Еще один артист Консовский

Sep 01, 2013 17:06



Артиста Алексея Консовского хорошо знают все. У него были запоминающиеся роли в кино (главная для многих поколений зрителей, конечно же, принц из "Золушки"), он много работал в театре, на радио, на телевидении. Порой нам был слышен только его голос, которым говорили Робинзон Крузо в исполнении Куравлева, персонажи чрезвычайно модных в 1960-е годы польских фильмов "Пепел и алмаз", "Как быть любимой" и др., Говорящий Сверчок в "Приключениях Буратино", Тибул в мультфильме "Три толстяка"... Да стоит прислушаться, как говорят персонажи "Ночей Кабирии", "Призрака замка Моррисвиль", "Снегов Килиманджаро", мы услышим интонации Консовского, которые в восприятии зрителя навсегда слились с кинематографическим образом. Все работы артиста невозможно перечислить...
Но мало кто знает, что у Алексея Консовского был родной брат Дмитрий Консовский, тоже артист, тоже красивый и очень талантливый человек со страшной, трагической судьбой. Он мало успел в жизни и творчестве... И причина для этого довольно распространенная - его, как и многих других, затянуло в колесо репрессий в 1930-е годы...



Дмитрий Консовский в главной роли в антифашистском фильме Владимира Немоляева "Карьера Рудди", 1934 год

Дмитрий был старшим братом, и Алексей выбрал актерскую профессию отчасти под его влиянием. Выпускник Вахтанговской театральной школы (ныне Щукинское театральное училище), в 1930 году Дмитрий Консовский пришел на сцену Вахтанговского театра. Два года он был ведущим актером труппы и одновременно преподавал в родной театральной школе. Потом его полностью захватило кино. Дмитрий Консовский становится настоящей звездой кинофабрики "Межрабпомфильм", в то время - ведущей в СССР. Его внешность определяет круг ролей - комсомольцы, революционеры, передовые рабочие, антифашисты (что отвечало социальному запросу со стороны государства).



Дмитрий Консовский в фильме А. Роома "Манометр 1"

Не надо думать, что работа киноактера в те годы была праздником. Условия на съемках были тяжелейшие, заботу о сотрудниках руководство студии считало излишним (советскому человеку полагалось героически преодолевать трудности), и это привело к тому, что Дмитрий Консовский на съемках заболел сыпным тифом.

В фонде Василия Ивановича Ковригина в Музее кино хранится черновик письма от 10 декабря 1932 года:

"Директору фабрик «Межрабпомфильм» тов. Сливкину Копия: Зав. Производством тов. Риденбергу и фабкому тов. Карису

Цехком актеров «М-ф» настоящим ставит Вас в известность, что многократные наши просьбы, постановления и требования об организации актерских уборных, костюмерной и гримерной до сих пор ни в какой степени не реализованы.

И если под разными предлогами вы нам отказываете в элементарных производственных и санитарных условиях работы (уборных, фойе и пр.), то ничем, никакими объяснениями ни перед нами, ни перед Трудсессией Вам не удастся отклонить наши обвинения в безобразном отношении к нам, ведущим творческим работникам и производственникам, выражающемся, в частности, в полном отсутствии Вашего внимания и контроля над санитарным состоянием наших костюмерных.

Мы протестуем против того, что нас одевают в грязные, нечищеные, зараженные паразитами - вшами - костюмы.

Актер Д. Консовский заболел сыпным тифом. Где и как он заразился, нам очевидно: он заразился от наших костюмов, ибо наши костюмы в куче, на полу, в грязи, вперемежку с костюмами типажа разовиков приглашаемых валялись и находились не только без дезинфекции, но и просто без чистки, без вешалок...

Мы не хотим болеть, мы не хотим рисковать жизнью от безобразных невнимательного и пренебрежительного отношения к нам как людям, как производственникам, и мы требуем в интересах производства:

1) дайте нам уборные, изолированные от разовиков - грязных, вшивых;

2) немедленно произведите полную и действительную дезинфекцию всех костюмов и в первую очередь костюмов, занятых в производстве картин

3) оборудуйте вешалки.

Напоминаем, что теперь даже в школах происходит

Председатель Цехкома (Ковригин)

Секретарь (Цаппи)".

Но и тяжелая болезнь, при которой он еле выжил, не заставила молодого актера бросить любимое дело. Дмитрий Консовский снимался у лучших режиссеров своего времени - В. Пудовкина, А. Роома, Ю. Райзмана и др. К сожалению, фильмы того периода были преимущественно немыми (первый советский звуковой фильм "Путевка в жизнь" вышел только в 1931 году), и сейчас многие ленты известны только специалистам. Дмитрию удалось совсем недолго поработать в первые годы звукового кино, когда оно делало лишь первые шаги.



Дмитрий Консовский в фильме "Восстание рыбаков" (1932) немецкого режиссера Эрвина Пискатора

В 1931 году в СССР приехал немецкий режиссер-новатор Эрвин Пискатор, которому поручили экранизировать книгу Анны Зегерс "Восстание рыбаков в Санкт-Барбаре". Принимали его с большим почетом, предоставили ему о сопровождавшим его творческим деятелям номера в "Метрополе для проживания", создали условия для работы, включили в киногруппу лучших актеров. Одним из них стал и Дмитрий Консовский... На главную роль был утвержден Алексей Дикий (ему сотрудничество с немецким режиссером припомнят при аресте в 1937 году).
Вскоре в Германии к власти пришел Гитлер, и Пискатора на родине объявили "культурбольшевиком № 1", лишили германского гражданства и разгромили его квартиру, уничтожив все имущество.
Но в СССР работать ему было трудно - он не привык, что к началу съемок павильон мог быть не убран, декорация не готова, да и говорить с актерами нужно было через переводчика и они плохо понимали поставленную задачу. Часто Пискатор молча уходил со съемок, так его раздражало происходящее. Фильм шел трудно и шедевром не стал. Режиссер уехал в Париж, а те, кто с ним работал, оказались помеченными клеймом некоей "неблагонадежности"...
В 1934 году началась работа над фильмом "Строгий юноша" по сценарию Юрия Олеши "Волшебный комсомолец". Сценарий был опубликован в печати и произвел настоящий фурор. Его назвали "Третий комплекс ГТО" - "комплекс поведения нового человека". На роль этого нового человека - комсомольца Гриши Фокина - режиссер Роом пригласил Дмитрия Консовского.


Дмитрий Консовский в роли Гриши Фокина

От фильма заранее ожидали, что он станет шедевром. Знаменитый сценарист, знаменитый режиссер, ведущие артисты - М. Штраух, О. Жизнева, Д. Консовский (даже восходящая звезда Валентина Серова играла здесь одну из своих первых ролей), съемки в красивейших местах Одессы...
Было отснято 50 % материала, оставались павильонные съемки, и к лету 1935 года картина должна была выйти на экраны.
Но 1 декабря 1934 года в Ленинграде был убит Киров... Сразу же начались массовые аресты среди интеллигенции, особенно, среди тех, кто имел дворянское происхождение. Ночью 3 декабря пришли за Дмитрием Консовским. Через 12 дней на свет появился документ:

"Постановление Об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения

Гор. Москва, 1934 год, декабря 15 дня.

Я, уполномоченный СПО ГУГБ НКВД Шулишов, рассмотрев следственный материал по делу №... и приняв во внимание, что гр. Консовский Дмитрий Анатольевич достаточно изобличается в том, что он, Консовский, являясь выходцем из социально враждебной советской власти среды (быв. дворяне), вел систематическую антисоветскую пропаганду в защиту фашизма, постановил гр. Консовского Д. А. привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58-10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей.

Уполномоченный Ф. Шуликов

Согласен Нач. 4 отд. СПО

Настоящее постановление мне объявлено 17 декабря 1934

Подпись: Консовский"



Тексты документов цитируются по публикации Николая Вершинина-Консовского и Анны Булгаковой "Волшебный комсомолец" - http://seance.ru/blog/dmytriy_konsovsky#text-26
Николай Вершинин-Консовский, внук Алексея Консовского и внучатый племянник Дмитрия Консовского.

Продолжение следует.

артист, история России, кино, репрессии

Previous post Next post
Up