и две зимы, когда у пастухов не было пастьбы, ходил в соседнее село Шопотово, в церковно-приходскую школу, где учительствовал священник. Позже, став художником, Богданов написал ряд автобиографических картин о своем нелегком пути к знаниям.



У дверей школы. 1897

Заметив у мальчика способности, священник помог Коле поступить в другую школу, где был более высокий уровень преподавания. Местный помещик, университетский профессор С.А. Рачинский оставил кафедру и открыл в селе Татево народную школу, чтобы заниматься образованием крестьянских детей и просвещать взрослых.


Устный счет. В народной школе Рачинского. 1895

Рачинский стал для маленького Николая не только учителем, но и верным другом, и фактически опекуном... "...На дорогу меня вывел Рачинский, - вспоминал художник. - Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан..." Рачинский много дал сельскому пареньку в плане развития и воспитания, а заметив склонность Коли к рисованию, решил помочь ему стать художником. Тринадцатилетнего мальчика, не имевшего иной художественной подготовки, кроме школьных уроков рисования, удалось устроить в рисовальную школу при иконописных мастерских Троице-Сергиевой Лавры. Чтобы Коля не испытывал лишений, Рачинский стал выплачивать ему из собственных средств стипендию - 25 рублей. Это были большие деньги (горничная в состоятельном доме получала жалование 7-8 рублей и стол). Коля смог сосредоточиться на живописи и вскоре уже вполне профессионально писал иконы. Но больше его интересовала работа над портретами людей, пусть монахов Лавры, лишь бы писать портрет с натуры.


Воскресные чтения в сельской школе. 1897

Через два года все заговорили о явном таланте мальчика, и Рачинский снова пришел ему на помощь. Он определил Богданова в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник учился у таких мастеров, как Поленов и Маковский... Занимался он по классу пейзажа, и в качестве "выпускной картины", чтобы получить звание классного художника, обязан был написать и представить пейзаж. Но разговор с учителем навел его на мысль о другом сюжете.
Богданов быстро и вдохновенно пишет картину "Будущий инок" - о мальчике, слушающем рассказы богомольца и мечтающем посвятить себя Богу. Работал он настолько исступленно, что перед завершением замысла у него начались обмороки...



Будущий инок. 1889

Представить полотно на суд преподавателей художник боялся - ведь это было совсем не то, что от него ждали. Его даже стала тревожить мысль - как было бы хорошо, если бы картина как-нибудь потерялась, и тогда хотя бы не будет позора... Картину погрузили в сани, Рачинский, в доме которого Николай работал, благословил своего воспитанника, и сани понеслись.
Как ни странно, картина действительно потерялась - Николай задремал в санях и не заметил, как она выскользнула... Но возница несколько раз возвращался, картину нашли и доставили к месту назначения. Неожиданно для самого художника она имела огромный успех. Картина не только получила высокие оценки экзаменаторов, но и сразу же на выставке выпускников училища была куплена коллекционером живописи, богатым купцом Кузьмой Солдатенковым. Однако и тут приключения не закончились...
Императрица Мария Федоровна, увидев картину у Солдатенкова, попросила уступить эту работу для ее коллекции. Солдатенков, естественно, уступил полотно государыне и тут же заказал художнику авторское повторение для своего собрания. И еще одно повторение Богданова попросили выполнить, чтобы экспонировать его на Передвижной выставке в январе 1891 года... Нестеров, сам "разрабатывавший" тему религиозных мальчиков со светлыми глазками, после выставки писал родным: "...Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует"...
А девятнадцатилетний Коля Богданов, прибавивший к своей фамилии Бельский в честь родного уезда, где была его деревня (в целом получилось вполне артистически), с этого времени смог жить на собственные средства, став признанным мастером...



Ученицы. 1901

Богданов-Бельский теперь смог путешествовать. Еще до начала Передвижной выставки, в 1890 году он  посетил Константинополь и Афон, где познакомился с юным Малявиным, занимавшимся там иконописью. Малявин поражается светской направленности картин бывшего иконописца. А Николай Богданов решает, что нужно продолжать учиться. В 1894 году он поступает в Петербургскую академию художеств и становится учеником Репина...



У больного учителя. 1897

Продолжение следует.

дети, живопись, художники

Previous post Next post
Up