56 годовщина со дня первого полета человека в
космос. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту. Полет, который начался с легендарного "Поехали!", продолжался 108 минут. За это время "Восток" обогнул земной шар и благополучно приземлился в Саратовской области. Этот день открыл новую страницу в освоении космоса и всего человечества.
“Советский Союз, впервые запустивший в 1957 году искусственный спутник Земли, первым достигший Луны в 1959 году, наконец, первым в прошлом году вернувший на Землю животных из космоса, только что дал миру своего
Христофора Колумба космического пространства”. Так передали французы. От них не отставали американцы, итальянцы, немцы, англичане.
Предполетное письмо Юрия Гагарина
"Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!
Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе те радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу - проложить первую дорогу в космос!
Можно ли мечтать о большем? Ведь это - история, это - новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.
В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина.
Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества - коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю да и не вправе это делать.
Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.
Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то, еще в детстве, прочитал слова В. П. Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом, ваш папа и Юра".
Программа.
Поначалу, программа как таковая была только в умах инженеров и ученых, непосредственно занятых созданием ракетной техники. Носила она совершенно абстрактный характер типа: «Хорошо бы слетать на Луну, на Марс, к Звёздам», но когда стало абсолютно ясно, что Спутник будет запущен в ближайшие несколько лет, Королёв разослал академикам письмо, в котором просил их изложить мнение о задачах, которые могли бы быть решены и исследованиях, которые могли бы быть выполнены на борту искусственного спутника Земли. Некоторые академики подумали, что это глупый розыгрыш и ответили в духе: «Фантастикой не увлекаюсь!»- были, к сожалению, ретрограды. Но предложения тех учёных, которые подошли к вопросу серьёзно стали основой Советской Космической Программы. Все предложения, которые поступили, группировались по следующим разделам:
1. изучение верхних слоёв атмосферы Земли(ионосферы), и околоземного пространства;
2. изучение Земли из космоса в интересах картографии, метеорологии, геофизики;
3. Изучение околоземного пространства;
4. Внеатмосферная астрономия;
5. Непосредственное изучение Луны и тел Солнечной системы.
Впоследствии, данная Программа только дополнялась в деталях и конкретизировалась. Как-то само собой разумеющемся было то, что эта Программа - навсегда, и то, что изучение и освоение космического пространства будет процессом непрерывным, плановым и полностью отвлечённым от каких-либо чисто «развлекательных», честолюбивых целей, типа голой погони за рекордами. Как и всегда в СССР, по отношению к таким областям деятельности горизонт планирования был «на столетия» в отличие от западных 4-5 лет.
Уточнения от С.П. Королёва
Королёв был инженером, и, естественно, просчитывал те шаги, что вели к решению грандиозных задач заложенных в Космической Программе. У Королёва была конкретная цель-мечта - полёт на Марс и для его осуществления он и выстраивал свою «лестницу в небо» - последовательно, методично, целеустремлённо. Все те ступеньки, которые он наметил к марсианской экспедиции, страна впоследствии аккуратно прошла без пустой погони за рекордами и никчёмной траты средств на достижение сиюминутных выгод в ущерб главному. Всё делалось по генеральному плану составленному ещё С.П. Королёвым, рассчитанному на десятилетия вперёд с которым было согласно как большинство инженеров, так и тех, кто отвечал за принятие решений в руководстве страны. Вполне естественно, забывать о «делах Земных», и не заботиться о выполнении текущих нужд страны никто не собирался. Но ставить долговременные цели наряду с целями более близкими и чисто прагматическими было правилом, ведь страна строила коммунизм - Общество всеобщей социальной справедливости, а этот план был на века. А раз так, уже сейчас надо было озаботиться решением тех маленьких и больших задач, которые необходимы для осуществления такого суперпроекта. Продумать ступени, пройдя которые, советская наука сможет решить проблему посылки пилотируемой экспедиции на Марс, решить без перенапряжения сил и средств. Отсюда и вопросы…Что нужно «для Марса»? АМС или …? Очевидно, что необходимо было получить достоверные предварительные данные о природе Марса, чтобы знать с чем столкнутся космонавты на этой планете. Чисто астрономическими методами выяснить это было чрезвычайно сложно. Значит, надо было выяснить это слетав туда, но как? Уже появились надёжные автоматические космические аппараты, но летали они возле Земли. Возможно ли вообще послать аппарат к Марсу и управляя им на расстоянии в сотни миллионов километров точно «вырулить» к Марсу? Это был совершенно новый вопрос, когда вставала на повестку дня астронавигация. Необходимо было очень четко представлять в пространстве и времени, где находится космический аппарат на невообразимых для человека расстояниях. Кроме того, надо было знать много чего, например, не убьют ли человека условия космического полета? Получалось так, что существует две возможности - пилотируемая экспедиция и полёты автоматических межпланетных станций. Возникала интересная задача: где кончается то, что можно изучить с помощью автоматических станций и начинается то, что можно сделать только человеку? Уже из самых приблизительных подсчётов следовало, что сама по себе экспедиция - дело исключительно дорогостоящее. Ведь аппарат с людьми не только надо запустить в сторону Марса, но и обеспечить его возвращение, обеспечить минимум комфорта и безопасности для людей и еще многое другое. С автоматом всё обстояло проще. Его не нужно возвращать обратно - он делается под конкретную задачу. Следовательно, АМС (автоматическая межпланетная станция) проще, легче и дешевле в тысячи раз. Так или иначе следовало то, что начало непосредственному изучению тел Солнечной системы положат Автоматические Межпланетные Станции.
А что же нужно для пилотируемой экспедиции?
Но так или иначе лететь человеку всё-таки рано или поздно придётся. Что для этого нужно?
Во-первых, системы жизнеобеспечения, способные работать надёжно необходимое время и обеспечить космонавтов чистым воздухом и водой.
Во-вторых, выяснить влияние на человека воздействие всех факторов длительное космического полёта (в первую очередь невесомости) и нейтрализовать их по мере возможности.
В третьих, создать эффективные двигатели для межпланетных кораблей. Имевшиеся химические не годились из-за низкой скорости истечения реактивной струи. В результате стартовая масса космического корабля получалась непомерно большой.
Сразу появились идеи использовать ядерную энергию для работы двигетеля. Таких типо двигателей придумано два типа:
1. Электроракетные (придуманные еще в 30 гг.), но с компактным ядерным реактором - источником тока
2. Собственно ядерный двигатель.
По последнему из всех возможных было выделено три направления, способные дать результат в ближайшем будущем - твёрдофазный, жидкофазный и газофазный ядерные двигатели. В первом типе сердцевина двигателя - небольшой ядерный реактор, где делящееся вещество находится в твёрдом состоянии, через которое прогоняется водород, который нагревается и выбрасывается, благодаря нагреву, со скоростями 8 - 10 км/с. Во втором делящееся вещество находится в жидком состоянии и прижимается к стенкам камеры её вращением и скорость истечения водорода будет уже до 20 км/с. Но самый перспективный, правда и самый проблематичный - газофазный ядерный реактивный двигатель. В основе его идеи стоит то, что если удастся изолировать газообразное делящееся вещество от контакта со стенками ядерного двигателя, то водород можно будет разонать до 70 км/с! Если бы такие двигатели были бы созданы, то путешествия внутри Солнечной системы стали бы чем-то весьма повседневным, например можно было бы совершить пилотируемую экспедицию к Сатурну за 1 год. Стартовая масса корабля на околоземной орбите получалась бы очень небольшой - несколько сотен тонн, а не сотни тысяч, как для химической ракеты. Следует сказать, что СССР в последние годы был очень близок к решению этой задачи. Мы стояли на пороге интенсивного изучения человеком Солнечной Системы и посылки роботов-автоматов к ближайшим звездам. Одной из причин столь срочного уничтожения СССР была задача пресечь движение Красного Проекта и всего человечества к Звездам.
Прагматические задачи
Хорошо, это, так сказать, возвышенные и далекие цели. Но что же использовать прямо сейчас? Это тоже логически связано с дальними целями - «ближний космос» - околоземное пространство
1. Обеспечение с помощью спутников надёжной теле- и радиосвязи со всеми точками нашей огромной страны. Несколько спутников стоят в сотни раз дешевле, чем постройка постоянно действующей сети ретрансляционных станций.
2. Изучение метеорологической обстановки в масштабах всей Земли с целью достоверного предсказания погоды, предупреждения о катастрофах на достаточно длительный срок.
3. Наблюдение за природными ресурсами Земли и природными опасностями - лесными пожарами, миграциями насекомых, цунами и геологическими сдвигами...
4. Производство уникальных материалов в космосе. Сверхчистый вакуум и почти неограниченная во времени невесомость предоставляют исключительные возможности по производству материалов, которые на Земле получить попросту невозможно.
5. Ну и, естественно, пока существуют страны, активно вынашивающие планы по уничтожению СССР, нужны военные спутники - космическая разведка, предупреждение об агрессии, а если потребуется, то и обеспечение контрудара.
Для выполнения этих задач необходимо было обеспечить страну целым комплексом аппаратов, полностью перекрывающих все возможные здесь задачи - от выведения спутника на орбиту, до обеспечения связи с ними и последующей доставки полученных материалов на Землю. Это означало: Создание тяжелых носителей, чтобы вывести на орбиту большие грузы с меньшими затратами. Разработка многоразовых транспортных систем. Создание постоянно действующего форпоста на околоземной орбите, на котором можно было бы проводить весь комплекс исследований: от медико-биологических, технологических, военных, до фундаментальных научных исследований Космоса. Необходимы были исследования поведения материалов в космосе. Это знание необходимо было для создания надёжных, постоянно действующих объектов в космосе. Тогда совершенно не знали, как себя поведут земные материалы в условиях вакуума под непрерывным долгим воздействием всех видов излучений. С относительно простыми экспериментами и измерениями вполне справляются роботы-автоматы, значит их нужно создать, что требует развития прикладной математики, компьютерной техники и многих других отраслей. Но сложные задачи требовали присутствия человека, то есть создания постоянно действующей орбитальной станции. Всё это представляло единую Советскую Космическую Программу, взаимосвязанную настолько, что часто невозможно было отделить одно направление от другого. Одной из дальних целей этой программы был Марс.
Первый полет.
После триумфа первого ИСЗ, реально спасти лицо американской науки мог только первый полёт человека в космос. США в то время не обладали достаточно мощной ракетой-носителем для вывода корабля с человеком на борту на околоземную орбиту, чтбоы он стал спутником Земли, поэтому планировался лишь кратковременный выход аппарата в космос по баллистической траектории. Американские инженеры его образно назвали - «прыжок блохи». Корабль стартовал с земли, выныривал минут на десять из атмосферы в космос и валился обратно. Вполне естественно, что такой «космический полёт» не мог быть полноценным. Но для США главное было «застолбить» первыми космос и тем самым спасти лицо.
В отличие от США СССР обладал уже достаточно мощной Р7. Поэтому, сразу же после запуска ИСЗ стал планироваться именно орбитальный, а не баллистический полёт корабля с человеком на борту. Здесь правда, надо бы упомянуть эпизод, когда была создана ракета Р-5. Советские инженеры подсчитали, что связка из четырёх таких ракет могла вывести кабину с человеком в космос («прыжок блохи» по-американски). От этого никчемного и очень дорогого варианта постановки рекорда высоты отказались в пользу реальной, а не пропагандисткой цели - запуска ИСЗ и орбитального полёта. После удачного эксперимента с запуском автомата развернулись следующие этапы исследования Космоса - второй и третий спутники были биологическими. На живых организмах исследовалось воздействие факторов космического полёта. В космос полетели первые животные-космонавты. Имя первой собаки, побывавшей в космосе - Лайки - облетело весь мир. Её дворняжью морду печатали на первых полосах все газеты мира, крутили документальные кадры с ней во всех кинотеатрах. Следующими «космонавтами», вернувшимися на Землю живыми стали собаки - Белка и Стрелка, была отработана была не только чисто научная программа, но решена и техническая проблема возврата космического аппарата из космоса на землю с мягкой посадкой. Отработав на собаках то, что впоследствии предстояло пройти человеку, Советская Космическая Программа вплотную подошла к решению проблемы полёта человека в космос. Создавался первый аппарат для полёта человека в космос с предварительной отработкой всех узлов в беспилотном режиме и многих из них модульно - по частям, это было правилом в Советской Космонавтике. После того, как все части были отработаны, полетели беспилотные корабли «Восток». Один из полетов был неудачным - из-за неправильной отработки импульса схода с орбиты, вместо того, чтобы сесть на Землю, аппарат перешёл на более высокую орбиту. Вместо космонавта в кресле пилота летал манекен. Наши инженеры, которые готовили его к полётам, в шутку прозвали манекен «дядя Ваня». Видимо, эти беспилотные пуски корабля «Восток» с манекенами стали основой для дикой легенды, по которой до полёта Ю. Гагарина якобы летал кто-то другой, который даже погиб. Наконец, когда все элементы полёта были успешно отработаны, 12 апреля 1961 года, стартовав с космодрома Байконур, корабль «Восток» с человеком на борту совершил один полный виток вокруг Земли и сел в заданном районе Советского Союза. Так состоялся первый в истории человечества полёт человека в космос. Первым космонавтом планеты стал Юрий Алексеевич Гагарин.
PS:
«Космонавт Юрий Гагарин» - флагман космического флота СССР. «Космонавт Юрий Гагарин» - крупное научно-исследовательское судно, являвшееся флагманом судов Службы космических исследований СССР. Корабль был построен на Балтийском судостроительном заводе в городе Ленинграде в 1971 году. Максимальная длина одиннадцатипалубного теплохода составляла 231,6 метров, ширина - 32 метра, мощность главной энергетической установки 14 000 кВт. Водоизмещение корабля составляло 45 000 тонн, максимальная скорость хода - 18 узлов, экипаж - 136 человек, состав экспедиции - 212 человек. Всего на борту корабля находилось 1 250 различных помещений, в том числе 86 лабораторий. Корабль был предназначен для решения задач связи и управления одновременно с несколькими космическими аппаратами, а также Центром управления полетами. Для этих целей на борту корабля находилось 75 антенн, в том числе и 2-е больших антенны с параболическими отражателями диаметром по 25 метров. Районом действия корабля был Атлантический океан, он мог находиться в автономном плавании на протяжении 130 суток. Научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Юрий Гагарин» (проект 1909) было создано на базе танкера пр. 1552 и являлось самым крупным и наиболее совершенным по техническому оснащению экспедиционным кораблем в мире. При этом в СССР суда, которые принимали участие в исследовании космоса, составляли особый класс океанских кораблей. Данные суда имели достаточно необычный внешний вид, отличаяь от остальных кораблей своим оборудование, архитектурным обликом, особыми условиями плавания. Пожалуй, наиболее характерной внешней чертой всех судов космической службы были достаточно мощные конструкции радиотехнического оборудования и антенных систем. Именно эти объекты приковывали к себе основное внимание. На корабле находилось 2 антенны диаметром 25 метров, их вес достигал 240 тонн, а также 2 антенны диаметром 12 метров, их вес составлял 180 тонн. Всего на корабле было около 75 различных антенн. С корабля можно было самостоятельно управлять полетами космических объектов.
Для улучшения мореходных свойств корабля на нем был установлен пассивный успокоитель, благодаря применению которого амплитуда при бортовой качке в условиях семибального волнения моря снижалась с 10 до 3 градусов. Для облегчения управления кораблем во время швартовки или дрейфа (не прерывая сеанса связи) на нем были установлены подруливающие устройства - крыльчатые движители: 2 в носу и 1 в корме. Данные устройства находились внутри корпуса в поперечных сквозных каналах, находящихся ниже уровня ватерлинии. Подруливающие устройств приводились в действие при помощи электродвигателей. Корпус корабля по длине был разбит на 8 отсеков, которые разделялись водонепроницаемыми переборками, а по высоте на 11 ярусов, которые образовывались палубами и платформами. В самом низу располагалось двойное дно, после которого шли нижняя, средняя и верхняя платформы. На этих 4-х ярусах были предусмотрены танки котельного и дизельного топлива, кладовые, балластные цистерны, танки пресной воды, ряд лабораторий. Во втором отсеке (считая с носа корабля) 2 яруса были отведены под размещение спортивного зала, выше него на верхней платформе располагался кинолекционный зал. В седьмом отсеке находилась корабельная электростанция, а в восьмом располагалось машинно-котельное отделение. Верхняя платформа корабля и все последующие ярусы располагались выше ватерлинии. Корпус судна оснащался специальными ледовыми подкреплениями. На верхней палубе корабля находились каюты экипажа и членов научных экспедиций, лаборатории, столовые. Часть верхней палубы вдоль обоих бортов была открытой. Еще выше находились 2 яруса надстройки - палуба первого яруса и открытая палуба, которые протянулись на большую часть длины корабля. Ярусы судна были включены в общую систему прочности корпуса и вместе с тремя платформами, верхней палубой, поперечными и продольными переборками увеличивали его жесткость и снижали возможность деформации корпуса. На первом ярусе находились 2 салона отдыха, лаборатории и кают-компания экипажа и экспедиции. Палуба первого яруса вдоль всего периметра корабля имела открытую галерею.
На открытой палубе находились барбеты 2-х параболических антенн с зеркалами диаметрами по 25 метров, они располагались ближе к корме судна. К барбетам монтировались конструкции антенн, распределяющие их вес на поперечные и продольные переборки корпуса судна. Выше открытой палубы надстройка корабля делилась на 2 части, носовую и кормовую. В носовой надстройке располагался нижний мостик, также здесь находился барбет одной из двух 12-метровых параболических антенн. На среднем мостике располагалась радиорубка, выше нее, на навигационном мостике, находились рулевая и штурманская рубки, и, наконец, на площадке верхнего мостика была расположена вторая 12-метровая параболическая антенна. Верхний мостик находился на высоте в 25 метров над уровнем моря. Все ярусы НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было соединены между собой с помощью трапов, 2-х грузовых и 8-и пассажирских лифтов. Основную часть оборудования НИС «Космонавт Юрий Гагарин» составляла разнообразная командно-измерительная аппаратура, которая могла работать одновременно с 2-мя космическими объектами. Аппаратура, установленная на корабле, позволяла осуществлять передачу команд, телеметрический контроль, поводить траекторные измерения, двухстороннюю телеграфную и телефонную связь с космонавтами, прием разного рода научной информации. Достижению большой дальности радиосвязи способствовали остронаправленные передающие и приемные антенны, высокочувствительные приемники с входными параметрическими усилителями и мощные передатчики, которые охлаждались с помощью жидкого азота. Для создания хороших условий для ведения плодотворной работы и полноценного отдыха членов команды на борту корабля «Космонавт Юрий Гагарин» имелось большое количество разнообразных лабораторий, кинолекционный зал, командный пункт со всем необходимым оборудованием, несколько столовых. Особенностью научно-исследовательского судна была и его большая автономность. Без посещения портов и пополнения запасов воды, продуктов и топлива он мог находиться в походе 130 суток.
К космической командно-измерительной системе относились 3 параболические антенны - вторая от носа судна диметром 12 метров и третья и четвертая диаметром 25 метров. Данные антенны предназначались для приема и передачи радиосигналов на сантиметровых, дециметровых и метровых волнах. Кормовая 25-метровая антенна была однозеркальной, остальные - двухзеркальные. Ширина диаграммы направленности 25-метровых антенн в зависимости от длины волны находилась в диапазоне от 10 угловых минут (для сантиметрового диапазона) до 10 градусов (для метрового диапазона). В подзеркальных кабинах были установлены усилители высокой частоты и входные устройства приемников. Еще одна параболическая антенна имела существенно меньший диаметр - 2,1 метра и была конструктивно объединена с одной из 25-метровых антенн, ее основным предназначением был поиск сигналов. Все антенны могли сопровождать космические аппараты по заранее рассчитанной программе или по приходящим от них радиосигналам. Система управления антеннами нормально функционировала при волнении моря до 7 баллов и скорости ветра до 20 м/с. Управлять полетом космических кораблей и спутников с борта «Юрия Гагарина» можно было самостоятельно, посылая на них временные программы и команды. Возможен был и другой режим работы - ретрансляция команд, поступающих на корабль из ЦУПа. Данные траекторного контроля (радиальная скорость и дальность), а также результаты телеметрии подвергались на корабле машинной обработке, после чего отправлялись в ЦУП. В этом случае, а также для проведения телеграфно-телефонных переговоров между Центром управления полетами и космонавтами применялись спутники-ретрансляторы. Телеметрический контроль и радиопереговоры с космонавтами возможны с помощью отдельных телеметрических и связных станций, то есть помимо основной командно-измерительной системы корабля. В этом случае применялись обособленные антенны связи и телеметрии. Всего на НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было 75 различных антенн.
Машинно-котельное отделение было расположено в корме. Здесь было установлено 2 паровых котла, а также паровая турбина. Главная энергетическая установка судна обладала высокой степенью автоматизации. Также на корабле находилось 2 электростанции. Первая электростанция находилась в отдельном помещении трюма и состояла из 4-х дизель-генераторов мощностью по 1500 кВт каждый, она предназначалась для питания научно-технического оборудования экспедиции. Вторая электростанция находилась в машинно-котельном отделении и состояла из 2-х турбогенераторов мощностью по 750 кВт каждый, работающих на ходу судна и 1 дизель-генератора мощностью 300 кВт, работающего в режиме стоянки. Данная электростанция давала ток всем остальным потребителям электроэнергии на корабле. Аварийная электростанция состояла из 2-х дизель-генераторов общей мощностью в 200 кВт. Таким образом, общая мощность всех источников электроэнергии на корабле составляла 8 000 кВт. Система кондиционирования воздуха, имеющаяся на корабле, вне зависимости от температуры за бортом поддерживала во всех служебных, общественных и жилых помещениях температуру 21-25 градусов Цельсия. Для нужд системы вентиляции, кондиционирования и охлаждения применялась мощная холодильная установка. Еще одна холодильная установка поддерживала температурный режим в кладовых, в которых хранились запасы провизии. При этом, при помощи специальной криогенной установки из атмосферного воздуха на корабле получали жидкий азот, применяемый для охлаждения параметрических усилителей.
Во время совершения экспедиционных плаваний НИС «Космонавт Юрий Гагарин» обеспечивал управление такими космическими аппаратами, как «Венера-8» (первая в мире посадка на Венеру и передача информации с ее поверхности), «Луна - 20» (забор лунного грунта и последующая доставка его на Землю), «Салют-7», «Союз». Официально научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» принадлежало АН СССР и находилось на обслуживании Черноморского морского пароходства. Однако с образованием СНГ данные организации остались в разных государствах. Ввиду бюрократической неразберихи начались частые неплатежи с обеих сторон. Черноморское морское пароходство, не смотря на трудные времена, пыталось сохранить данный корабль, но сделать это не удалось.
«Юрий Гагарин» и другое научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев» оказались на рейде порта Южный без должного присмотра. Постепенно из лабораторий судов начала пропадать аппаратура, все медленно ржавело и приходило в негодное состояние. В 1996 году корабли уже годились для сдачи в металлолом. В итоге Фонд государственного имущества Украины решил продать суда австрийской фирме «Зюйд Меркур» по цене металлолома, австрийцы получили корабли по цене 170 долларов за тонну.