Петр Глебов и роль Григория Мелехова в "Тихом Доне"

May 13, 2019 19:57



Недавно дочь артиста Петра Глебова Ольга Петровна поделилась своими воспоминаниями об отце и о том, каким чудом он получил свою самую знаменитую роль.



О роли Мелехова Петр Глебов даже не мечтал, к моменту начала съемок ему шел 42 год, возраст вышел, а актерская карьера складывалась более чем скромно, его имя было практически неизвестно ни режиссерам, ни зрителям. После войны в 40-х - 50-х годах он с семьей жил довольно бедно, хотя был ветераном и прошел всю войну в зенитной батарее. Причем ушел на фронт Глебов добровольно, хотя ему, как артисту, была положена бронь.



Но по возвращении с войны в театр Станиславского он столкнулся с новыми реальностями - ролей ему почти не давали, в кино не снимали, театральная зарплата была грошевой. К началу съемок "Тихого Дона" Глебов жил в одной комнате в коммуналке вместе с женой, матерью, маленькой дочкой, няней... Жена, художник-архитектор, как могла обеспечивала семью, хотя на подходе был уже и второй ребенок.



Петр Глебов с дочками

А на роль Мелехова было 20 претендентов, один другого красивее и артистичнее, причем главным считался Александр Шворин (известный по роли Марка в фильме "Летят журавли").


Александр Шворин, главный кандидат на роль Мелехова

Однажды Шворин, считавший, что роль Мелехова у него в кармане, встретил на улице Глебова, пожалел его и позвал на съемки нового фильма в массовку. "Ну что ты мучаешься? - спросил он. - В массовку нужно огромное количество мужчин на роли военных. А ты такой бравый, подтянутый... Три рубля (в то время - тридцать рублей старыми) за смену платят!"
Глебов обрадовался и роли в массовке... Снимался эпизод, в котором много мужчин в военной форме вразнобой о чем-то спорили и кричали в табачном дыму... И вдруг Герасимов прервал съемку: "Стоп! Вот сейчас последнюю фразу кто сказал?" Оказалось Глебов... Герасимов после съемки решил поговорить с актером, посадил его в свою машину и они до утра катались по Москве, разговаривали и пели песни. Глебов много рассказал о себе и своей семье, а истории там были очень любопытными.
Он происходил из знатного дворянского рода. Дед Петра Глебова Владимир Петрович Глебов владел имением Тарасково в Тульской губернии (и другими имениями по всей России). В Тарасково у него были знаменитые Глебовские конные заводы и псарни, где разводили не менее знаменитых глебовских гончих... Супруга Владимира Петровича Глебова Софья Николаевна была урожденной княжной Трубецкой.


Дед актера Владимир Петрович Глебов, член Государственного Совета Российской империи

Неподалеку от Тарасково располагалась толстовская Ясная Поляна. Глебовы по-соседски дружили с Толстыми, вместе ездили на охоту, подарили им скакуна и несколько своих фирменных охотничьих собак... А потом и породнились - сын писателя Михаил Толстой женился на дочери Глебовых Александре.
Другая дочь Софья вышла замуж за графа Олсуфьева, а еще одна дочка Любовь - за князя Голицына.


Тетка Петра Глебова графиня Софья Владимировна Олсуфьева, портрет кисти Валентина Серова. К несчастью, Софья Владимировна завершила свои дни в ГУЛАГе в 1943 году, а ее супруг не пережил период "больших чисток" 1937-38 гг.  Те тетки и дядья Петра Глебова, что оказались в эмиграции, хотя бы избежали репрессий.

А сын Глебовых Петр Владимирович, предводитель каширского дворянства, приличный женатый человек, неожиданно влюбился в замужнюю женщину...
Роковая красавица Мария Александровна (в семье ее называли Марица) происходила из рода Михалковых (писатель Сергей Михалков приходился ей родным племянником). Она вышла замуж за крупного масона Владимира Григорьевича Кристи, сына орловского, а позже московского губернатора Григория Ивановича Кристи. Когда у них было уже три сына, муж окончательно погрузился в дела своей масонский ложи, часто и надолго уезжал из дома, оставляя Марицу с детьми одну, и отношения между супругами осложнились.



Мария Александровна (Марица) Михалкова (Кристи, Глебова) в придворном наряде, 1902

Владимир Кристи приходился Петру Владимировичу Глебову кузеном и как-то в отсутсвие мужа Глебов нанес родственный визит Марице. И влюбился... Визиты становились все чаще, Глебов стал подумывать о разводе с женой... До Кристи, занятого своими масонскими делами, стали докатываться слухи. Он устроил страшный скандал и увез жену с детьми за границу.
Глебов потерял возможность видеться с Марицей, но тем не менее, продолжал заниматься своим разводом, чтобы быть свободным, если судьба ему все-таки улыбнется.
И тут с ревнивцем Кристи случилось страшное происшествие... В 1912 году его дядя, предводитель московского дворянства князь Петр Николаевич Трубецкой пригласил его в Новочеркасск на торжества, связанные со 100-летием Отечественной войны 1812 года. В дороге Кристи приревновал жену к князю, в купе поезда схватил пистолет, выстрелил в упор в Трубецкого, потом в Марицу (осечка!), потом в себя (снова осечка!). Но князь Трубецкой погиб. Дело было скандальное, родственники Кристи дошли до императрицы, умоляя о снисхождении, были наняты лучшие адвокаты и убийцу приговорили не к каторге, а к ссылке. Но Марица, как многим казалось, навек скомпрометированная, с ним развелась. И влюбленный Петр Глебов был уже свободен.
Глебов-старший категорически запретил разведенному сыну на ней жениться. "Та самая, из-за которой убит князь Трубецкой? Запрещаю! Наследства лишу!"
Но Марица приехала к нему объясниться лично, они два часа разговаривали за закрытой дверью, после чего отец объявил сыну, что это самая достойная женщина из тех, что он встречал в своей жизни, и дал согласие на брак.
В этом браке у Петра Владимировича и Марицы родились два сына: в 1914 году Федя, а в 1915 году Петя, будущая кинозвезда... Ну и три сына от первого брака оставались с матерью.
Когда случилась революция, имения и конные заводы у Глебовых отобрали. Многие родственники эмигрировали, и жизнь разметала их по миру. Но Марице не пришло в голову уехать. "Мы русские, - говорила она, - бежать нам не от кого и некуда". Тем не менее, горя, волнений и унижений им пришлось пережить много, и это подкосило здоровье Петра Владимировича. В 1922 году он скончался, а Марица осталась одна с пятью мальчишками и нянькой Машухой, которая нанялась к ней в услужение 15-летней девчонкой и прожила с Глебовыми 75 лет, вынянчив не одно поколение семьи и став практически родней.
Марица выменяла фамильные серьги с изумрудами на корову, развела огород и это как-то помогало семье выжить. Устроились они в подмосковной деревне Дарьино, где представители "бывших" не были до такой степени известны, как в Москве. А фамилия Глебовы была обычной, распространенной (не Трубецкие) и классовой ненависти не вызывала.
Петр Глебов-младший, заставший аристократический период жизни семьи только в младенчестве, рос как обычный деревенский мальчишка, оборванный, босой, полуголодный. Если в чем и проявлялся его артистизм, так только в виртуозной игре на балалайке.


Сергей Михалков в молодости

Михалковы снимали дачу в соседних Жаворонках, и Сергей Михалков иногда навещал тетку и кузенов. И однажды разбил Петину балайку, ударив ей по стволу сосны, чтобы спугнуть белку. Петя впал в отчаяние - на новую балайку денег у матери не было, и это стало для мальчика полной трагедией. Он кричал и плакал трое суток, пока его вопли не долетели до других дачников - Станиславский с женой снимали в Дарьино дом на лето... Супруга Станиславского Мария Лилина поинтересовалась, кто это так безумно вопит? "Петька Глебов вопит, - ответили ей. - Ему балайку разбили"... Мария Петровна дала домработнице 3 рубля и послала ее на станцию за новой балайкой.
Так у Пети появилась новая балайка, которая как драгоценный раритет и поныне хранится в семье, хотя играть на ней молодые поколения Глебовых уже не умеют.



Константин Станиславский и Мария Лилина на сцене

А сам Станиславский решил организовать с деревенскими детишками любительский театр и поставил "Любовь к трем апельсинам". Старшие братья Пети принимали активное участие в постановке и привлекли внимание великого режиссера своими талантами. Позже он вовлек их в театральную деятельность... Маленькому Петру тоже дали небольшую роль, и он всегда гордился. что начинал у самого Станиславского.


Петр Глебов в молодости

Однако сам он считал себя деревенским парнем, любил землю, лошадей, лихо скакал верхом без седла и собирался связать судьбу с сельской жизнью, поступив в мелиоративный техникум. Но по специальности работал недолго. Сводный брат Гриша все же привлек его к работе в студии Станиславского, и оставался Петру один путь - стать актером.



Кстати, нос Глебову наращивали гримеры, чтобы добиться портретного сходства с литературным персонажем

После этого долгого разговора Герасимов предложил Глебову пройти пробы на роль Мелехова. Не все от этого были в восторге - оператор ворчал, что трудно снимать в роли молодого парня актера, перешагнувшего сорокалетний рубеж (то ли дело 24-летний Шворин!), звукооператор нашел, что Глебов пришепетывает, будущие партнеры уже настроились на работу с другим человеком, опытнее, а роль могут отдать практически дебютанту в кино (у Глебова в кино-копилке было лишь несколько мелких эпизодов)...
Но главное решение принимал Михаил Шолохов. Когда Герасимов выложил перед ним фотопробы претендентов на роль Мелехова, 21 карточку, Шолохов долго их перебирал (а фото Глебова было последним в стопке). Но именно на нем задержался взгляд писателя и он сказал: "Вот он, казак Григорий, которого я хочу видеть".
И в жизни Петра Глебова начался перелом...


источник: Семь дней. - 2019. - № 3. - С. 52 - 57.

Фотографии собраны на Яндекс.Картинках

история России, актеры, семья, кино

Previous post Next post
Up