Нелли Цапурина "Рост бюрократического аппарата" (часть вторая)

Jun 04, 2017 17:23

Рост бюрократического аппарата объективный процесс при капитализации страны-глава из новой книги Нелли Цапуриной "Эффективен ли капитализм. Заметки экономиста из провинции".


Последние события в Америке, в странах Европы свидетельствуют о том, что бюджетных средств даже в благополучных странахкатастрофически не хватает. И это несмотря на то, что с помощью неравноценного обмена (в пользу, понятно, развитых стран) из колониально зависимых стран вывозятся и ресурсы, и дешевая рабочая сила, и дешевые рабочие часы в готовой продукции, что создавалась в колониально-зависимых странах...Все слышат проблемы у многих стран Европы с дефицитами бюджетов, с государственными долгами, с урезанием социальных программ. Многие задаются вопросом, а почему так случилось в еще вчера благополучных странах? Я попытаюсь на конкретных ярославских примерах показать одну (именно одну) из причин.
Для начала крутые цифры. В 1987 году в Америке на начало нашей перестройки уже было более 21 млн. госслужащих. В это же время апологеты рыночной экономики в СССР взяли на вооружение лозунг: «У нас 2 млн. бюрократов. Грабят! Даешь рыночную экономику, Государство как ночной сторож, сократим бюрократов, сохраним деньги бюджета!»  Помнится, году в 90-м я начала искать доказательства состоятельности иль несостоятельности высказываний Литвы, Латвии и Эстонии насчет того, что якобы Россия их колонизировала. Сравнила численность работников в их промышленности с ежегодным приростом основных фондов. Вывела показатель прироста основных фондов на тысячу работающих в промышленности. И оказалось, что показатель прироста основных фондов на тысячу работников промышленного персонала в прибалтийских республиках был выше, чем у всех других республик СССР. Данный факт свидетельствовало о том, что именно за счет вложений со стороны союзного бюджета этот больший рост и обеспечивался. А если учесть, что в промышленном классе прибалтийских республик в процентном отношении большую часть составляли русские, то получалось, что «оккупанты» работали на увеличение экономической мощи республики. А из оккупационной страны, из России, шли дотации и субсидии. Коренное население все больше пребывало среди творческой и управленческой когорты. Поделилась радостью открытия нового показателя - прирост основных фондов на тысячу промышленного персонала - с профессором В.И.Корняковым, которой смеялся и говорил, что я открыла велосипед, т.к. этот показатель уже 10 лет используют в экономическом анализе. На заре рыночных преобразований либеральные рыночники не хотели замечать, а может просто по своей тупости и не могли увидеть главный факт, что рыночная экономика означает рост бюрократии..А рост бюрократии в свою очередь приведет к увеличению расходов бюджета на содержание бюрократии, увеличение налогового бремени прежде всего на население, потому что, как показала дальнейшая экономическая рыночная жизнь, бизнес весьма успешно сбрасывает с себя налоги (а проще - уходит от налогов), о чем не знало, ратуя за реформы большинство населения. Чего греха таить, так хотелось колбасы и ярких тряпок?! Замечу при этом, что рост бюрократии чуть ли не в 10 раз был уже отмечен в 1996 году! Об этом пошумели, повозмущались. И поставили точку.
Пример первый и основная причина объективного роста бюрократии. Увеличение численного состава управленческих структур, занимающихся сбором налогов. При этом сразу же замечу - налоговые органы самые необходимые чиновники в нашей российской действительности. Раньше вопросами правильности уплаты налогов занимались отделы райфо в каждом районе, и где сотрудников было 4-5 человек на каждый район(!) города Ярославля и любого района Ярославской области. Эти структуры до сих пор сохранились, называются иначе, но наряду с ними в 90-х годах прошлого века появились и налоговые инспекции. С расширением процесса капитализации страны налоговые инспекции превратились в огромные структуры. Но мы видим - они не сидят без дела, как бы мы в сердцах от долгого сидения в очередях и не раздражались ироничными возгласами в их адрес. Налоговики самая непродажная, честная часть нашей бюрократии. Они, можно так сказать основа государства, без их работы государство бы не стояло…При капитализации-приватизации очень значительно выросло количество юридических лиц!!! В 2006 году в Ярославской области на налоговом учете состояло 39 тысяч юридических лиц. За пять лет построили один отвёрточный заводик и фабрику лекарств, и несколько торговых центров! В последнем выпуске Росстата по Ярославской области, что имеется в Ярославской областной библиотеке им. Некрасова, на 1 января 2013 года году на налоговом учете числится  45,6 тысяч юридических лиц и 35,9 тысяч предпринимателей. Так что со времен советской власти в тысячу раз выросло количество налогообязанных юридических лиц, поэтому сборов налогов с них занимается огромное количество налоговых сотрудников. А вы что хотели - мелкий бизнес, мелкий бизнес. А забот-то сколько?! С теми же налогами.
До крупных акул бизнеса (иль слонов) не дотянешься, в оффшоры прибыли прячут, руки коротки - а за средним, тем более, мелким бизнесом побегаешь, пока копейку для государства добудешь... Яркий ярославский пример - на территории Лакокраски в Дзержинском районе г. Ярославля в советское время был один плательщик налогов, а сейчас на той же территории находится 55 юридических лиц!
Усложнение налогового обложения - тоже тенденция современной России. Это видно даже по количеству зданий - если ранее работники райфо сидели в каждом райисполкоме и занимали по паре кабинетов, то ныне только в городе Ярославле 4 здания занимают налоговые инспекции. Посмотрим на основные функции налоговых органов:
1.регистрация субъектов экономической деятельности юридических лиц и предпринимателей,
2.регистрация всех изменений с этими субъектами деятельности изменение участников, размера их долей, смена директоров и т.п.,
3.собственно вопросы взимания налогов, проверка правильности уплаты налогов,
4.судебные споры с субъектами хозяйственной деятельности.
В советское время и плательщиков налогов было меньше, и ни один директор, ни один главбух не были заинтересованы в неуплате налогов. Над ними не стоял собственник, который бы «стимулировал» уход от налогов. Налоги уплачивались самому государству, который формировал бюджет. Из того же бюджета промышленность получала средства на расширение производства, на строительство новых промышленных объектов. Но иная ситуация сейчас. В 1987 году до начала кооперативного движения в СССР, очень интересно видеть, как обстояло дело с уплатой налогов в 1987 году в США, этом становом хребте рыночной экономики. И сравнить с бюджетом в СССР, до того момента, как Горбачев вдруг рванул социалистический общественный строй и потащил страну в рыночную экономику.
Бюджет США 1987 год-ДОХОДЫ ВСЕГО 854,1 млрд долларов Из них: Налоги с индивидуальных доходов 392,6 !!! Налоги с прибыли корпораций 83,9 (ха-ха-ха) Налоги и взносы в фонды соцстрахования 303,3 Акцизы 82,5 На наследство, дарение, таможенные пошлины 41,8. Видно, что в уже к 1987 году в США война между налоговыми органами и бизнесом закончилась в пользу бизнеса. Простой американец в 1987 году уже вложил в бюджет 392,6 млрд.+ и часть от 303,3млрд. + часть от 41,8 млрд. долларов. Понятно, что 70% доходной части бюджета США - это налоги, сборы, взносы с доходов отдельных граждан. Рядовые американцы в 1987 году давали налоговых поступлений в бюджет больше, гораздо больше этих самых корпораций. И, несмотря на столь большой бюджет, Америка уже к 1987 году имела внутренний долг в 2,3 трлн. долларов.
Бюджет в СССР в том же году . ДОХОДЫ ВСЕГО 458,6 млрд руб. Из них: Налоги с оборота 96,9 Платежи гос. Предприятий из прибыли 125,9 Налоги с населения 32,2 !!! Средства гос.соц.страхования 27,0 Из общей суммы доходов бюджета от государственных и кооперативных предприятий и организаций поступило в доходную часть бюджета 423,4 млрд. руб., т.е. 92,3%, а на население осталось 7, 7 %, потому что взносы на страхование за работающее население платили предприятия. А когда идет тихая подковёрная борьба за налоги между бизнесом и государством, понятно, что работы у налоговых органов предостаточно.
Пример второй. Рост регистрирующих органов. Вспомним старое БТИ советских времен. Маленькое двухэтажное здание (не более 10 кабинетов) рядом с нынешней мечетью и Ярсоцбанком по улице Победы города Ярославля. Все дела по домовладениям Ярославля хранились там. А еще в каждом районе Ярославской области были свои землемеры и сельсоветы, в которых хранись документы на земельные участки и домовладения. Так как земля не продавалась, то сделки с домовладениями, купля продажа совершались просто - договор через нотариат, прописался новый собственник к купленном доме, и квитанция на земельный налог и обязательное страхование начинали приходить к новому собственнику. Квартиры не перепродавали, прописывались, выписывались (какие там сделки!), все обмены совершали через обменное бюро с маленьким штатом одноэтажном домике, во дворах по улице Собинова. В условиях капиталистической действительности все продается, все покупается - кругом базар, кругом торг. Поэтому каждый возможный объект купли- продажи в России должен теперь иметь бирку с указанием собственника. Так во всех странах делается. Поэтому капитализация России потребовала, в первую очередь, переписи всего имущественного комплекса в промышленности, всей недвижимости у населения. Процесс навешивания бирок зовется сейчас так - регистрация права собственности… Процедура купли-продажи требует, чтобы покупающая сторона была спокойна, что покупает у настоящего собственника. И именно с этой целью введена регистрация всей недвижимости, прав на недвижимость, и всех совершаемых с недвижимостью сделок. Но прежде чем недвижимость зарегистрируют за каким-то собственником, ее подробно измерят, зарисуют, проведут межевые работы с земельными участками, поставят на кадастровый учет. Вся эта огромная перепись и поддержание в исправности кадастров, реестров потребовала огромной армии бюрократии. И что мы имеем теперь вместо маленького здания на улице Победы в 10 комнат, где располагалось советское БТИ, и квартирного обменного бюро с улицы Собинова в восемь комнат: здание на улице Пушкина 14А,  здание на улице Толбухина 64А, первый этаж здания на Б.Октябрьской, где располагаются Фрунзенский и Красноперекопский отделы регистрационной службы, часть здания на пересечении улиц Володарского Некрасова, помещения в здании бывшего общежития рядом с Шинным заводом, где располагается Ленинский отдел регистрационной службы, новое здание на Б.Федоровской в Красноперекопском районе, часть первого этажа здания на ул. Свободы. Появилась отдельная структура - Агентство по аренде земли города Ярославля. При этом земельные комитеты в каждом районе Ярославской области значительно выросли в своем составе, их именуют уже управлениями. Появились десятки частных организаций по межеванию - их около сорока, список вывешен в Управлении земельных ресурсов города Ярославля на улице Нахимсона. И эти организации ничего не производят: они лишь меряют, описывают, готовят бумажки.
Пример третий. Увеличение судебных работников. Мы будем сравнивать последние года советской власти. До перестройки. Арбитраж (система хозяйственных судов, разбирающих споры между субъектами промышленного и иного производства, сферы торговли) был создан (чтоб разгрузить арбитражи при Совете Министров каждой республики) по Конституции 1977 года. Итак, начиная с 1977 года, в Ярославской области начал действовать государственный арбитраж. Все время советской власти (до Горбачевской перестройки, т.е. до 1985 года) он существовал в следующем составе: три арбитра, главный арбитр, четыре канцелярских работника, уборщица и водитель. Занимал арбитраж всего (!) 4 кабинета в здании управления местной промышленности по улице Свердлова, что стоит напротив Ярославской областной библиотеки им. Некрасова. Процедура рассмотрения споров занимала не более месяца. Апелляционной инстанции не было, роль кассационной инстанции исполнял главный арбитр. А надзорная инстанция - сразу в Высший арбитраж, в Москву. Даже сложные, так называемы споры по перевозкам (железнодорожные, централизованные перевозки автотранспортом УТЭП, - кто еще из транспортников помнит) с обязательной стадией досудебного предъявления претензий перевозчику, не длились месяцами. Как правило, в течение трех месяцев спорная сумма уже была на банковском счету «обиженной стороны» Нынешние юристы скажут фантастика, досужие домыслы. Я сохранила справку-отчет о работе за 1983 год в Ярославском Управлении Главнаснаба СССР, которую каждый юрист составлял по итогам года. Так вот, в 1983 году я заявила 130 исков, и все иски том же году были рассмотрены. А ведь у меня еще была и претензионная работа! Такой объем исков можно было обработать, только при быстрой и эффективной работе судебной системы в целом. Я хочу, чтоб в истории остались имена тех арбитров советской эпохи, что при промышленном объеме Ярославской области, в 2 раза превышающем нынешний, демократический объем, вершили быстрое и справедливое, настоящее правосудии в хозяйственном обороте - это Татьяна Ивановна Петухова, Татьяна Ивановна Дёгина, Татьяна Васильевна Сафронова, Валентина Александровна Боровик. У последнего арбитра я проходила практику на пятом курсе ЯРГУ, присутствовала на заседаниях и рылась в делах арбитража по железнодорожным перевозкам. Знакомство с практикой в арбитраже позволило мне, всего лишь через год после вуза, разработать для товарных отделов нашего Ярославского Управления Госснаба сводную таблицу - «Розыск грузов, предъявление претензий и исков по перевозкам грузов». Для чего пришлось покорпеть над четырьмя Уставами - железнодорожным, автомобильным, воздушным и почтовым, а еще над нормативными актами по импортно-экспортным перевозкам и по УТЭП-перевозкам. Эта таблица 1983 года с подписями начальников отдела до сих пор хранится в моем личном архиве, и в уточненном виде эта таблица еще лет 20 применялась на бывшей моей работе в Госснабе. Арбитраж был государственным, он вполне оправдывал свое название, потому что правосудие вершилось быстро, эффективно и справедливо. Спустя 30 лет я могу рассказать об одном случае. Было это на первом году работы в Госснабе, когда я, начинающий юрист, наверное, еще плохо умела анализировать составленные акты по недостачам. Завод из Московской области отгрузил в адрес Госснаба надфили. Представляете, открывают пятитонный контейнер сотрудники первой базы Госснаба, а там не ящики, с упаковочными ярлыками, где бы было проставлено количество упаковок и ассортимент надфилей, а там продукция навалом. Пришлось управляющему Госснаба срочно искать дополнительных сотрудников и сутки трудились над тем, чтобы разложить по ассортименту, сосчитать весь навал из контейнера. Оказалось, что еще и недостача. А в 1983 году, недостача в 2 тысячи рублей, это были большие деньги, примерно годовая зарплата юриста. Был составлен акт, заявлена претензия, молчание в ответ. Заявили иск, на рассмотрение в арбитраж Московской области отправили меня. Начинается заседание, юрист ответчика была знакома с арбитром, все называла, ее как-то излишне просто - допустим, «Марь Ван». И на заседании представитель ответчика вынимает из кармана главный козырь: «Да гляньте, Марь Ван, в их акт, там написано, что всего 3 часа шел разбор и актирование надфилей, но это же пятитонник…» Стало понятно их молчание по претензии. В голове зашумело, и уже я начинаю рубить правду - матку, сказала сгоряча следующее: «Это просто описка - 23 часа шла разгрузка и подсчет надфилей, мы вынуждены были привлечь для срочной разгрузки даже солдат». Моя фраза про солдат была весьма понятной для арбитра: простой контейнера под разгрузкой выливался для предприятия в штрафные санкции. Арбитр, выслушав все объяснения сторон, объявила, что сумму в нашу пользу взыскивает. Та сторона опять за свое: «Марь Ван, как же так…, да у них акт…, да, может, и недостачи не было в такой большой сумме… ». На что арбитр сказала: «Им (т.е Госснабу) наверняка пришлось этих солдат-грузчиков и кормить, может где-то и обсчитались, а вы уж совсем (т.е. завод -изготовитель) обнаглели - пятитонник, и навалом…» Согласитесь, решение не совсем правовое, но справедливое. Тот, советский арбитраж, помимо правовых вопросов невольно исполнял и государственно-управленческие функции: штрафовал за доведение бесспорного иска до арбитражного рассмотрения, за отсутствие ответа на претензию, отправлял руководителям «зарвавшихся» сторон процесса, предписания о недопущении нарушений впредь.
Уже в конце 80-х годов началось так называемое кооперативное движение. Это вызвало рост судебного аппарата, но пока не очень значительно. Арбитров стало 8, переехали в здание на улицу Чехова. Потом было большое здание на улице Тургенева. После завершения приватизации, акционирования предприятий, т.е. проще скажем после полной капитализации страны, после завершения контрреволюционного переворота, когда практически вся промышленность оказалась в частных руках, очень значительно, вырос и судебный аппарат. Наш ярославский хозяйственной направленности судебный аппарат завершил свои переезды в трехэтажном особняке на проспекте Ленина. Там раньше размещался строительный главк, который все Брагино выстроил, весь Заволжский район перестроил. Строитель умер, чиновник народился. Но должна отметить, что дел в судах огромное количество. Судьи без дела не сидят. Посмотрите на их плотное расписание. А еще загляните в комнаты помощников судей и секретарей судебных заседаний - кабинеты завалены делами. Обратите внимание к концу года и на нумерацию дел по Арбитражному суду Ярославской области.  Помимо огромного количества дел, сложность их работы состоит еще и в том, что постоянно меняется законодательство, меняется судебная практика. Судьям сложно и психологически, когда в судебных спорах сталкиваются зубры бизнеса, акулы монополистов, а еще труднее - когда рыбешка судится с китом... Уверяю, большая часть судебных работников - это труженики. И еще тома копий хранить?! Ведь надеялись, что налоговая сохранит. В мелкой, с малыми объемами производства фирме, наверное, такое, и возможно. Но на большом заводе хранить тома копий документов по каждой декларации, по каждому налогу, ежеквартально сдаваемому, да еще больше, чем за 5 предыдущих лет?! Невозможно. Неискушенный читатель скажет - но у вас же есть подлинные бухгалтерские документы! Но бухгалтерский учет не совпадает с налоговым учетом по датам документов. Однако ж, подобные налоговые споры в советское время были просто невозможны - налогов было всего два, по расчетам до примитивности простых, цены установлены на министерском уровне. О чем было спорить?
                            Назовем основные причины роста судебного аппарата.
1. Увеличение количества хозяйствующих субъектов. Это настолько определяющий фактор, что с ним вряд ли кто станет спорить. В советское время в каждом районе города Ярославля 2- 3 завода, управление торговли и управление бытового обслуживания. Вот они в собственных интересах, а управления - интересах того ли иного магазина, своих структурных подразделений, могли обратиться в арбитраж с исками. А сейчас количество потенциальных истцов выросло в тысячи раз. Около 50 тысяч юридических лиц, а еще предприниматели идут с исками в арбитражный суд.
2. Увеличилось количество поводов, оснований исков, предметов иска… В переводе на популярный язык скажем так. Если в хозяйственный оборот ввели и предприятия в целом, здания и сооружения, земельные и лесные участки, акции и ценные бумаги, и т.п. (а не только товары народного потребления и продукция производственно-технического назначения, как это было раньше), то появляются споры по поводу новых объектов гражданских прав.
3.Усложнилось законодательство. Теория правового государства в действии. Сейчас на каждый «чих» пишется закон, издается постановление, инструкция, самостоятельным, действующим лицом стало такое явление, как «судебная практика», потихоньку правовая система России скатывается к прецедентной системе права.
 В нынешнем Арбитражном суде Ярославской области по состоянию на начало 2012 года было 6 составов по 5 судей, а к середине 2013 года стало 8 составов. У каждого судьи есть помощник, есть еще консультанты на каждый состав, что отслеживают законодательство, секретари судебных заседаний, канцелярий уже три. А всего общее количество сотрудников в суде вместо прежних 7 человек советского периода, сейчас примерно 120 человек, и еще, имейте в виду, я не знаю количество обслуживающего персонала - судебные приставы, уборщицы, водители. И вместо 4 кабинетов на ул. Свердлова г. Ярославля в 1984 году перед началом перестройки, арбитражный суд в настоящее время занимает трехэтажное здание, где более 86 кабинетов! Возникли новые две структуры в системе арбитражных судов. Апелляционная инстанция в г. Кирове, восьмиэтажное здание, где 30 судей, и, следовательно, примерно, такое же, как в ярославском суде первой инстанции, количество помощников, секретарей, консультантов.
Жил себе поживал суд Ярославского района в 1984 году из двух судей - председатель П. , судья Р., трех секретарей. Занимали простенькое одноэтажное здание на ул. Гагарина с 5 кабинетами-комнатушками и двумя судебными залами (громко сказано)- зал один большой, а второй - небольшой кабинет для мелких заседаний. Теперь судей восемь в Ярославском районе, у каждого помощник, секретарь, канцелярии уже две - по уголовным и гражданским делам, есть приемная. И вместо пяти кабинетов с двумя залами для слушания дел в советское время, Ярославский районный суд занимает двухэтажное здание на улице Победы города Ярославля, и там уже больше 50 сотрудников. Но есть еще мировые судьи, их четыре. Занимают помещения в двух зданиях, у каждого также помощник и секретарь, и обслуживающий персонал. Значительно вырос и областной суд. Если раньше членов областного суда было всего 8 , то сейчас около 30,.помощников и секретарей тоже больше раз в 10. Так что и система судов общей юрисдикции с учетом роста и районных, и областных судов, а также появление мировых судей выросла в 20 раз. И количественный рост судов общей юрисдикции точно также объективен. Население выросло минимально, но в огромных масштабах увеличилось количество поводов для споров, так как в оборот пущена земля, квартиры, дачи, прочая недвижимость.
В США самый высокий показатель количества юристов на 100 тысяч населения. Этот факт в начале перестройки приводили в качестве положительной цифры - глядите де как в Америке, как много юристов!
Пример четвертый. Рост системы судебных приставов. В советское время приставов звали иначе - судебные исполнители. Они находились при каждом районом суде. В Ярославском районном (сельском) суде их было трое. И занимались они в основном взысканиями между гражданами. Проблем по взысканиям по исполнительным листам не было. Каждый гражданин имел доход: зарплату, пенсию, стипендию. Безработица отсутствовала, а с маленькой заработной платой меньше 80 рублей (как 16 тысяч сегодня!) жило всего 4,8 % работающего населения, средняя заработная плата по стране в 1987 году была больше 200 рублей. И, при этом, четкая прописка по месту фактического проживания. Исполнительный лист поступал по месту работы, и бухгалтерия высчитывала у должника из зарплаты долг или алименты. Судебные исполнители не работали с исполнительными листами по взысканиям между организациями, юридическими лицами (далее - юрлица). Почему так было? А все просто. Исполнительный лист на должника - юрлицо, кредитор-взыскатель, получал в тогдашнем арбитраже. В советское время было всего 2 банка с его филиалами, позднее стало 4 банка, но каждое юрлицо вправе было иметь один расчетный счет в одном банке! Красота, мечта нынешнего судебного пристава. А сейчас судебным приставам приходиться заниматься и взысканиями между гражданами, и между юридическими лицами. А потому, вместо 3 судебных исполнителей советского периода (сидевших в одном кабинете!), в службе судебных приставов Ярославского района - 8 судебных приставов только на взысканиях, в помощь им в 2 раза большее количество технических работников. Но это еще не все. Есть судебные приставы, которые не занимаются взысканиями, они как бы охрана при всей судебной системе - в арбитражных судах, в судах общей юрисдикции, при мировых судах. Вместо вневедомственной охраны, которая в советское время была только в областном суде…Рост службы судебных приставов 15 кратный. И поверьте - они трудятся не покладая рук, они тоже завалены делами. Но их упорный труд не всегда дает требуемый результат: только около 50% исполнительных листов реально исполняются.
Пример пятый. Рост контролирующих органов по причине смены методов управления промышленным производством. Мы ушли от отраслевого управления промышленностью - ранее существовавшие отраслевые министерства ликвидированы. Казалось бы, сократился бюрократический аппарат. В этом месте необходимо небольшое отступление. Тот аппарат, который хотя и именовался писаками демократами бюрократическим, но таковым фактически не был, потому что отраслевые министерства занимались организацией производства в масштабах страны, руководством, планированием производства на существующих предприятиях, налаживанием межотраслевых связей с участием Госплана, строительством новых предприятий. Сейчас подобного нет. Производство планируют собственники. Но государство, которое ранее управляло промышленностью изнутри предприятия, через директора, который находился на государственной службе, вынуждено в настоящее время заняться внешним контролем частных предприятий. А внешний контроль это более сложное занятие.
Давайте посмотрим на чисто популистских примерах. Вот приехала (в советское время) министерская проверка на предприятие. Проверяет комплексно:
1) соблюдение трудового законодательства - оплата труда, техника безопасности, режим труда и отдыха;
2) проверяет само производство - соблюдение технологических режимов, ГОСТов при производстве готовой продукции, ценообразование, соблюдение договорной дисциплины по отношению к потребителям, покупателям;
3) проверяет бухучет - уплату налогов, использование средств амортизационного фонда - используется ли он на действительное расширение производства, иль на необоснованное премирование руководящего состава...
Проверяет и многое другое. Появляется на свет итоговый документ, директор заслушивается на коллегии министерства, издается приказ об устранении тех или иных нарушений. И Директор выполнит все требования, иначе уволят. А если нарушения грубейшие, директора просто увольняли по итогам коллегии. Следует заметить при этом, что Бюрократ в советское время - министр ли, иль его замы не были по большому счету бюрократией. Они работали на результат. Должны были увеличивать производство, соблюдая при этом трудовые законы и технику безопасности, отвечать за рост, качество продукции на заводах и фабриках их министерства, главка, производственного объединения. Какой же это бюрократ, если он встроен в систему производства!? Но именно этого «бюрократа» и предлагали ликвидировать все перестройщики, демократы , либералы. А как же сейчас обстоит дело с внешним контролем, вместо внутреннего советского контроля? А вот как! Проверять соблюдение трудового законодательства приедет Рострудинспекция, соблюдение правильности использования машин и агрегатов придет Ростехнадзор, соблюдение санитарных норм - Роспотребнадзор, пожарных требований - МЧС, уплату налогов - ИФНС, экологии - природоохранная прокуратура. И каждый проверяющий орган выдаст свое предписание, оформит административные протоколы (а все надо оформить, вручить и получить объяснения по законной процедуре). Затем, если есть к тому основания, протоколы направят в суд для привлечения к административной ответственности. Потом повторные проверки. Но, увы, директора никогда не снимут, его уволить может только собственник, иль какой-либо принципиальный проверяющий, который (опять же, только через суд) сумеет добиться применения дисквалификации. Потом по всем проверкам начнутся тяжбы по судам. Заработает судебная система (существующая за счет налогов). Часть предписаний оспорят, часть протоколов не дойдет до реального наказания. И все останется по-прежнему до следующей проверки. А уж насчет соблюдения трудового законодательства вообще помолчим…Вместо прежних отраслевых министерств появились другие, поистине бюрократические структуры, для которых важен сам процесс контроля, а не конечный результат, как это было в советское время при государственном министре, директорах, каждый из которых нес персональную ответственность за работу министерства в целом, главка (потом производственного объединения), предприятия, которым руководил. И нынешний директор любого коммерческого предприятия отвечает только перед собственником за величину получаемой прибыли лично для собственника. И чем меньше он будет тратить средств на заработную плату, налоги, и т.д., и.п., тем более эффективным управленцем он будет считаться в глазах своего хозяина. А если сумеет колбасу произвести вообще без мяса, и при этом не попасться при очередной проверке, он гений в глазах собственника.... Продолжение по ссылке...
Previous post Next post
Up