Январь 1917 года....

Jan 08, 2017 22:44

В.И. Ленин Июль 1916 февраль 1917 года. Ленин живет в Швейцарии, в Цюрихе (летом - в горном местечке Флюмс). Руководит революционной работой большевистской партии, ведет переписку с партийными организациями и деятелями партии, находящимися в России, а также с заграничными секциями РСДРП; редактирует №№ 56-58 Центрального Органа партии - газеты «Социал-Демократ» и №№ 1-2 «Сборника «Социал-Демократа»». Принимает активное участие в работе Циммервальдской левой группы, оказывает помощь швейцарским левым с.-д. в их борьбе против социал-шовинистов и центристов.


(Заседание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов в апреле 1917 г)
                                               Письма: январь - февраль 1917 г. том 49

Первый день 1917 года в России пришелся на воскресенье. Им заканчивалась 127-я неделя войны. 1 января газеты сообщали: на рижском участке фронта войска держатся стойко и, переходя в контрнаступление, «рассеивают вражеские части»; на Румынском фронте противник овладел одной из безымянных высот, на Кавказском - существенных изменений не произошло. Для миллионов солдат это был еще один день лицом к лицу со смертью, без веры в себя, без доверия к командирам. В письмах домой они рассказывали: «Чем дальше живется - тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой очень мало осталось. Не дождешься того времени, когда придет конец всему этому...».
В стране росли антивоенные настроения.
В 1916 году из армии дезертировало около полутора миллионов человек. Участились волнения в частях и соединениях. Расправа была скорой и жестокой. 1 января по приговору военно-полевого суда на Северном фронте было расстреляно 24 солдата 17-го Сибирского стрелкового полка, а сам полк расформирован и переброшен на Юго-Западный фронт. 3 января во всех частях 12-й армии был зачитан приказ генерала Радко-Димитриева, который угрожал смертной казнью за неповиновение начальству и отказ идти в наступление.
По официальным данным военной цензуры, писем, призывающих к войне против царя, в декабре 1916 года было 11 процентов от общего числа, в январе 1917 года они составляли уже 19 процентов. Суровая зима 1917 года принесла новые лишения. Росли цены. Железные дороги не справлялись не только с перевозками по стране, но и с подвозом продовольствия армии. Экономика отсталой России не выдерживала напряжения военного времени.
Мобилизация, согласно переписи 1917 года, в целом по России забрала из деревень до 50 процентов работников. Ушедших в армию заменяли женщины, дети и старики. В 1917 году для работ в сельском хозяйстве привлекли до 600 тыс. пленных и 250 тыс. беженцев. Но труд их был малопроизводительным и неэффективным. Сократились посевные площади, снизилась урожайность, упало животноводство. Если до войны собирали в среднем 4,5 млрд. и более пудов зерна в год (исключение составлял урожай 1913 года - 6 млрд. пудов), то в 1917 году собрано лишь около 2950 млн.
В декабре 1916 года правительство приняло решение о принудительной разверстке хлеба. Начались реквизиции хлеба и скота.


(Эсеровская милиция. Июнь 1917 года.)
Из рапорта начальника Казанского жандармского управления 8 января 1917 г.
"Настроение казанского общества повышенное, огромное большинство его настроено против правительства, чего никто и не скрывает, говорят об этом совершенно открыто. Осуждают новый, принятый правительством курс, говорят, что это поворот назад, но, что было возможно раньше, теперь неприемлемо".
Из частного письма саратовского губернатора С. Тверского
"...Что делается? Точно после 1905 года не прошло 11 лет. Те же персонажи, те же слова, с одной стороны, и тот же паралич власти. На местах опять земцы-дворяне ударились в политику. Опять звонкие резолюции о ненавистном правительстве и т. д. Ну, а дальше что? Дальше опять скажет слово мужичок или, вернее, сделает дело мужичок. Настроение прескверное"
Из сообщения владимирского губернатора Крейтона
"...Озлобление в некоторых, особенно фабричных, районах едва сдерживается. Забастовочное движение на фабриках приняло упорный характер и влечет за собой более чем тревожные настроения среди фабрикантов. Ореховские и ивановские фабриканты испытывают едва ли не панический страх за судьбу свою и своих предприятий".
2 января 1917-го года был арестован весь состав Петербургского комитета большевиков...

Из литографированных листовок, распространяемых большевиками поселка Шостка Черниговской губернии: "Товарищи, пора уже кончать войну с немцами и начинать воевать со своим настоящим врагом - царем и правительством... Полиции мы докажем, что мы не забыли 1905 год. На фронт - полицию, там ее место. Готовьтесь, братцы, сговаривайтесь, советуйтесь один с другим, а когда будет нужно, постоим за себя... Так вставай, подымайся, рабочий народ! Вставай на борьбу, голодный люд, вперед, вперед!"
Из листовки, расклеенной в г. Муроме Владимирской губернии-"Свободные граждане города Мурома! Долго ли будете смотреть на несправедливость правительства? По прихоти государя как народ, так и само отечество терпит бедствия. Восстанем, братья, против государя и правительства и выкинем красный флаг свободы народа. Да приступим же к делу немедленно"

Демонстрации рабочих 9 января 1917 года произошли во многих городах страны: в Баку, Нижнем Новгороде, Воронеже, Харькове, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Донбассе и ряде других мест. Всего только в январе бастовало 270 тыс. рабочих, из них в Петрограде - 177 тыс. Столица стала ареной не прекращающихся почти ни на один день выступлений пролетариата, направленных против войны и самодержавия.
По призыву Московского комитета партии большевиков 9 января 1917 года свыше 30 тыс. рабочих прекратили работу и вышли на улицы Москвы. На Тверском бульваре состоялась двухтысячная демонстрация, разогнанная конной полицией. К трем часам дня на Театральной площади Москвы появилась группа рабочих и студентов с красными знаменами и лозунгами: «Долой войну!», «Да здравствует Российская социал-демократическая рабочая партия!» Демонстрация вскоре разрослась до тысячи человек и двинулась к Охотному ряду. Движение трамваев приостановилось. Вдоль улиц стояли толпы людей. Многие пели вместе с демонстрантами «Отречемся от старого мира». Слышались сочувствующие возгласы. Около гостиницы «Метрополь» дорогу колонне преградили полицейские офицеры. Появилась конная полиция. Она ринулась на толпу. Часть демонстрантов была арестована.


(Митинг против царя на Дворцовой площади. Январь 1917 года.)

2 января - Экономические забастовки на заводе Лангензипена и на Невском судостроительном и механическом заводе (13,5 тыс. рабочих).
5-7 января - Митинги и собрания рабочих с выступлениями большевиков на всех крупных заводах Выборгской стороны, Петроградской стороны и Московской заставы в связи с предстоящей годовщиной 9 января.
9 января - Забастовка около 200 тыс. рабочих в день двенадцатой годовщины 9 января (всеобщая стачка в Выборгском и Невском районах; забастовка большинства предприятий в Городском районе и на Петроградской стороне, нескольких предприятий Васильевского острова. На Путиловском заводе, заводах Лесснера, «Феникс», Нобеля и др. - митинги, шествия рабочих с красными знаменами и революционными песнями).
10 января - Забастовка рабочих фабрики ак ционерного общества «Лютш и Чешер» (св. 220 чел.),
11 января - Забастовка рабочих завода Коппеля.
12 января - Забастовка рабочих завода Русско-Балтийского общества (600 чел.) и ситценабивной фабрики братьев Леонтьевых (600 чел.) с требованием увеличения заработной платы,
14 января - Забастовка рабочих завода Северного акционерного общества железных конструкций (470 чел.) с требованием повышения заработной платы.
16 января - Забастовка рабочих завода Баранов ского (400 чел.).
17 января - Забастовка рабочих завода Северного акционерного общества железных конструкций (1100 чел.) и рабочих наждачной фабрики Струна (200 чел.) с экономическими требованиями.
17-18 января - Забастовка рабочих инструментальной и ремонтной мастерских завода «Айваз» (550 чел.) с требованием повышения заработной платы.


(Английские депутаты между революционными солдатами и офицерами)
18 января - Двухтысячный митинг рабочих Петроградского металлического завода, посвященный обсуждению текущего политического момента.
26 января - Забастовка рабочих Александровского механического завода (2100 чел.) в знак протеста против штрафов за отказ работать в сверхурочные часы.
31 января - Забастовка рабочих Обуховского завода (2300 чел.) с экономическими требованиями.




(Солдатские демонстрации)


(Демонстрация работников ресторанов и трактиров. Петроград)

В.И. ЛЕНИН "О КАРИКАТУРЕ НА МАРКСИЗМ И ОБ «ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ ЭКОНОМИЗМЕ» (ТУТ)
«Революционной социал-демократии никто не скомпрометирует, если она сама себя не скомпрометирует». Это изречение всегда приходится вспоминать и иметь в виду, когда то или иное важное теоретическое или тактическое положение марксизма побеж­дает или хотя бы становится на очередь дня и когда кроме прямых и серьезных врагов на него «набрасываются» такие друзья, которые безнадежно его компрометируют - по-русски: срамят - превращая его в карикатуру. Так бывало неоднократно в истории русской социал-демократии. Победа марксизма в революционном движении, в начале 90-х годов прошлого века, сопровождалась появлением карикатуры на марксизм в виде тогдашнего «экономизма» или «стачкизма», без долголетней борьбы с которым «искровцы» не могли бы отстоять основ пролетарской теории и политики ни против мел­кобуржуазного народничества, ни против буржуазного либерализма. Так было с боль­шевизмом, который победил в массовом рабочем движении 1905 года, между прочим, благодаря правильному применению лозунга «бойкот царской Думы»46 в период важ­нейших битв русской революции, осенью 1905 года, и который должен был пережить - и преодолеть борьбой - карикатуру на большевизм в 1908-1910 годах, когда Алексинский и др. поднимали великий шум против участия в III Думе.47
Так обстоит дело и теперь. Признание данной войны империалистскою, указание на ее глубокую связь с империалистской эпохой капитализма встречает наряду с серьез­ными противниками несерьезных друзей, для которых словечко империализм стало «модой», которые, заучив это словечко, несут рабочим самую отчаянную теоретиче­скую путаницу, воскрешая целый ряд былых ошибок былого «экономизма». Капита­лизм победил, - поэтому не нужно думать над политическими вопросами, рассуждали старые «экономисты» в 1894-1901 годах, доходя до отрицания политической борьбы в России. Империализм победил, - поэтому не нужно думать о вопросах политической демократии, рассуждают современные «империалистические экономисты». Как образчик таких настроений, такой карикатуры на марксизм, получает значение печатаемая выше статья П. Киевского, дающая впервые опыт сколько-нибудь цельного литератур­ного изложения шатаний мысли, замечавшихся в некоторых заграничных кружках на­шей партии с начала 1915 года.
Распространение «империалистического экономизма» в рядах марксистов, которые решительно встали против социал-шовинизма и на сторону революционного интерна­ционализма в современном великом кризисе социализма, было бы серьезнейшим уда­ром нашему направлению - и нашей партии, - ибо компрометировало бы ее извнутри, из ее собственных рядов, превращало бы ее в представительницу карикатурного марксизма. Поэтому на обстоятельном обсуждении хотя бы главнейших из бесчислен­ных ошибок в статье П. Киевского приходится остановиться, как бы ни было это «неинтересно» само по себе, как бы ни вело это сплошь да рядом к чересчур элементарно­му разжевыванию чересчур азбучных истин, для внимательного и вдумчивого читателя давно уже известных и понятных из нашей литературы 1914 и 1915 годов.....
...Лозунг защиты отечества есть сплошь да рядом обывательски-несознательное оправдание войны, при неумении исторически разобрать значение и смысл каждой отдельной войны.
Марксизм дает такой анализ и говорит: если «действительная сущность» войны со­стоит, например, в свержении чуженационального гнета (что особенно типично для Ев­ропы 1789-1871 гг.), то война прогрессивна со стороны угнетенного государства или нации. Если «действительная сущность» войны есть передел колоний, дележ добычи, грабеж чужих земель (такова война 1914-1916 гг.), - тогда фраза о защите отечества есть «сплошной обман народа».
Как же найти «действительную сущность» войны, как определить ее? Война есть продолжение политики. Надо изучить политику перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне. Если политика была империалистская, т. е. защищающая интересы финансового капитала, грабящая и угнетающая колонии и чужие страны, то и война, вытекающая из этой политики, есть империалистская война. Если политика была национально-освободительная, т. е. выражавшая массовое движение против на­ционального гнета, то война, вытекающая из такой политики, есть национально- освободительная война.
Обыватель не понимает, что война есть «продолжение политики», и потому ограни­чивается тем, что-де «неприятель нападает», «неприятель вторгся в мою страну», не разбирая, из-за чего ведется война, какими классами, ради какой политической цели. П. Киевский совершенно на уровень такого обывателя опускается, когда говорит, что вот- де Бельгию заняли немцы, значит, с точки зрения самоопределения «бельгийские социал-патриоты правы», или: часть Франции заняли немцы, значит «Гед может быть дово­лен», ибо «дело доходит до территории, населенной данною нациею» (а не чуженациональной).
Для обывателя важно, где стоят войска, кто сейчас побеждает. Для марксиста важно, из-за чего ведется данная война, во время которой могут быть победителями то одни то другие войска.
Из-за чего ведется данная война? Это указано в нашей резолюции (основывающейся на политике воюющих держав, которую они вели десятилетия до войны). Англия, Франция и Россия воюют за сохранение награбленных колоний и за грабеж Турции и пр. Германия за то, чтобы отнять себе колонии и самой ограбить Турцию и пр. Допус­тим, немцы возьмут даже Париж и Петербург. Изменится от этого характер данной войны? Нисколько. Целью немцев и - это еще важнее: осуществимой политикой при победе немцев - будет тогда отнятие колоний, господство в Турции, отнятие чуженациональных областей, например, Польши и т. п., но вовсе не установление чуженационального гнета над французами или русскими. Действительная сущность данной войны не национальная, а империалистская. Другими словами: война идет не из-за того, что одна сторона свергает национальный гнет, другая защищает его. Война идет между двумя группами угнетателей, между двумя разбойниками из-за того, как поделить до­бычу, кому грабить Турцию и колонии.
Коротко: война между империалистскими (т. е. угнетающими целый ряд чужих народов, опутывающими их сетями зависимости от финансового капитала и пр.) велики­ми державами или в союзе с ними есть империалистская война. Такова война 1914-1916 гг. «Защита отечества» есть обман в этой войне, есть оправдание ее......"

Previous post Next post
Up