Кошки девятнадцатого столетия: картины Генриэтты Роннер-Книп

Apr 29, 2013 15:25

Художники-анималисты редко добиваются мировой славы. Но Генриэтта Роннер-Книп - исключение, хотя она специализировалась на изображениях кошек и собак.



Генриетта Роннер-Книп родилась в 1821 году в Амстердаме, в семье профессионального художника Жозева Августуса Книпа. Отец учил дочь живописи с раннего детства. Он был первым и единственным учителем Генриетты, но сумел добиться, чтобы девочка усвоила приемы классической школы голландской живописи. В ранней юности Генриетта "искала себя", занимаясь жанровыми сценками, пейзажами, портретами, но лучше всего ей удавались изображения животных, хотя ее отец был признанным пейзажистом.



Свою первую картину Генриетта Книп продала в пятнадцать лет и сразу же получила определенную известность. У юной художницы появились заказы. Это вскоре буквально спасло ее - отец Генриетты рано потерял зрение, не мог заниматься живописью, и ей пришлось самой содержать семью.



Жили Кнопы то в Амстердаме, то в Париже. Слава Генриетты росла - пусть ее полотна и не считались гениальными, многим заказчикам хотелось иметь в доме забавную картину с животными.



В 1850 году, после смерти отца, Генриетта выходит замуж, получает фамилию Роннер и переезжает с мужем в Брюссель. Брак у нее получился счастливый, у супругов один за другим рождились шестеро детей. Правда, материальные проблемы стояли остро - муж много болел. Генриетте снова приходится быть главной кормилицей в семье, не отходя от мольберта.



Поначалу она работает в основном с небогатыми заказчиками. Например, мелкие торговцы в Бельгии в то время перевозили свой товар в тележках, запряженных ездовыми собаками. Генриетта Роннер однажды выполнила картину с такой собакой, везущей тележку, и вскоре у торговцев появилась мода - иметь в своем доме живописный портрет четвероногого друга и помощника. У госпожи Роннер не было отбоя от заказов. Богатства это не приносило, но на повседневные расходы семьи гонораров хватало.



Постепенно у художницы становилось все больше состоятельных заказчиков - светские дамы и господа просили госпожу Роннер написать портрет их домашних любимцев.



В середине 1870-х годов в светских домах Европы становится все более модным держать кошек, причем, уже не в качестве мышеловов на кухне и в чулане, а в качестве "любимой игрушки" и даже подружки хозяйки дома (кошки сумели оттеснить всяких болонок с их позиций). Кошки устраиваются в гостиных на бархатных подушках и чувствуют себя хозяевами дома. Художница все больше внимания уделяет им на своих полотнах.







В 1876 году художница получает заказ от королевы Нидерландов на изображение двух ее любимых собак. Картина имеет такой успех при дворе, что слава госпожи Роннер мгновенно разлетается и по другим монаршим домам Европы. В числе заказчиков художницы вскоре обнаруживаются кайзер Германии Вильгельм I, принцесса Уэльская, герцогиня Эдинбургская...







Если учесть, что Мария Эдинбургская была родной дочерью императора Александра II и часто бывала в России, не стоит удивляться, что моду на картины госпожи Роннер она занесла и на родину. Правда, в России с конца 1870-х годов на художественном Олимпе почти безраздельно царили передвижники. Художники должны были подчиняться "общественным запросам" и изображать на картинах бурлаков, кочегаров, крестьян за плугом и ссыльнопоселенцев на каторге. Какие-то котята, опрокинувшие чашку, или спящие в подушках кошки были безоговорочно объявлены "пошлостью". Как искусство это даже не рассматривалось всерьез. Так, картинки для маленьких девочек и инфантильных дам с неразвитым вкусом...







Но и в России находились люди, любящие животных. Для таких ценителей картины художницы представляли большой интерес. Оригинальных работ Роннер в наше отечество попало не так много, но копии, репродукции и открытки с репродукциями расходились в большом количестве. А за рубежом она получила всеобщее признание - картины Роннер собирали золотые, серебряные и, на худой конец, бронзовые награды на всех международных выставках, где экспонировались. В общей сложности, ей было присвоено шесть золотых, пять серебряных и два бронзовых медали на выставках по всему миру. Были у нее и государственные награды от королевских домов.





Дети художницы выросли, у них началась своя жизнь. Двое под влиянием матери стали художниками. А Генриетта, чтобы скрасить себе существование, в 1870-х годах сама завела кошку и вскоре превратилась в фанатичную "кошатницу". Кошки, жившие в ее доме, давали нескончаемые импульсы для вдохновения. Три последних десятилетия своей жизни Роннер занималась в основном изображениями кошек.




За долгие десятилетия творческая манера художницы претерпела значительные изменения. Если в ее ранних работах явно просматривалось влияние старой голландской школы живописи, то к 1880-90-м годам они становятся импрессионистичными, легкими, воздушными, с преобладанием светлых тонов. Пушистая шерстка кошек выглядит так, что ее хочется погладить.
Умерла художница в почтенном возрасте, в 1909 году. И до последних дней продолжала работать. Сейчас ее полотна можно увидеть в крупных музеях Нидерландов и некоторых других европейских стран, а также в художественных собраниях монарших домов.



Генриетта Роннер-Книп за работой, начало ХХ века









живопись, Роннер-Книп, кошачье, история искусств, анимализм

Previous post Next post
Up