И хрупкой раковины стены, как нежилого сердца дом

May 15, 2024 09:00



Тела большинства животных снаружи двусторонне-симметричны. За редким исключением, таковы и скрученные в плоский «бараний рог» раковины аммонитов - ископаемых головоногих моллюсков и их отдаленных родственников, современных наутилусов. А вот брюхоногие моллюски пошли особым путем: асимметрично-спиральная раковина улитки - эстетический вызов, ( Read more... )

биофилия, жизнь

Leave a comment

Comments 48

lj_frank_bot May 15 2024, 15:01:40 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Животные, Наука.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru May 15 2024, 21:24:08 UTC
Правильно, Фрэнк!

Reply


ext_4119183 May 15 2024, 16:14:38 UTC
Так как то, что регулирует белок, связано с положением микротрубочек, и почему закрутка происходит в обоих случаях?

Reply

egovoru May 15 2024, 21:38:44 UTC
Abe и Kuroda связывают это с изменением паттерна экспрессии двух других генов, "nodal" and "Pitx": "LsDia1 <это белок, о котором идет речь> controls the intercellular chirality at the 3rd cleavage, which leads to the asymmetric nodal and Pitx expression at a specific cell at an early developmental stage ( ... )

Reply


mevuelvoguajiro May 15 2024, 22:27:30 UTC

меня персонально куда больше впечатляет камбала. которая отказалась от развитой симметрии в пользу... чёрт знает чего в пользу. и как - тоже интересно.

Reply

egovoru May 15 2024, 23:13:07 UTC
Да, камбала, конечно - тоже очень интересное существо, но там понятно, откуда взялась асимметрия: если уж ты решил плавать на боку близко ко дну, то глаз, оказавшийся снизу, где он не нужен, постепенно "переползает" на верхнюю сторону тела.

А вот зачем улиткам потребовались асимметричные раковины, не очень понятно. Понятно, почему тело у них, вместе с раковиной, претерпевает в ходе эмбрионального развития поворот на 180 градусов относительно головы и ноги: для того, чтобы анальное отверстие оказалось рядом со ртом, поскольку для живущих в раковине с одним узким отверстием это удобно. Но вот почему еще и сама раковина должна быть асимметричной?

Reply

mevuelvoguajiro May 15 2024, 23:26:51 UTC

ну как почему. для компактности, очевидно. завивать раковину в две стороны то ещё топологическое развлечение.
а вот глаз на боку видится во-первых чрезвычайно редкой мутацией. а во-вторых чрезвычайно адаптивной, если она так хорошо закрепилась.

Reply

egovoru May 15 2024, 23:50:58 UTC
"для компактности, очевидно. завивать раковину в две стороны то ещё топологическое развлечение"

Так ведь не о "завивании в две стороны" идет речь, а о плоских завитках, как у аммонитов (на первой картинке в посте слева). Тоже вполне компактно, разве нет? Где-то мне встречалась мысль, что трехмерность нужна для поддержания баланса, и это действительно может быть важно для наземных улиток, но улиток полно и морских/пресноводных с асимметричными раковинами.

"глаз на боку видится во-первых чрезвычайно редкой мутацией. а во-вторых чрезвычайно адаптивной, если она так хорошо закрепилась"

Конечно, адаптивной - зачем глаз снизу, где все равно темно и ничего не видно? Какова генетическая основа камбальей морфологии, я не знаю, но не уверена, что это была именно единичная мутация. Вот тут пишут, что все камбалы (а их >700 видов!), похоже, имеют одного и того же предка, и что они сформировались по эволюционным меркам очень быстро - всего за 2.9 млн лет. Для сравнения: человеку потребовалось 7 млн лет, а китам - 20. Это данные генетического, а ( ... )

Reply


greygreengo May 24 2024, 16:06:04 UTC
Мне, как дилетанту в биологии, вообще видится причина живой симметрии в химических свойствах стереохимических изомеров. Левая и правая формы L-аланина, например.

Reply

egovoru May 30 2024, 10:21:37 UTC
Правая форма L-аланина - это D-аланин :)

Если бы Ваша гипотеза была верна, то левозакрученные прудовики состояли бы из L-аминокислот, а правозакрученные - D-аминокислот. Но это не так: у них у всех L-аминокислоты, как и у нас с Вами. Большинство ученых считает, что так получилось случайно, но, оказывается, есть гипотеза, что мы все пошли налево из-за того, что земные аминокислоты образовались еще в кометах, подвергавшихся поляризованному космическому излучению, которое разрушало преимущественно D-стереоизомеры.

Reply


yoginka June 15 2024, 16:31:48 UTC
Тема симметрий и кручений меня очень интересует. (Я как раз сейчас ею поглощена, даже в ЖЖ не заглядываю.) Из написанного здесь так и не увидела, до конца ли понятна реализация их в живых организмах. То, что извесно, какой ген можно отредактировать, не объясняет работу "интерпретатора". Некоторый намек на эту работу Вы дали, упомянув пучок микротрубочек. Что еще известно про то, как они работают, почему их пучок ведет себя так или иначе?

Reply

egovoru June 15 2024, 19:24:58 UTC
Как я поняла, там еще далеко не все детали ясны. Более того, похоже, что этой конкретной проблемой занимается только один этот японец, а в таких случаях велика опасность, что он, может, что-то напутал. А по большому счету все упирается в дифференциальную активность генов в разных клетках.

Reply

yoginka June 16 2024, 00:34:10 UTC
Спасибо! Вы подтвердили мои подозрения.

Reply


Leave a comment

Up