Тоталитарное прошлое 13

Sep 09, 2017 13:25


( Начало)  Дмитрий Асташкин:  Извечные вопросы «Что делать?», «Кто виноват?» и «Что делать с тем, кто виноват?» зависли в России, как европейские овощи на таможне.





Остались в прошлом «девяностые» и «нулевые», а света всеобщего довольства в суверенном туннеле демократии все не видно. Но поиск смыслов продолжается. Часть населения решила обратиться к стилю ретро: нынче в моде Сталин. Личность и без культа популярная, провокационная, вызывающая ожесточенные споры даже спустя полвека после смерти. Ведь если «десталинизацию» предлагают, значит это кому-нибудь нужно? Значит, кто-то считает сталинизм актуальным? Современному российскому обществу «вождь трудящихся» явно близок. Как отмечается в недавнем опросе ВЦИОМ, «с каждым годом все больше россиян считают, что роль Сталина в России страны была скорее положительной (с 15% до 26%), а тех, кто уверен в обратном, напротив, становится все меньше (с 33% до 24% соответственно)». Эти цифры подтверждаются и пресловутым скандалом с выборами «Имени России». Кроме того, ВЦИОМ уверен: «Большинство россиян считают «десталинизацию» мифом, не имеющим ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной, и полагают, что в случае реализации десталинизация просто исковеркает историческое сознание, сделает его однобоким (45%)».
Позитивное отношение к Сталину ярко проявляется даже не столько у малообеспеченных пенсионеров и ветеранов, которые могут сопоставить свое благосостояние в сталинскую пору и нынешнюю, сколько у обеспеченной молодежи, реализующей себя в Интернете. Советскую власть она застала лишь краешком детсадовских колготок и не может опираться на собственные эмоции и воспоминания о сталинском времени, но заимствует их у своих же бабушек и дедушек, часто апеллируя ссылками: «А мне в семье говорили, что…». Реальный генсек растворился в этих мифах, став олицетворением жесткого стиля управления, квинтэссенцией советского строя, символом порядка и социальной справедливости. Как писал журналист Олег Кашин, у российской молодежи возникла «мода на протест». И Сталин ныне - некий символ нонконформизма, антагонист современного мироустройства. В свое время была популярна футболка с Че Геварой, обозначавшая схожую концепцию. Теперь же в моде «Сталинобусы».
Вот как объясняет нынешнюю популярность Сталина его биограф - писатель Эдвард Радзинский: «Он популярен не потому, что его любят, а потому, что не любят то, что происходит вокруг. И вот эта часть населения - она, к сожалению, растет. И глядя на игры, ну, вот, назовем условно, Куршавельские игры, они говорят одно и то же: «Сталина бы на вас!» Вы понимаете, что это такое? Поэтому у него очень большая база ныне».
Ну что же, познакомимся с базой. Вождь мегабайтов На сайте lurkmore.ru - самопровозглашенной энциклопедии интернет-мемов - статья о Сталине долгое время занимала почетное место на главной странице. Авторы (а сайт построен на wiki-принципе труда анонимных волонтеров) иронически пересказывают биографию бывшего семинариста на свой лад: «Сталин очень быстро превратил эту страну из унылой банановой республики в одну из ведущих мировых держав». Но не все воспринимают историю столь благодушно. На lurkmore.ru подчеркивают, что «Сталин и связанные с ним дискуссии являются обширным полем для холиваров, поцреотов и либерастов». Вот типичный холивар-пример: недавно ведущая «Эха Москвы» Ксения Ларина резко удивилась тому, что в ТВ-голосовании на Пятом канале победили сталинисты. «Россия одурела в доску… почти 90% смотрящих в эти часы программу «Открытая студия» хотят Сталина. Хотят диктатора-параноика. Хотят его. Вожделеют», - недоумевала она. В итоге - 2700 комментариев на сайте «Эха Москвы», полных ненависти к Лариной (чаще) и к Сталину (реже).
А известного питерского кинопереводчика Дмитрия «Гоблина» Пучкова коробит официальное списывание всех проблем РФ на советское прошлое. Поэтому он часто выкладывает на своем сайте, очень популярном среди молодежи, новости о российских неудачах с саркастичными приписками «Вот до чего Сталин страну довел». Не так давно Гоблин издал толстую книгу «За державу обидно», где топчет кирзовым сапогом антисталинский пафос перестроечной публицистики: «Чего хочет пролетарий сегодня, когда говорит про Сталина? Ровно того же самого: порядка и справедливости». Покупают охотно, тиражи допечатывают. Студенты часто читают и другие книги о бывшем поэте - в магазинах целые полки отведены под издания с портретом генералиссимуса. «Вообще же, в нулевые прокатился самый настоящий вал сталинистской литературы», - отмечает политолог Александр Есилеев. - Вот, например, только некоторые названия: «Сталинский порядок» (С. Миронин), «Красный монарх» (В. Бушков), «Генералиссимус» (В. Карпов), «Антисталинская подлость» (Г. Ферр), «Сталин и заговор Тухачевского» (В. Лесков), «Великая война Сталина» (К. Романенко). И этот «железный поток» отражает огромный спрос «на Сталина», личность и эпоха которого волнуют людей со страшной силой».
Новые песни о Главном Часть молодежи свою приязнь к государству рабочих и крестьян и вовсе перекладывает на музыку. Однако прямое упоминание Сталина на эстраде услышишь редко, а вот у «неформалов» - частенько. Рэперы, панки и рокеры любят позиционировать себя как протестную музыку меньшинства, как оппозицию массовой культуре. Отсюда и обилие остросоциальной тематики в текстах. Ну а образ Сталина воплощает некую критику современности. Поэтому Сталин упоминается у ряда музыкантов - Babangida, Krec, Ligalize, Noize MC, Коба Чок, Краденое солнце, Рабфак. Так, в тексте песни «Ольга» от питерской группы «Krec» звучит явная ностальгия по советскому и, конкретно, сталинскому времени. Героиня песни - пенсионерка Ольга Петровна, которая вынуждена работать уборщицей и просить милостыню на улице:

«Ольга Петровна моет полы и мраморные стены,
Уверена, что её деньги съела система,
Вспоминает Сталина со слезами…»
Ключевое место Сталин занимает в творчестве калининградского рэпера Babangida. В текстах его песен СССР (олицетворяет Сталин) противопоставляется РФ (кто только не олицетворяет - от Познера до Путина). Советский строй у Babangida - утопия всеобщего блага и справедливости, люди учатся, трудятся, небо голубее, трава зеленее. Российская действительность же рисуется как нечто пошлое, непродуктивное, как контраст нищеты и богатства, как бесконечная дискотека:

«Уже не слышен космодром, но зато бомжи бодрятся в метро,
Где ты, мой трудовой народ? В стране некогда развитого социализма
На сценах колбасятся п***рки зализанные,
Товарищ Сталин, помолись за нас».
Образ Сталина в текстах Babangida имеет сложную символику, несет многослойный религиозный подтекст, бывший семинарист сравнивается то с Христом, то с Антихристом, наделяется мистическими, инфернальными чертами.

«И ловко зашагал по дороге в ад навстречу Кобе.
Он там встретит всех сирых и убогих. Он - наш бог...
Не забывай, помни свои корни. Наш бог - Коба,
Наш вождь добрый. Мы все топливо в пожаре революции».
По тексту песни «Коба», Сталин заточен в Аду и ждет освобождения, а его оживление сравнивается со вторым пришествием. Наверно, это и есть постмодерн. Топ-менеджер во френче
Президент Медведев как-то в своем блоге попытался отделить мух репрессий от котлет достижений: «Правда и то, что преступления Сталина не могут умалить подвиги народа, который одержал победу в Великой Отечественной войне. Сделал нашу страну могучей индустриальной державой. Поднял на мировой уровень нашу промышленность, науку, культуру». Мол, людей убивал лично Сталин, а к народу у нас претензий нет, кесарю - кесарево. Эту шаткую логику вдоволь испинали в блогах, определяя Сталина как «эффективного менеджера». Как сказал публицист Роман Носиков: «Придется признать, что тот менеджмент был эффективнее этого? Хотя нам все уши уже прожужжали про «неэффективность советского строя"…Ну а пока - имеем то, что имеем. А значит, Сталин - по-прежнему очень актуален».
А вот бывший губернатор Кировской области Никита Белых  с блеском защитил диссертацию, в которой «оценивал менеджерскую эффективность Иосифа Сталина и доказывал ущербность его политических репрессий с точки зрения экономики». Любопытно, что  за месяц до этого, это исследование фонд «Историческая память» назвал плагиатом. А самому Белых (считающему себя «антисталинистом») стали пенять, что его сын живет в Англии, и привели в пример Сталина, бросившего сына Якова в немецком плену. Губернатор горячо оправдывал свое «тяжелое решение» отсутствием в России нужных условий в образовании, но сочувствия у интернет-пользователей не вызвал. Пока государство не предложит принципиально новый путь развития, ностальгия по Сталину будет оставаться для части общества (и молодежи особенно - пассионарии все же) модным брендом, а сталинизм - вполне вероятной системой ценностей и моделью государства. Многословные разговоры об «управляемой/суверенной демократии», «инновациях» и нанотехнологиях трогают иных граждан гораздо меньше, чем незатейливая фраза «Жить стало лучше, жить стало веселее!».



Юрий РУБЦОВ:   В современной России за два десятилетия сложились уже некоторые традиции. Есть и такая: стоит утвердившейся в 90-е годы олигархии почувствовать перемену общественных настроений не в свою пользу, как тут же извлекается жупел «коммунистического реванша». Вспомним главный лозунг предвыборной кампании Бориса Ельцина в едва не ставшем для него провальным 1996 году: «Голосуй или проиграешь!» Подразумевалось, что российский избиратель проиграет, если отдаст голос главному сопернику Ельцина - представителю КПРФ. Насколько избиратели выиграли, напоминать не приходится: ни одно предвыборное обещание антикоммуниста не было выполнено, зато в стране утвердился олигархат, Россия была втянута во вторую чеченскую кампанию, в 1998 г. пережила дефолт... Оседлать ту же тему пытаются и сейчас. В СМИ обсуждаются рожденные в недрах Совета по развитию гражданского общества и правам человека «Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении"». По мнению главы совета Михаила Федотова, руководителя рабочей группы по исторической памяти совета Сергея Караганова и их единомышленников, коммунистические атавизмы вновь препятствуют «модернизации сознания российского общества», установлению социального мира, которые, по глубокомысленному заключению авторов предложений, возможны только «через признание трагедии народа времен тоталитарного режима». XX век объявлен - ни много ни мало - российской катастрофой! Всё это поразительно напоминает горбачевское «новое мышление», потянувшее за собой вивисекцию исторической памяти, манипуляции с общественным сознанием... Обнародование Советом по развитию гражданского общества и правам человека его скандальной программы совпало с публикацией журналом «Форбс» списка самых богатых людей мира. В числе долларовых миллиардеров - 101 россиянин, за последний год количество толстосумов в РФ увеличилось на треть. То есть никакие тезисы г-на Федотова и Кº о том, что «вся Россия - "большая Катынь"» (??), не препятствуют ежегодной прибавке по 30 долларовых миллиардеров, никакой «тоталитаризм» (??) в общественном сознании в политической практике не мешает утекать за рубеж сотням миллиардов рублей ежегодно (в одном лишь 2010 г., по данным Росфиннадзора, объем криминального вывоза капитала из России за границу составил 163 млрд. рублей). А вот довести уровень производства в РФ хотя бы до уровня РСФСР в составе СССР двадцатилетней давности никак не удается. В канун 70-летия начала Великой Отечественной войны, победа в которой неразрывно связана с именем И.В.Сталина, люди менее чем когда-либо готовы довериться утверждениям о том, что главное препятствие к лучшей жизни в стране, к достойному существованию - сохранение в их умах «сталинского наследия». Не могу не привести в связи с этим полные иронии слова публициста Константина Горького, сказанные им по поводу прошлогодних споров насчёт того, развешивать ли на улицах Москвы портреты Сталина ко Дню Победы 9 мая: «Либо мы - нормальная, цивилизованная, европейская страна, которая стремится к вхождению в клуб приличных держав... Тогда: растущее качество жизни, живой журнал, широкополосный Интернет не выходя из ванной, смс-голосование на выборах президента, айфоны и ноутбуки, связь четвертого поколения, истребитель пятого, нескончаемые победы на Евровидении, зимняя Олимпиада в Сочи и летняя в Нерюнгри... демократический и туристический Кавказ, цифровое телевещание с тремя тысячами каналов, ставшие свободными экономическими зонами моногорода, бутики и премиум-рестораны в шаговой доступности для Тольятти и Пикалево, родовые сертификаты для стариков, ипотечные кредиты для матерей-одиночек, фитнес-центры для талантливой молодежи и комфортабельные хосписы для ветеранов. Одним словом - долгожданная модернизация. Либо - если кто-то все же наберется дерзости развесить портреты этого убийцы, этого человеконенавистника и труса, этого бездарного маньяка, этого ничтожества и самодура - значит тогда, горе нам! Значит, теперь, после Ванкувера, Пермской Хромой Лошади и Сибирской Плотины СШГЭС мы уже созрели и вновь норовим свалиться с широкой дороги цивилизованного развития в пропасть. В пропасть, из которой с таким трудом выползли 19 лет назад. В пропасть, из которой страшным гулаговским холодом напоминают о себе: Май-1945 и Жуков, Т-34, «Катюша», Ил-2, Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Николай Кузнецов, Дмитрий Карбышев, Муса Джалиль, Мамаев Курган, Брестская Крепость, план ГОЭЛРО, ДнепроГЭС, Магнитка, Уралмаш, Валерий Чкалов, Лев Яшин, Игорь Курчатов, Михаил Шолохов, Сергей Королев, Юрий Гагарин...»
Не коммунистические убеждения, сохраняющиеся у очень незначительной части населения России, не выдуманная приверженность населения «тоталитарным установкам» (??) угрожают будущему страны, а ультразападное либеральное прожектёрство, напрочь оторванное от российской почвы и только увеличивающее отчуждение народа от власти.
Это - внутри страны. Не менее «захватывающие» перспективы ждут Россию во внешнеполитической сфере, если программа «детоталитаризации» получит ход. Ее авторы сулят возможность добиться «укрепления объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего "соцлагеря"». А в действительности? Лучшего подарка русофобам и реваншистам, чем признание ответственности СССР за развязывание Второй мировой войны (наравне с нацистским режимом), не придумать. Практика тех же прибалтийских режимов, которые под прикрытием «борьбы с наследием тоталитаризма» и следами «советской оккупации» лишают российских соотечественников гражданства, преследуют ветеранов Великой Отечественной войны, поднимают на щит коллаборационистов, будет в этом случае, так сказать, легализована. Этнократические режимы получат основание для предъявления России территориальных претензий, требований многомиллиардных компенсаций... Если в РФ это кто-то не понимает, то около двух десятков миллионов российских соотечественников, остающихся в ближнем зарубежье, понимают это очень хорошо.
Рижский историк Олег Пухляк: «Для многих очевидно, что под предлогом "десталинизации" происходит уничтожение даже не советской, а российской истории, что в свою очередь готовит демонтаж существующего Российского государства - так называемая "Перестройка-2"; распад Советского Союза предполагается завершить распадом Российской Федерации». Заведующий кафедрой отечественной истории Института государства и права Приднестровского государственного университета Николай Бабилунга: «Медленное, но неуклонное возрождение страны, ее постепенный и стабильный выход из глубочайшего системного кризиса и тупика, в которую она была загнана своими врагами, вызывает возмущение и страх у какой-то части людей как внутри России, так и за ее пределами... Отсюда и попытки вновь вернуть ее в подчиненную и униженную позу. То из Варшавы, то из Кишинева, то из Таллина, то из Бухареста, то из Риги, то из Тбилиси, то еще Бог весть из каких столиц все громче раздаются настойчивые выкрики и требования к русскому народу выплатить им какие-то исторические долги, заплатить им по счетам, поделиться своими территориями, своими недрами и богатствами».
Украинский политолог Василий Стоякин: «Я считаю, что Россия сейчас может совершить грубейшую ошибку. Не стоит забывать опыт перестройки - борьбой со сталинизмом такие затеи не могут закончиться. Войдя во вкус, люди начинают сильно бить уже по самой стране, как тогда и получилось. И последствия этого процесса вполне могут быть аналогичными - Россия начнет рваться на куски, как тогда Советский Союз». Молдавский историк Сергей Назария: «Если в России желают до максимума разжечь русофобию на постсоветском пространстве - пусть принимают данную "концепцию"... О каком "лидерстве" может идти речь? Реализация данных "предложений" с неизбежностью повлечет за собой необходимость России принять на государственном уровне концепцию "советской оккупации" и "советского геноцида". Последствия этого для России в области международной политики будут только отрицательными, вплоть до требований о материальной компенсации за "оккупацию и геноцид" и даже выдвижения к ней территориальных претензий». Президент Русской общины Латвии Вячеслав Алтухов: «Возня с "десталинизацией" представляется мне несвоевременной и однобокой... Попытки уравнять нацизм со сталинизмом неизбежно ставят вопрос о пересмотре итогов Второй мировой войны в свете участия в ней двух "равно преступных" режимов. Претензии к современной России в этом случае неизбежны». Это говорят люди, живущие вне России и ангажированные не её политиками, а Истиной с большой буквы.
PS:  Известный русский историк Игорь Фроянов о причинах роста популярности Сталина в народе, несмотря на программу по «десталинизации» общества. «Программу по десталинизации поддерживает меньшинство населения России, потому что она идет против исторической правды. Народ в этом отношении невозможно обмануть. Историческую правду народные массы чувствует интуитивно. Главную роль в разработке программы по десталинизации, как известно, сыграл Федотов, вытащенный из нафталина деятель 1990-х годов, когда страну нашу крушили налево и направо. Федотов, конечно же, недруг русского народа. И его извлекли, как поношенную и облезлую шубу из сундука, дав ему возможность снова покуражиться над Россией и покрутить старую идеологическую шарманку» - заявил в интервью «Русской народной линии» известный русский историк, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Игорь Яковлевич Фроянов, комментируя данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), согласно которым программу по «десталинизации» поддерживает всего лишь 26% населения России. «Слово "идеологическую" я употребил не случайно, - продолжил историк. - Федотовская программа насквозь идеологическая. Он, вероятно, не предполагал, какую мощную отрицательную реакцию вызовет эта программа, и, натолкнувшись на эту реакцию, дал задний ход. Федотов стал убеждать нас в том, что его программа направлена якобы не против образа и личности Сталина как исторического деятеля, а против "стереотипов тоталитарного мышления", будто бы укоренившихся в сознании нашего общества. Причем стереотипов, которые создавались не только в сталинское время, но на протяжении всего советского периода. Но уместно спросить, что такое "стереотипы мышления"? Это устоявшееся мировоззрение народа, его взгляд на окружающий мир, его отношение к действительности, это, наконец, ценностные ориентации этноса, или то, что именуют сейчас менталитетом народа. Всё это создается не в одночасье, народное миропонимание формируется на протяжении многих и многих веков. Поэтому пытаться изменить его, да ещё в такое сложное время, которое мы переживаем, это значит уподобить себя волшебнику, кудеснику, для чего Федотов явно не подходит».
Как сообщает сайт ВЦИОМ, четверть россиян (24%) сообщили, что их семья пострадала от сталинских репрессий (27% пять лет назад). Из них подробности о жизни репрессированных родственников известны 10%, еще 14% знают только о самом факте преследований. Почти половина сограждан утверждают, что репрессированных в их семье не было (46%). Еще около четверти (26%) признаются, что ничего не знают о том, как репрессии повлияли на судьбу их родственников. Причем, не информированных за последние пять лет стало больше (с 23 до 26%), а тех, кто знает о репрессированных родственника - напротив, меньше (с 27 до 24%). С каждым годом все больше россиян считают, что роль И.В.Сталина в России страны была скорее положительной (с 15% до 26%), а тех, кто уверен в обратном, напротив, становится все меньше (с 33% до 24% соответственно). Относительное большинство опрошенных по-прежнему убеждено в том, что роль этого человека в истории неоднозначна (39%). В том, что Сталин сделал больше хорошего, уверены, в первую очередь, пожилые россияне (40%), сторонники КПРФ (41%). Скорее негативной его историческую роль считают, в основном, приверженцы «Единой России» (28%). В равной степени и положительным, и отрицательным историческим деятелем Сталин является для 35-44-летних (42%) и сторонников «Справедливой России» (44%). Положительной роль Сталина в истории страны склонны считать те, у кого не было репрессированных родственников (30%), однако и среди те, чьи родные подвергались преследованиям, доля таких респондентов, практически в той же степени поддерживают эту позицию (28%). В то же время, последние значительно чаще полагают, что Сталин сделал больше плохого (32%).
Большинство россиян считают «десталинизацию» мифом, не имеющим ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной, и полагают, что в случае реализации десталинизация просто исковеркает историческое сознание, сделает его однобоким (45%). Так думают, в основном, сторонники КПРФ (59%) и ЛДПР (51%), а также 35-44-летние (53%) и пожилые россияне (50%). Более четверти опрошенных (26%), напротив, склонны думать, что «десталинизация» является очень своевременной мерой и поможет России двигаться дальше, осознав ошибки прошлого. Это мнение характерно для приверженцев «Справедливой России» и «Единой России» (31 и 34% соответственно). Стоит отметить, что негативное отношение к проекту «десталинизации» высказывают как те, у кого родственники не были репрессированы (50%), так и те, у кого были родные, подвергавшиеся преследованиям в сталинское время (46%). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 апреля 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
«Федотов замахнулся на невозможное, - продолжил свой комментарий Игорь Яковлевич Фроянов. - Он хочет изменить народный стиль мышления. Это никому не удавалось и удастся, потому что народное мировоззрение формируется самой историей народа, причем, как я уже сказал, длительной историей. В рассуждениях Федотова обнаруживается осознанная подмена понятий. Он рассуждает о тоталитаризме в нашей отечественной истории, о стереотипах тоталитаризма в мышлении и сознании русского народа. Но это историческое вранье. В дореволюционной России никогда не было тоталитарной системы. Существовала авторитарная система, поскольку русские люди всегда придавали и придают большое значение высшему властителю. Тоталитаризм не характерен для русской истории, так как на протяжении многих и многих столетий наблюдалась общественная самостоятельность русских людей, выражавшаяся в деятельности общин. Сочетать тоталитаризм с общинной самодеятельностью невозможно, тогда как авторитарная система вполне уживается с автономной общиной. Возьмите наиболее показательную в данном отношении эпоху правления Ивана Грозного. Будучи приверженцем неограниченной самодержавной власти, Царь Иван в то же время поддерживал и развивал земские начала в жизни русского народа, усиливая права местных обществ. Что касается Сталина, то им была создана система, которую я бы назвал мобилизационной. Ее цель заключалась в том, чтобы удержать страну от падения под натиском внешних вражеских сил. А вот тоталитаризм скорее характерен и типичен для Запада, потому что западное общество атомизировано, распылено на мелкие эгоистические индивидуальности, и соединить их, связать воедино можно только посредством тоталитарных методов и приемов. В России такой необходимости никогда не было, ибо дух коллективизма в ней никогда не угасал. Так что Федотов совершает подмену понятий, прибегая к терминологическому жульничеству».

«Стремительный рост положительного отношения народа к Сталину вполне объясним. В русском народе до сих пор не искоренилась вера в высшего властителя. Это первая причина. Второй же причиной является то обстоятельство, что люди могут сравнивать то, что было в сталинское время, с тем, что есть сейчас. А сейчас мы наблюдаем явную деградацию во всех отношениях. Сталинское же время - это время подъема и восхождения в сферах общественной жизни, тогда как ныне страна катится по наклонной плоскости. Конечно же, это влияет на оценку деятельности Сталина в умах людей, причем не только русских, но и других народов, населяющих Россию. Очень узок круг десталинизаторов. Мало кадров, которые могли бы быть задействованы нынешними демократами. Поэтому они оживляют идеологов и политиков вчерашнего дня, напоминающих тени прошлого. Именно так выглядит извлеченный из нафталина Федотов. Его программа по "десталинизации" вызвала и будет вызывать отторжение. Эффект получается противоположный тому, какой предполагалось вызвать. Но такой эффект обусловлен исторически», - заключил Игорь Яковлевич Фроянов.

Previous post Next post
Up