Ленин в реальной жизни (часть вторая)

Apr 22, 2017 14:13

Часть первая.
Основные свидетели: А.А. Андреев, Г.В. Чичерин, Клара Цеткин, Л.Б. Красин, Н.Б. Милютин в сборнике "Воспоминания о В.И. Ленине", А.В. Луначарский "Ленин в Совнаркоме", Л.А. Фотиева "Из жизни Ленина", Г.М. Леплевский "Воспоминания о работе В.И.Ленина", М.И. Гляссер, Бонч-Бруевич и сам Ленин.


Есть несколько всем известных, набивших оскомину актерских штампов для исполнения роли Ленина. Все они довольно нелепы и совсем неверны. О бытовых привычках и поведении Ленина в узком кругу близких людей лучше всего изложено у Крупской. Позднесоветские режиссеры и актеры ее уже не читали, а зря - редким чувством юмора обладала Надежда Константиновна. Там чуть не в каждом абзаце есть скрытая улыбка. Особо доставляют условные разделы "Ильич-охотник" и "Ильич-рыболов", да. Отдельный жанр по "бытовому Ленину" - юбилейные мемуары и воспоминания о личных встречах "с Ильичом" старых большевиков на той или иной стадии маразма. Там хардкор для особо упоротых, даже рекомендовать не стану. Но "Ленин в быту" далеко не так востребован, как "Ленин-революционер и политический деятель". Поэтому ниже приведены основные привычки Ленина "на работе", благо его соратники, подчиненные и друзья оставили множество воспоминаний.
1. Самый характерный ленинский жест, который вспоминали по-моему все, это совсем не заложенные за жилет руки, а отгибание пальцем правого уха, когда Ленин слышал что-то важное и интересное. Иногда он так делал и при чтении чего-то важного.
2. Ленин покачивался на носках в следующих случаях:
- когда разговаривал с кем-то стоя;
- на митингах в ожидании очереди своего выступления;
- когда читал что-то важное, то поджимал ноги под стул и сгибал в носках. (Поэтому у него ботинки имели вечно загнутые носки).
3. Самое любимое словечко, абсолютный ленинский хит - "Надо вникнуть". Когда Ленин говорил это на заседаниях СНК или СТО, то все знали, что скоро он потребует материалов по теме. Если Ленин при этих словах смотрел на профильного наркома или работника, то это означало, что тому тоже надо "вникнуть". У стенографисток и секретарей постоянно спрашивал: "Вы вникли?"
4. Ленин не картавил. Он четко выговаривал букву "р", только чуть мягче. Мог сильно мягко, грассируя, но не картавя выговаривать букву "р", когда переходил с одного языка на другой, когда внезапно отвлекали, когда сильно торопился, когда вел отвлеченную личную беседу с близким человеком. В деловой беседе нормально все буквы выговаривал.
5. Если докладчик, выступающий или оратор говорили что-то дельное и важное, а Ленин их лично плохо знал, то он немедленно писал записочку профильному наркому или секретарям с вопросом об имени и месте работы товарища. Эту информацию потом никогда не забывал. Записочку писал на любой попавшейся поверхности и бумажке.
6. Тайм-менеджмент. Жесткий. Ненавидел опоздания и расход времени впустую. Выступал всегда только по делу и того же требовал от других: "главное факты и цифры". ( Д.А. Медведев-молежт поучиться?) Свой отдых планировал заранее, но моментально переносил, если появлялись дела. Рабочий день заканчивал в 10 вечера, если не было больше срочных дел. То есть очень редко. После десяти сидел один и читал то, что наметил прочесть днем. Если чтение было не особо напряжным, то просил и с удовольствием выпивал один бокал светлого пива.
7. Как проводил заседания и непосредственно руководил. Самые важные заседания большого и малого СНК и СТО всегда проходили с 6 до 10 часов вечера. Самые страшные проступки участников:
- опоздание;
- злоупотребление общими фразами.
Опоздание впервые и на пару минут - Ленин неодобрительно покачивает головой и делает замечание. Опоздание второй раз или более чем на пять минут - лишение дневного заработка. Неоднократное опоздание или прогул - строгий выговор с публикацией в печати. Приятного мало, нарком Брюханов подтвердит.
Порядок выступлений был следующий:
- доклад - 10 минут.
- выступления по докладу: первое 5 минут, второе 3 минуты;
- говорить не больше трех раз;
- "за" и "против" - по одной минуте.
Если оратор просил хоть минуту к "порядку", то Ленин отвечал: "это не к порядку, а к беспорядку".
8. Любимое одобрительное выражение: "Хорошо сказанулось!". Употреблялось по поводу речи, анекдота или выражения в газете. Если на заседании кто-то четко и ясно предлагал подходящее решение, то Ленин говорил: "Диктуйте это решение, у вас хорошо сказанулось".
9. Любимые негативные выражения: а) "Безобразие и дикость" и б) "Подло". Самое страшное, что могли услышать чиновники и бюрократы. Примеры. а) Как-то, во время заседания большого СНК, разбирали вопрос не требующий личного участия Ленина. Ильич вышел в приемную и увидел, что "вся она наполнена усталыми, измученными людьми, которые в клубах табачного дыма сидели в ожидании вызова для доклада, иногда лишь для того, чтобы в конце заседания услышать, что вопрос отложен" (это секретарша Фотиева 40 лет спустя вспоминала с содроганием). Ильич, который ненавидел, когда время людей тратили зря и впустую, громко возмутился: "Это дикость и безобразие!". Эту же фразу он употребил и в последовавшем распоряжении управделами СТО и СНК от 13 октября 1921 года. С этого дня все докладчики получали вызовы на заседания на конкретное время, в день заседания по телефону уточнялась необходимость каждого докладчика и если докладчик ждал дольше 15 минут, то должен был возвращаться к своей текущей работе, а его нарком получал публичный втык и делал КУ с приседанием перед всеми присутствующими. (Это, как бы, неприкрытый намек абсолютному большинству современных эффективных топ-менеджеров - уж больно частая картина в их приемных) б) Слово "подло" Ленин применял к поступкам, обстоятельствам, положению вещей и в качестве характеристики отдельных вещей. "Подлый пиджак" - это он, например, о тесной и неудобной обновке выразился. Вот употребление слова "подло" на самом злободневном и по сей день примере. В 1921 году наше ЖКХ достигло привычного днища. Малый СНК придумал лечить его новым законом "Об управлении домами". Законопроект отправили на согласование Ленину. Ленин написал резолюцию: "Подлый закон. Обдумать, нужен ли этот закон". Малый СНК подумал и решил, что закон нужен. Тогда Ленин написал им записку: "Наши дома загажены подло. Закон ни к дьяволу не годен. Надо в 10 раз точнее и полнее указать ответственных лиц (и не одного, а многих в порядке очереди) и сажать в тюрьму беспощадно".
10. Ленин звонко и искренне смеялся. Чаще всего от трех вещей: красивого каламбура, курьезного противоречия и когда заставлял отдельных товарищей своим умом дойти до осознания собственной тупости. В последнем случае смеялся только вместе с осознавшим товарищем. Любил анекдоты про бюрократов - смеялся громко, но сразу делал выводы. Ненавидел похабщину и армейский юмор.
11. Если слышал даже в простом, неделовом разговоре общие рассуждения и умозаключения, то немедленно припирал говорившего к стенке, требуя фактов, документов и цифр.
12. При решении важных вопросов, по свидетельству Луначарского, умел сжимать время: "самое время делалось более плотным, так много фактов, мыслей и решений вмещалось в каждую данную минуту" ("Ленин в Совнаркоме").
13. Каждое утро Ленина начиналось со звонка в секретариат и вопроса: "Кому я сегодня нужен?" (Фотиева и Гляссер). С весны 1921 года Ленин каждое утро спрашивал, нужен ли Наркомпроду или Наркомату путей сообщения внеочередной созыв хлебной комиссии.
14. Проще всего общаться и решать вопросы с Лениным было американцам. Они находили, что у него "настоящая американская деловая хватка". Вот, для примера, непредвзятые впечатления о Ленине полковника Хаскелла - руководителя АРА в РСФСР и ярого антикоммуниста.
15. О своих неудачах и здоровье всегда говорил с иронической усмешкой.
16. Любил передразнивать выговор Горького.
17. При выступлениях, на заседаниях и переговорах секретарь должен находиться сзади справа или просто справа. Мог автоматом передать и уронить в пустоту записку или бумажку.
Да, и хочется отметить то, о чем многие забывают, глядя только на даты жизни: последний рабочий день Ленина - 12 декабря 1922 года. Все. 13-го он смог только продиктовать два письма: Сталину для Пленума ЦК и замам по СНК и СТО о своей болезни. Дальше сами играли как умели, без него.
Всех, кто берется судить сегодня Ленина, объединяет абсолютное непонимание смысла его учения, причин его популярности в народе и мотивов, стоявших за созданием СССР. Проще говоря, Ленина из них никто толком не читал и читать не собирается (хотя именно сейчас, учитывая ситуацию в мировой экономике - самое время). Специально для них  на бытовом, примитивном уровне  изложу логику большевиков на 1916 г.
1. Развитие капитализма неизбежно приводит к кризисам. Кризисы всегда разрешаются через войну.
2. С каждым следующим кризисом империалистические войны будут становиться все более разрушительными.
3. В империалистических войнах самым жестоким образом обнажается классовая структура обществ: в первую очередь гибнут бедные и бесправные, богатые сидят в тылу и не гибнут.
4. У России, как у отсталого капиталистического государства, нет никаких шансов выиграть мировую войну. Будучи полуколониальной державой, Россия находится в зависимости от внешних кредиторов, а потому жизнями своих солдат постоянно спасает союзников на западном фронте. Даже в случае победы Антанты над Германией следующим "пациентом Европы" неизбежно станет именно Россия (Крымская Война). Технологическое отставание России от Англии, США, Франции, Японии (Русско-японская война) таково, что практически не оставляет государству шансов сохраниться. То, с какой скоростью Антанта приняла отречение Николая и бросилась потом дербанить царское наследство, полностью подтверждает эти предположения.
5. Чтобы не допустить очередной мировой войны (в которой однажды погибнут все - и русские, и нерусские), необходимо создать другую, альтернативную мирохозяйственную систему (СССР).
6. Чтобы защитить эту мирохозяйственную систему от неизбежной агрессии капитализма, её создатели должны совершить качественный рывок в науке, технике, образовании, медицине. Каждый гражданин нового государства должен чувствовать свою причастность к нему, иметь мотивацию к его защите. Создать у народа такую мотивацию в Первой Мировой царское правительство было неспособно.
7. Строить новую мирохозяйственную систему в границах РСФСР было бы абсурдом. Она бы не выжила. Требовалась идеология, которая сплотила бы все населявшие Российскую Империю национальности. Этой идеологией не могли быть ни русский национализм, ни православие, ни имперскость как таковая. Ни силой, ни уговорами загнать под имперскую крышу Туркестан, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, Украину и тд было уже невозможно (Деникин, которого под Адлером атаковали грузины Н.Жордании, не даст соврать). Объединяющей "русских-узбеков-латышей" идеологией могла стать только справедливость. Государственным каркасом - только Союз равноправных народов. Союз, а не Империя.
8. Новую мирохозяйственную систему неизбежно будут душить и задушат в блокаде (не бывает мирного сосуществования двух систем), если она не предпримет наступательных действий. Отсюда мондиалистский тезис о перманентной революции. Внимание, православные сталинисты: этот тезис никогда не отвергался даже Сталиным. Сталин лишь говорил, что сначала надо построить государство и только потом ввязываться в какие-то революции. Собственно, на почве этих расхождений и заработал свой ледоруб Троцкий. Отказ от идеи борьбы с капитализмом на чужой территории (в ВОВ союзники не открывали второй фронт до упразднения Коминтерна), в конечном счете привел к тому, что СССР пришлось сражаться на своей территории. "Сосуществование двух систем" оказалось разводкой для лохов.
9. Уничтожение СССР не отменило ни одну из перечисленных проблем. Капитализм вступает в невиданный в истории кризис, выход из которого он по привычке ищет через войну.
Весть летит во все концы:
  Вы поверьте нам отцы -
         Будут новые победы,
               Встанут новые бойцы.
                   И вновь продолжается бой,
                         И сердцу тревожно в груди,
                                      И Ленин такой молодой,
                                                 И юный Октябрь впереди.
Вот попробуйте сейчас мысленно вспомнить Ленина. Что  придет на ум? Кремль, Смольный, броневик? А раньше? Эмиграция? А еще раньше? Студент, гимназист, «маленький мальчик с кудрявой головой». А между студентом и эмигрантом? Редко кто может вспомнить: вроде сидел в тюрьме, а потом был в ссылке. Молодец! А за что? Не знаешь? Вот так и про Христа. Чуть не поминутно знаем о его младенчестве. Потом полный провал в знаниях и вот ему за тридцать. А между? Вы удивитесь: ничего себе за ассоциации. А что? Или Вы думаете, что Иисус сразу стал для всего мира Сыном Божьим? Что ему, его имени, его памяти не пришлось пережить времена поношения и времена забвения? Но нашлись те, что пронесли веру через века и стал он для христиан тем, кем ты его знаешь сейчас. Не хочу, чтобы в Ленина верили, хочу, чтобы его знали. Конечно, я многое делаю неправильно, не так. А как правильно - не знаю, просто пробую, может ошибаюсь, но сидеть, сложив ручки, и ничего не делать, успокаивая свою совесть лживыми истинами: «А что я могу?» - это предательство. Наша совесть - покладистая старуха и можно найти миллион оправданий своей лени или трусости.
В 90-х годах XIX века Ульянов мог найти много оправданий для своей совести, чтобы вести обычную жизнь русского обывателя, мог даже, как юрист, совершить много добрых дел для бедняков. Для отдельных бедняков, может даже десятков, сотен, а он решил сделать счастливыми миллионы людей. «Для того чтобы достигнуть намеченной цели, нужно исключительно к ней стремиться, нужно сосредоточить на ней все свое внимание, всю свою энергию, все свои силы и всю волю, сосредоточить, отбрасывая все лишнее, все, не идущее к цели» (Ленин, из воспоминаний Сильвина)
В 1893 году (царствование Александра III) Владимир Ульянов, 23 лет от роду, приезжает в Петербург из Самары. Самара в то время считалась «благонадежным» городом, одним из тех российских городов, куда ссылались недовольные режимом, неблагонадежные интеллигенты. Молодой человек к тому времени уже не просто познакомился с марксизмом, но досконально изучил множество теоретических работ различных революционных направлений, познакомился с их представителями, уяснил их взгляды,... и сделал выбор своего жизненного пути. К тому времени им были написаны первые работы как экономического, так и политического плана. Что дальше? Цель есть, пора воплощать. (Кстати, небольшое лирическое отступление. На тему: любил ли Ленин русских. Если вы почитаете его труды, то обнаружите, что наиболее готовы к социалистической революции были рабочие Европы и Америки. Будь Ленин космополитом, как называют его враги, то поехал бы совершать революцию туда, где это сделать легче, но он, как патриот, считал, что каждый из нас должен прежде всего отдавать себя собственной родине, своему народу. Где родился - там и пригодился.) Но вернемся в конец девятнадцатого века. Рабочий класс в стране еще сравнительно малочисленный, необразованный, забитый. Какой уж тут пролетариат по Марксу. И что делать? Ждать когда появится тот самый пролетариат? Многие марксисты так и решили. Потихоньку воспитывали рабочих, создавали небольшие кружки по 5-6 человек, читали лекции, развивали, учили политэкономии. Но тут им на голову свалился Ленин, который не собирался ждать.
Приехав в Петербург, Владимир знакомится со своими единомышленниками и тоже начал преподавать в подобных кружках. По воспоминаниям рабочего Князева Ульянов вел 4 кружка, по 1 занятию в неделю в каждом. Занятие продолжалось более 2 часов. Он сразу начал вводить новшества. Прежде всего - знакомство с их жизнью.«Они отвечали на его вопросы: кто и где работает, на каком заводе, каково развитие рабочих завода, каковы их взгляды, способны ли они воспринимать социалистические идеи, что больше всего интересует рабочих, что они читают и т. д» (Князев). Потом новая манера обучения, не академическая, много вопросов со стороны учащихся, провоцирование их на полемику между собой, воспитание из них будущих руководителей, ораторов. Кстати из рабочих, обучавшихся у Ленина вышли два выдающихся пропагандиста и первые агитаторы, рабочие Путиловского завода - Петр Карамышев и Борис Зиновьев. Так же он раздавал на занятиях листки с вопросами, для ответа на которые рабочие должны были внимательно изучать работу всего предприятия, на котором они трудились: какие у кого зарплаты, сколько часов продолжается рабочий день, условия труда, штрафы и т.п. Один из единомышленников Ленина Сильвин вспоминает: «На наших еженедельных собраниях Владимир Ильич уже очень скоро поставил вопрос о программе работы: он предложил нам давать на собраниях коллектива отчеты о пропагандистской работе в кружках, о работе отдельных организаций и кружков среди студентов и т. п. и, кроме того, разрабатывать различные вопросы русской жизни и, в особенности, русского хозяйства с точки зрения теории Маркса…» Этого мало: «И он стал говорить о том, что наши рабочие, с которыми мы изучаем Маркса,- те же интеллигенты, что ни их, ни тем более нас рабочая масса не знает, что ей мы чужды и что мы должны вести работу так, чтобы заинтересовать эту самую массу, подходить к ней с вопросами ее наиболее волнующими». Кружковцы начинают проводить агитацию среди других рабочих.
С зимы 1894 года на заводах и фабриках начинаются появляться прокламации, изготовленные на гектографе. Их наклеивали на стены. Где описывались текущие нужды рабочих, с требованиями удовлетворить их. По предложению Ленина, для большего охвата рабочих масс, наиболее передовых рабочих начинают внедрять на те крупные предприятия, где до этого не было революционных ячеек.
Ленин и его товарищи знают, что арест неизбежен и их деятельность пресекут, поэтому заранее готовят рабочих к подобному развитию событий. «Рецепт, как держаться на допросе, состоял в том, чтобы не давать никаких показаний, не держать при себе фотографических карточек и адресов… Надо знать, как надо помогать арестованным и ссыльным. Для этого необходимы средства. Надо обязать членов партии вносить членские взносы, устраивать лотереи и пользоваться всеми возможными источниками для добывания денежных средств» (Князев) Но Ульянов не смиряется просто так с будущим арестом, он делает все возможное, чтобы оттянуть его и успеть сделать до этого, как можно больше полезного. «Это именно он ввел строгое разделение Петербурга на районы, выделил центральную группу, провел возможное разделение труда и в значительной степени подвинул нас вперед в методах конспиративной самообороны» (Кржижановский)
Но он знал с кем он имел дело. Кржижановский: «Тем более был прав Владимир Ильич в своих нападках на нас за ту интеллигентскую расхлябанность, которую мы допускали в своих личных отношениях. Мы явно грешили тем, что частенько захаживали друг к другу не по деловому поводу, а просто в тех целях, чтобы «отвести душу», причем приемы нашей тогдашней конспирации отличались крайней примитивностью»


Сам Владимир Ильич тщательно соблюдал конспирацию, и не из трусости, как любят болтать современные балаболки, а ради интересов дела. Если кто думает, что в то время революционерам было легко жить, то вы крупно ошибаетесь. Царская охранка не зря ела свой хлеб. И филеров было полно, и провокаторов засылали в ряды революционеров, и перевербовывали наиболее слабых из них. В обязанности каждого дворника входила слежка за жильцами и посещающими их гостями. Существовало специальное положение, в котором было написано, что дворник не только должен следить и постоянно докладывать, но даже участвовать в задержании подозрительных лиц.  Сначала листовки содержали только экономические требования. С ними боролись путем простого срывания, нет листовки, вроде и нет проблемы. Постепенно начали появляться лозунги политического характера, вытекавшие из тех препятствий, которые царское правительство громоздило на путях борьбы рабочих за чисто экономические блага.
В 1895 году Владимир Ильич перенес воспаление легких в тяжелой форме, и для поправки ему пришлось выехать на некоторое время за границу. Однако главнейшей задачей этой поездки была организация связи с группой «Освобождение труда», которую возглавлял первый русский марксист Плеханов. Ленин произвел на них неизгладимое впечатление. Как потом отметил в письме Плеханов, что «за период многолетнего пребывания за границей у него перебывало большое число лиц из России, но что, пожалуй, ни с кем не связывает он столько надежд, как с этим молодым Ульяновым». Так Ленин и его товарищи получают связь не только с заграничной организацией социал-демократов, но и через них выходят на связь с целым рядом групп в России, прежде всего в Питере, а также в Нижнем Новгороде, Москве, Иваново-Вознесенске, Вильне и в некоторых волжских городах.
Кроме связей в чемодане с двойным дном Ульянов привозит запрещенную литературу, находит мимеограф (это что-то типа мини-печатного станка). Поисковик выдал: «Мимеограф - устаревшее название ротатора». Между прочим в то время это была новинка. Было решено начать издавать газету под названием «Рабочее дело». К сожалению, первый номер «Рабочего дела», тщательно проредактированный и на три четверти составленный самим Владимиром Ильичем, попал не в типографию, а прямо в руки жандармов. Кстати очень много материалов написанных Лениным в те годы так и не найдены. Я вот думаю, если бы сохранилось ВСЕ что он написал за свою жизнь, это ж сколько томов тогда было бы?!!!
Но снова и снова, из статьи в статью повторю, история не имеет сослагательного наклонения. Было то, что было. Началась массовая зачистка. 8 декабря 1895 года была арестована вся верхушка марксисткой интеллигенции ленинской группы и большая часть рабочих из их кружков.
В жизни Ленина начался новый этап, но его главная цель осталась неизменной.
          И бурчало
                  у трущоб в утробе,
                               покрывая
                                   детвориный плачик:
                                          - Под работу,
                                                    под винтовку ль,
                                                               на -
                                                                    ладони обе!
                                                                            Приходи,
                                                                                  заступник
                                                                                                  и расплатчик!
Но массовые аресты уже не смогли остановить революционное брожение и это было ярко показано в мае следующего года. Более 30 тысяч рабочих Петербурга, лишившиеся руководящей верхушки, устроили забастовку, основным требованием которой явилось требование об уплате за коронационные дни, которые рабочие вынужденно прогуливали, а следовательно, не получали зарплаты. В то время короновался Николай II. «Эта забастовка была небывалым явлением. В самом требовании уплаты за коронационные дни сказалось непочтительное отношение рабочих к «высокой особе» царя» (рабочий Шелгунов). А в это время...ВЛАДИМИРУ УЛЬЯНОВУ - 25 ЛЕТ!
PS: Дьердь Лукач (1885-1971) родился в Будапеште в семье крупного банкира. Мировоззрение молодого Лукача складывалось под воздействием различных направлений буржуазной философии тех лет. В 1915 году на фоне кровавой мировой бойни он ищет такую философию, которая способствовала бы преобразованию мира.  Лукач восторженно принимает Великую Октябрьскую революцию, видит в ней могучую очищающую силу, способную смести с лица земли ненавистный мир капитала. Когда в Венгрии в ноябре 1918 г создается Коммунистическая партия, Лукач сразу вступает в ее ряды, вскоре становится членом ЦК партии, а после провозглашения Венгерской Советской республики - наркомом просвещения. После начала военных действий против Республики Советов Лукач - политкомиссар венгерской Красной Армии.  Поражение диктатуры пролетариата в Венгрии вынуждает Лукача эмигрировать. Он уезжает в Вену, где принимает активное участие в деятельности Венгерской компартии и в международном рабочем движении. Как делегат III конгресса Коминтерна он приезжает в Москву и принимает участие в работе этого конгресса.  Лукач углубленно изучает труды классиков марксизма. В 1930 году он приезжает в Москву и становится сотрудником института Маркса-Энгельса-Ленина.  Всю свою деятельность в 30-40 годы Лукач подчиняет борьбе с фашизмом.  В философской литературе 50-60-х годов творчеству Д. Лукача уделяется огромное внимание, сам он пишет множество работ и становится признанным авторитетом в теории марксизма.                   Из его статьи:
"Исторический материализм есть теория пролетарской революции. Он является таковым, поскольку его сущность состоит в концентрированном идейном выражении того общественного бытия, которое порождает пролетариат и которое определяет все его бытие; он является таковым, поскольку борющийся за освобождение пролетариат обретает в нем свое ясное самосознание. Поэтому величие того или иного пролетарского мыслителя, представителя исторического материализма, измеряется глубиной и широтой, с которыми его взгляд охватывает эти проблемы. Если следовать этим критериям, Ленин - величайший мыслитель из всех, кого выдвигало революционное рабочее движение со времен Маркса. Мы знаем, что говорят оппортунисты, будучи уже не в силах ни замолчать, ни заболтать сам факт всемирного значения Ленина. Ленин, заявляют они, был крупным русским политиком. А как вождю мирового пролетариата ему недостает-де понимания различия между Россией и странами более развитого капитализма; он-де некритически возвел во всеобщее значение и применил ко всему миру вопросы и решения российской действительности - и в этом заключается его историческая ограниченность.
Они забывают о том, что точно такой же упрек адресовался в свое время и Марксу. Сегодня уже нет необходимости обстоятельно опровергать это заблуждение и доказывать, что Маркс вовсе не "обобщал" какие-то отдельные ограниченные местом и временем случаи. Напротив, действуя как истинный исторический и политический гений, он теоретически и политически разглядел в микрокосме английской фабрики, в ее социальных предпосылках, условиях и следствиях, в исторических тенденциях, ведущих к ее возникновению, равно как и в тенденциях, ставящих под вопрос ее существование, не что иное, как макрокосм капитализма в целом.
Это и отличает как раз гения от обычного рутинера в науке или в политике. Рутинер может лишь понять и различить непосредственно данные, отделенные друг от друга моменты целостной картины общественных событий. В противоположность этому гений, которому стала ясна подлинная сущность, истинная, жизненно действенная главная тенденция эпохи, видит, как через все события его времени проявляется именно эта тенденция, и рассматривает коренные, решающие вопросы эпохи в целом даже тогда, когда сам считает, что говорит лишь о повседневных вопросах. Сегодня мы знаем, что в этом и заключалось величие Маркса.
Но сегодня лишь немногие знают о том, что Ленин сделал в отношении нашей эпохи то же, что сделал Маркс в отношении развития капитализма в целом. Он неизменно видел в проблемах развития современной России проблемы всей эпохи. А именно вступление капитализма в свою последнюю фазу и возможность обратить в пользу пролетариата, на дело спасения человечества ставшую неизбежной на этой стадии решающую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Подобно Марксу, Ленин никогда не "обобщал" локальный российский опыт. Напротив, взглядом гения он распознал коренную проблему нашей эпохи там и тогда, где и когда она впервые обнаружила себя, - проблему надвигающейся революции. И уже вслед за тем он понимал и делал понятными все явления, будь то российские или интернациональные, исходя из этой перспективы актуальности революции.
Ленин не был единственным, кто увидел приближение пролетарской революции. Однако Ленина отличают не только мужество, беззаветность и способность к самопожертвованию в сравнении с теми, кто теоретически провозгласил пролетарскую революцию актуальной и трусливо увильнул от нее, когда она стала практически актуальной, но и одновременная теоретическая ясность, которой не было даже у лучших, самых дальновидных и самых беззаветных революционеров среди его современников. Вот почему он является единственным теоретиком, выдвинутым по настоящее время освободительной борьбой пролетариата, такого же всемирно-исторического масштаба, как Маркс.
Историческая задача пролетариата заключается в том, чтобы высвободиться из идеологической общности с другими классами и на основе своеобразия своего классового положения и проистекающей из него самостоятельности своих классовых интересов обрести ясное классовое сознание. Только так он становится способен повести всех угнетенных и эксплуатируемых в буржуазном обществе на совместную борьбу против тех, кто экономически и политически господствует над ними. Объективную основу ведущей роли пролетариата составляет его положение в процессе капиталистического производства. Но представлять себе дело так, будто верное классовое сознание пролетариата, обеспечивающее его способность к руководству, может возникнуть постепенно, без каких-либо трений и зигзагов, будто идеологически пролетариат может сам собой дорасти до своего классово-революционного призвания, значило бы механически применять марксизм и, следовательно, строить себе иллюзии, совершенно оторванные от реального хода истории.
Ленин был первым - и в течение долгого времени единственным - выдающимся вождем и теоретиком, кто подошел к этой проблеме с центральной в теоретическом отношении и потому с практически решающей стороны - со стороны организации. Организационный план большевиков выдвигает из более или менее хаотической массы всего рабочего класса группу ясно осознающих свои цели, готовых на любое самопожертвование революционеров. Согласно Ленину, группа профессиональных революционеров ни на минуту не ставит перед собой задачи "сделать" революцию или же с помощью самостоятельной смелой акции увлечь за собой бездеятельную массу, чтобы поставить ее перед свершившимся фактом революции. Организационная идея Ленина исходит из факта революции, из актуальности революции. Партия, как строго централизованная организация наиболее сознательных элементов пролетариата - и не только их, - мыслится в качестве инструмента классовой борьбы в революционный период. Нельзя, часто повторял Ленин, механически отделять политическое от организационного. И тот, кто одобряет или отвергает большевистскую партийную организацию независимо от вопроса, живем ли мы в период пролетарской революции, абсолютно не понял ее сущности. Пролетариат захватывает государственную власть и устанавливает свою революционную диктатуру: это означает, что осуществление социализма становится вопросом, непосредственно стоящим на повестке дня. То есть проблемой, к которой пролетариат идеологически подготовлен менее всего. Ибо так называемая "реальная политика" социал-демократии всегда относилась ко всем текущим вопросам только как к текущим - другими словами, никогда не выходя практически и конкретно за пределы буржуазного общества, именно в силу этого вновь придала социализму в глазах рабочих характер некоей утопии.
Великолепный реализм, с которым Ленин в период диктатуры пролетариата рассматривает все проблемы социализма (что вынуждены с уважением признавать даже его буржуазные и мелкобуржуазные противники), есть, таким образом, не что иное, как последовательное применение марксизма, историко-диалектического подхода к ставшим отныне актуальными проблемам социализма. В речах и работах Ленина, как, впрочем, и в трудах Маркса, можно найти очень немногое о социализме как состоянии. И напротив, куда больше о шагах, способных привести к его осуществлению. Конкретное понимание социализма - точно так же, как и он сам, - является продуктом борьбы, которая ведется за него; оно достигается только в борьбе за социализм, только в процессе и итоге этой борьбы. И любая попытка прийти к пониманию социализма вне этого диалектического взаимодействия с повседневными проблемами классовой борьбы приводит к метафизике, утопии, к чему-то чисто созерцательному, а не практическому.
Реализм Ленина, его "реальная политика" означают, следовательно, окончательную ликвидацию всяческого утопизма, означают конкретно-содержательное выполнение программы Маркса - дать теорию, ставшую практической, дать теорию практики. Ленин сделал в отношении проблемы социализма то же, что в отношении проблемы государства, - он вырвал ее из прежней метафизической изоляции, избавил ее от обуржуазивания и включил во всеобщую взаимосвязь проблем классовой борьбы......
Previous post Next post
Up