Имя Айн Рэнд всплывает в разговорах все чаще, так что мне тоже захотелось о ней высказаться. Продраться через 600 страниц ее magnum opus’a, который еще никто не похвалил за художественные достoинства, мне не под силу, так что я выбрала путь более короткий - ознакомилась со
сборником ее статей.
(
Атланты держат небо на каменных руках )
Comments 97
Reply
И все-таки теория Смита как-то симпатичнее, в частности, тем, что он ведь предполагает посильное участие каждого в рыночном обмене, а вот Ранд резко делит членов общества на "овец" и "козлищ". Мне в этом видится большевистская выучка, своего рода Стокгольмский синдром: с одной стороны, семья Рэнд пострадала от произвола большевиков, но, с другой стороны, она все же прониклась их мировосприятием :(
Reply
Но вот что касается распределения - тут есть две несправедливости...
PS. Творений Рэнд я не читал.
Reply
Проблема в том, что оценить этот вклад не так-то легко: вот, говорят, что экономический результат открытий Фарадея намного превышает величину всех прошлых и будущих затрат общества на научные исследования, но кто может с уверенностью это подсчитать?
Reply
Скачала "Атланта", но вряд ли доберусь.
Если Вы интересуетесь либертарианскими утопиями поновее, чем Рэнд, Вам непременно надо заглянуть в Меганезию.
Просто наберите это слово на Флибусте.
Начинать читать - с "Депортации" и "Созвездия Эректуса". (Общий объем сериала - побольге "Атланта" будет, и он продолжается.
Читается хорошо и весело.
Присутствуют матерки, но в разумной дозе и в подходящих местах.
Reply
Reply
У него весело и остроумно.
И его идеология существенно отличается от Мизеса-Ротбарда.
К тому же - с ним можно поболтать прямо в ЖЖ - и некоторая часть этого трепа потом включантся в следующие романы.
"любая политическая теория ничего не стоит, не будучи опробована на практике"
А на практике - либертарианство в чистом виде нереализуемо в человеческом обществе.
Это - просто обезьяны в джунглях.
ИМХО, довольно близка к либертарианству была Англия 18 века.
Неограниченный рабочий день, рабочие, живущие на уровне физиологического минимума, полное отсутствие государственного вмешательства в защиту рабочих и быстрый технический прогресс.
Reply
Мне кажется, политические идеи лучше обсуждать незамаскированными :)
"довольно близка к либертарианству была Англия 18 века"
Я подозреваю, что с либертарианством та же проблема, что и с любыми другими этикетками: каждый называет им, что хочет. Я вообще пришла к выводу, что надо перестать обсуждать этикетки и начать обсуждать конкретные идеи и даже конкретные их приложения. Скажем, та же идея государственной собственности выглядит совершенно по-разному в приложении к разным объектам.
Я, например, выступаю за гос. собственность на проезжие дороги, потому что идиотизм с вручением платы за проезд тетке в окошечке создает жуткие пробки, чего можно было бы легко избежать, если оплачивать поддержание дорог из казны.
Reply
----
:) Все-таки не "испытывать", а "удовлетворять"!
Reply
А более всего меня поразило то, что ведь и в России, и уж тем более в Америке это было время расцвета фрейдизма, повсеместно обсуждалась роль подсознательных процессов в поведении человека и т.д. Каким образом она так хорошо сохранилась?
Reply
Может, подобно Сартру она вообще отрицали бессознательное? Они, кст., ровесники.
Reply
Слово "подсознание" (unconscious) в том сборнике статей, который у меня есть, у самой Рэнд (а часть статей написана ее ближайшим сподвижником и некогда любовником Натаниэлем Бранденом, основателем "Института Айн Рэнд") встречается один раз в контексте сравнения с животными. "Человек <в отличие от животных> свободен выбрать бессознательную жизнь, но он не спободен от последствий этого выбора: саморазрушения". Одним словом, по Рэнд, подсознание - однозначное зло.
Reply
Leave a comment