Так называемый цилиндр

Nov 09, 2013 08:14



Мне знакомо отчаяние, охватившее Уинстона Смита, когда он внезапно осознал, как трудно понять правду о прошлом. «Через двадцать лет, размышлял он, великий и простой вопрос «Лучше ли жилось до революции?» - окончательно станет неразрешимым. Да и сейчас он, в сущности, неразрешим: случайные свидетели старого мира не способны сравнить одну эпоху с ( Read more... )

дела давно минувших

Leave a comment

(The comment has been removed)

nebos_avos November 10 2013, 20:04:27 UTC
*я вообще опасаюсь, что смысл в историю вносим только мы сами - как, врочем, и в неживую природу.*

Так оно или нет - судить не берусь. Но если так, то "опасно" это при условии, что правом на осмысление располагает лишь Субъект Промысла. А из какой еще инстанции может исходить смысл, не зависимый от людских толкований? Не из природы же!

Reply

egovoru November 10 2013, 22:39:52 UTC
Нет, я вовсе не считаю, что судить - опасно. Опасно, на мой взгляд, забывать, что никакого смысла, кроме того, который мы сами вносим, может и не быть. И опасно считать, что ты этот смысл - якобы не тобою созданный - постиг. Отсюда - один шаг до инквизиции.

Reply

egovoru November 10 2013, 13:42:34 UTC
Читаю статью Эпштейна - весьма занятно. Уже сама авторская перспектива, при которой техника - это надстройка над естественными науками, а политика - надстройка над общественными, чрезвычайно меня забавляет! Сразу выдает университетского профессора, а?..

Неожиданным показалось также его разделение общественных и гуманитарных наук. Я-то думала, что это - одна категория. Пока не поняла, какой смысл он сам вкладывает в это различие. А что, теперь это общепринятая классификация?

Ну, а с главным тезисом: "Эти философские вопросы сейчас приобретают даже более практический смысл, чем когда-либо раньше именно в силу грандиозного расширения возможностей науки и техники", конечно, трудно не согласиться.

Reply

egovoru November 10 2013, 14:08:35 UTC
Ахутинскую статью легко нашла, но она требует более внимательного ознакомления. Думаю, к тому же, что тогда уж хорошо бы сначала прочесть Хофштадтера, а то трудно ориентироваться.

Reply

nebos_avos November 10 2013, 14:23:53 UTC
Ну что Вы, у Хофштадтера книга толстенная - вряд ли одолеете!

Reply

egovoru November 10 2013, 14:31:04 UTC
Это Вы верно заметили, что я предпочитаю компактный формат (пресловутая "клиповость мышления"?..), но все зависит от содержания и стиля - иногда я все же способна одолеть и толстый том, если дело того стоит ;)

Reply

nebos_avos November 10 2013, 14:52:50 UTC
Книга чисто философская, по части логики. Написана весело, но читать мне было нелегко - не мой уровень. Не знаю, как Вам.

Reply

egovoru November 10 2013, 15:04:53 UTC
Вы имеете в виду именно "Гедель, Эшер, Бах" или какой другой его труд?

Reply

nebos_avos November 10 2013, 15:50:59 UTC
да, именно этот, других просто не знаю

Reply

evgeniirudnyi November 10 2013, 14:50:31 UTC
Спасибо за ссылку на статью Эпштейна. Начало мне понравилось, однако конец удручает. Обилие новых терминов и новых дисциплин просто вызывает недоумение. Зачем? Чтобы создать новые кафедры и получить новые ставки ( ... )

Reply

egovoru November 10 2013, 15:02:24 UTC
Да, мне тоже показалось, что "культуроника" - термин несколько искусственный. Да и идея выращивать творцов в университетах сильно напомнила мне вот это:

"- Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов.
- Как ананасы в оранжереях, - сказал Бегемот".

Reply

egovoru November 14 2013, 13:35:43 UTC
Читаю Ахутина. Честно сказать, нелегко, т.к. автор-гуманитарий оперирует не слишком знакомыми мне категориями, и я часто теряю его мысль.

Тем не менее, насколько я могу судить, его идеи близки к коллингвудовским:

"Если в формах культуры запечатлеваются (объективируются) понимания жизни, она способна и "распечатывать" их, возвращать жизнь этим формам, т.е. понимать путем сопереживания".

Reply

(The comment has been removed)

egovoru November 9 2013, 15:48:16 UTC
Направленный эксперимент позволяет значительно ускорить процесс выявления причинно-следственных связей, т.е., тех самых "законов", вывод которых Вам представляется желательным.

Преимущество эксперимента в том, что он позволяет зафиксировать большинство параметров и измерять зависимость эффекта только от оставшихся (в идеале - одного-единственного), значения которого мы меняем по своему усмотрению.

В случае же наблюдения у нас нет власти над параметрами (и их обычно очень много), что делает интерпретацию их действия чрезвычайно сложной.

Reply

(The comment has been removed)


Leave a comment

Up