Противостояние "капитализм-капитализм" или "социализм/капитализм-капитализм" имеет капиталистические интересы. Идеологии тут нет, ибо права людей/детей, толерантность, свободы, не есть идеология как ни крути, и как ты её не обзывай этим прозвищем.
Капитализм не даром зовут этим словом, ибо первым
слогом есть слово "капитал". Значит противостояние идет именно в этой области. Кто обеспечивает капитал тем, кто "воюет"? Государство! За счет кого? Правильно-людей. Итог-деньги берут и решают вопросы на международной арене или за счет денег или ради денег. Значит есть доступ или критерий допуска к властным элитам, к "креслу войны", к тусовке правильных и нужных людей. Деньги движутся, рождают такие кульбиты, что голова кружится. Зачем? Фирма "А" через банки "В" и "С", идут к организации "М", через гарантии "К", которая в свою очередь создает структуры "Ш" "Щ" и "Ч", и те в свою очередь через банки возвращаются в виде инвестиций.... ЗАЧЕМ ТАКАЯ ПУТАНИЦА?
Противостояние "капитализм-социализм/коммунизм" может быть только идеологической, где капиталистические страны всеми способами пытаются убрать из социализма главную его функцию, которая и реализовывалась в СССР, а именно как ПЕРЕХОДНЫЙ период к высшей стадии общества, тем самым закрепив понятие "социализм" в определенных рамках, сведя его к разнице доходов богатых и бедных. Как только социализм начинает выполнять то, зачем и был "выдуман" классиками коммунизма, начинается новый этап борьбы-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ! Тут победа мерится не деньгами (хотя победитель забирает деньги и ресурсы как и было при крушении СССР, превращая людей в своих рабов. При чем рабов безмозглых с которыми можно делать всё что угодно, включая разрушение святынь, которые осмеиваются. Итог-умирать больше за святость не нужно, ибо её нет) а духом. У кого понимания о жизни сильнее, тот и прав, и понятие справедливости тут не мерится вещами а выходит на высший уровень-безопасность, возможность, будущее, включая его образ (не размытый а четкий)...
Таким образом, выборы 18 сентября не имеют ровно никакого значения, (кроме того,
что я уже описывал,-почему надо голосовать), ибо выбор идет между деньгами, при этом член электората (А не человек- я подчеркиваю это) даже не знает приблизительно какие деньги против каких выступают и возможен ли их синтез ради решения интересов. Т.е. одни идут в Думу при этом оставаясь должным другим, выполняющим функции как "паровоза" так и "толкача" или "заманухи/отвлечения" (сговор). Кстати это не фантазии мои, и не откровения-про эти методы выборов писано сотни томов. Почему писанина не эффективна? В том числе и потому, что писано как раз и для этого-быть не эффективным как слово. Тут "лидеры" партий и движений
совершенно не важны. Их деятельность есть умение говорить только: а) умные слова и в) то, что желает слушать электорат и это желание изучается и до них доносится. (Кстати говоря, мракобесие как данность уже пришло к нам-в Екатеринбурге осудили человека который ловил покемона в храме. Меня всегда интересовало как можно оскорбить чувство верующих? И главное как это доказать в суде? И что еще интереснее- а можно верующим оскорбить чувство атетиста? Ясно же, что его осудили только за то, что делал он это в храме, а само это здание и есть доказательство чувств. Если это не чушь, то что? При этом прошу заметить на реакцию общества- оно оценивает правильно-так как надо мракобесам. Почему? Кончился научный взгляд на действительность, а значит говорить о коммунизме даже вредно-получишь по сусалам, и вместо него пришло оккультное знание. И ещё-а что делают священники в храмах? Но тсссссс.... Там, как Вы знаете по умолчанию, все святые! Как Вы видите в светском государстве, чувства только у верующих...И кто бы меня разуверил, что эта защита чувств не сть защита коммерческих интересов РПЦ...)
В итоге, выборы не есть поиск знаний и не решение своих вопросов а отмывание денег, выбор лиц и лозунгов, смех и шоу, не изменение системы, и оккультное действие... ВСЁ! Я уже отмечал особенность современного мира-в НЁМ ПРАВ ОБИЖЕННЫЙ И "СЛАБЫЙ" ЧЕЛОВЕК и тот, кто больше всего знает и изучил за свою жизнь, подлых приемов и наглых методов решения разных жизненных вопросов. Правота в суде становится на ту сторону, кто больше преподнес перед судьей методов защиты прав одной из сторон в виде бумаг и всяких иных "доказательств" и где картина события порой даже фантастическая, не имеет ничего общего с реальностью, ибо из суда убрали функцию расследования как было в СССР! У замужних и женатых сегодня, вообще нет прав, и людям выгодно разводиться-так диктует закон. Правда есть одно право-обязательства друг перед другом, что выводит отношения людей на высший уровень отношений и бытия (любовь). А так, когда ты одинок, у тебя больше шансов в жизни, и на жилье, и на разные выплаты, и на многое другое. Правда интересно? Неужто Православные принципы реализуются? Неужто коммунистические? Где сознание человека, и сознательное взятие на себя функции ответственности и долга, выше всего на свете. Так хочется думать, но увы и ах-нет конечно. Просто юридический маразм....
М. Борман - секретарь нацистской партии: "Славяне должны, работать на нас. Если мы не нуждаемся в них, то они могут умереть. Система здравоохранения не нужна. Рождения у славян нежелательны. Они должны использовать контрацепцию и практиковать аборты, и чем больше, тем лучше. Образование опасно..."
То что Вы прочитает никакого смысла как деятельность не имеет, ибо это продукт современности и его приходится использовать. Так вот, сегодня выявлять уловки политиков и журналистов есть увлекательный интеллектуальный спорт. Нам приходится смотреть телевизор и читать газеты, то зная что это за "фрукт" лучше им и заниматься. Хотя бы в профилактических целях, чтобы лишний раз убедиться, что мы-это все еще мы, и пока не превратились окончательно в "электорат" или "сегмент рынка". У нас в Кургане в Думу кандидат по фамилии Ильтяков так и записал в газете-мол главное инвестиции в человека (не в марсианина же) и с этой целью в области создан... Генный центр! Занавес.
Полезный совет. Простейшим приемом психологической защиты от пропагандистского "промывания мозгов" является сознательное прерывание контактов с источником информации. Например, достаточно время от времени прекращать смотреть телевизор на одну-две недели, чтобы произошло "восстановление" сознания. Наваждение, внушенное телевидением, проходит. После этого резко повышается наблюдательность и какое-то время вы будете легко замечать, из каких телепередач "торчат уши". И еще один совет: если вам нужна объективная информация - отправляйтесь в научную библиотеку. Если же хотите получить порцию рекламы и политической пропаганды - включите телевизор или купите газету. И внимайте... Только временами останавливайтесь и отфильтровывайте от личных умозаключений те готовые штампы и иллюзии, которые изо всех сил пытаются внедрить в ваше сознание.
Смотрите что они делают. Они включают анонимный авторитет...Излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый всеми СМИ. Он относится к "серой" пропаганде. Это мол, обращение к авторитету. Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным, это может быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: "Ученые на основании многолетних исследований установили...", "Доктора рекомендуют...", "Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...". Какие ученые? Какие доктора? Какой источник? КАКОЙ НИИ СТОМАТОЛОГИИ? Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью. Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут.
Ещё? "Будничный" или "обыденный" рассказ. Используется для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. В специальной литературе этот метод описывается спокойно и по-деловому. Так, если нужно приучить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, творящиеся в обществе. (Наступает психологический эффект привыкания) Данный прием применялся, в частности, во время государственного переворота в Чили (1973), когда было необходимо вызвать индифферентность населения к действиям пиночетовских спецслужб. На постсоветских просторах его активно применяют при освещении массовых акций протеста, действий политической оппозиции, забастовок и т.д. Например, происходит многотысячная демонстрация противников действующего режима, которая разгоняется ОМОНом с помощью дубинок и слезоточивого газа. Жестоко избиваются участвующие в ней женщины и старики, лидеры политической оппозиции арестовываются. На следующий день журналисты будничным и деловым тоном, без эмоций, мимоходом рассказывают нам, что, мол, накануне была проведена очередная акция протеста, органы правопорядка вынуждены были применить силу, арестовано столько-то нарушителей общественного спокойствия, против которых возбуждены уголовные дела "в соответствии с действующим законодательством" и т.д. Такой прием позволяет СМИ сохранить иллюзию объективного освещения событий, но, в то же время, девальвирует значимость произошедшего, создает у массовой аудитории представление о данном событии как о чем-то малозначительном, не стоящим особого внимания и, тем более, общественной оценки.
Голодовка Эффективный прием эмоционального влияния на электорат и психологического давления на власть. Подбирается группа хорошо оплачиваемых молодых людей с крепким здоровьем, которые, ничем не рискуя, организовывают "курс лечебного голодания" в каком-либо публичном месте. Вокруг этого СМИ поднимают невообразимый шум. Постоянно звучат обвинения в бесчеловечности режима, организации или конкретного лица. Против этого приема устоять крайне сложно (при условии, что он проводится профессионально), так как власти в любом случае вынуждены реагировать на выдвигаемые "борцами" требования.
"Держи вора" Цель приема - смешаться с Вашими преследователями. Ярким примером является опыт ЦРУ периода У. Колби (1970-е годы). Когда эту организацию стали уличать в терроризме, убийствах, взрывах, свержении правительств, наркобизнесе, агентурных провалах, то ЦРУ во главе с Колби побежали впереди разоблачителей и стали так рьяно себя разоблачать, что сами разоблачители их еле успокоили. Так У. Колби сохранил ЦРУ. Этот же прием используется и для дискредитации, когда виновные, чувствуя провал, первыми поднимают крик и направляют гнев народа в другую сторону. Этим приемом часто пользуются "правозащитники" и "борцы с мафией", задачей которых является дезорганизация общественности .
Забалтывание Метод "забалтывания" используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях, постоянно держа на слуху его имя, явно преувеличивая его способности. Очень быстро это всем надоедает и одно имя этого человека вызывает раздражение. Авторов такого мероприятия очень трудно уличить в намеренной дискредитации, так как формально они прилагают все усилия для восхваления. Во время выборов данный прием активно применяется в форме "информационного взрыва" или массированого "слива компромата". Цель - вызвать усталость и головную боль у людей, отбить у избирателей желание интересоваться тем, что за душой у того или иного кандидата. Еще метод забалтывания нередко применяется для создания "информационного шума", когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.
(Питер Брейгель Старший. Операция по извлечению камня глупости.)
Эмоциональный резонанс Способ создания у широкой аудитории определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которую на мыслительном уровне выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропагандистского или рекламного "промывания мозгов". В первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека. Защищаясь от пропагандистских сообщений, на рациональном уровне человек всегда способен выстроить систему контраргументации и свести все усилия по "спецобработке" к нулю. Если же пропагандистское влияние на человека происходит на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают. Соответствующие приемы известны с древних времен. В их основе лежит феномен социальной индукции (эмоционального заражения). Дело в том, что испытываемые нами эмоции и чувства во многом социальные явления. Они могут распространятся подобно эпидемии, заражая подчас десятки и сотни тысяч людей и заставляя массы "резонировать" в унисон. Мы существа социальные и легко воспринимаем чувства, возникающие у других. Это хорошо заметно на уровне межличностных отношений, когда дело касается близких людей. Всем известно, что значит "испортить настроение" близкому человеку и как порой легко это можно сделать. Плохое настроение одного из супругов может мгновенно передастся другому и т.д. Особенно сильно эффект эмоционального заражения проявляется в толпе-ситуативном множестве людей, не связанных осознаваемой целью. Толпа это свойство социальной общности, характеризующееся сходством эмоционального состояния ее членов. В толпе происходит взаимное заражение эмоциями и как следствие их интенсификация. Природа массового эмоционального заражения почти не изучена. Одна из интересных гипотез утверждает, что главную роль в этом играет возникновение резонансных колебаний в структуре электромагнитных полей, образуемых человеческим организмом. (Кто учился в ВУЗе сразу вспомнили политологию)
Механизм поведения человека в толпе описан во многих источниках, все они совпадают в том, что человек, становясь частью массы, попадает под власть страстей. Типичные признаки поведения человека в толпе-преобладание ситуативных чувств (настроений), утрата интеллекта, ответственности, гипертрофированная внушаемость, легкая управляемость. Эти состояния можно усилить с помощью различных средств. Необходимые настроения вызываются с помощью соответствующего внешнего окружения, определенного времени суток, освещения, легких возбуждающих средств, различных театрализованных форм, музыки, песен, и т.д. В психологии существует специальный термин фасцинация, которым обозначают условия повышения эффективности воспринимаемого материала благодаря использованию сопутствующих фоновых воздействий. Наиболее часто фасцинация используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу-программах, политических и религиозных (культовых) мероприятиях и т.п. На этом фоне передается соответствующая информация, причем нужно стремиться к тому, чтобы ее не было слишком много.
В современном мире испытываемые нами эмоции в значительной степени есть результат индукции, вызываемой средствами массовой коммуникации. Создание эмоционального резонанса одна их главных задач большинства информационных сообщений и развлекательных шоу. СМИ всегда пытаются вызвать у широкой аудитории сильные эмоции, и если необходимо, то эти эмоции они доводят до судорог. Простой пример: обратите внимание на те интонации, с которыми радио- или телеведущие зачитывают нам информацию о событиях в стране и в мире. Когда речь идет о трагических событиях (катастрофа, война, террористический акт) интонации обычно преисполнены благородной скорби или негодования в адрес виновников. Если же, к примеру, следом за этим идет сообщение об очередной встрече главы государства с шахтерами (летчиками, учителями, врачами), вы заметите, как экранная телефизиономия мгновенно преобразится и в ее голосе начнут явственно проступать "конструктивный оптимизм" и уверенность в счастливом будущем нации . Этот прием называется "эмоциональная подстройка под ситуацию".
Риторический прием градация: комментатор повторяет доводы со все возрастающим напряжением: "Наш народ терпел, долго терпел, очень долго терпел! Мы терпели голод, бедность, унижение, позор! Мы страдали, долго страдали, очень долго страдали! Доколе...". Такой прием эмоционально заводит слушателей. Чтобы усилить эмоциональную действенность сообщения нередко его насыщают конкретными подробностями, которые лучше запоминаются и лучше усваиваются. Особенно эффективны "Свидетельства очевидцев", поскольку они несут опору на элементы личностного опыта человека.
Многие приемы создания у медийной аудитории нужных настроений были отработаны в Германии в период второй мировой войны и незадолго до ее начала. В частности, в радиопередачах использовались приемы звукового воздействия, искусственно усиливающего агрессивные переживания. Все речи А. Гитлера сопровождались музыкой из опер Вагнера, оказывающей гнетущее впечатление на слушателей: тяжелая, сложная, она создавала ощущение надвигающейся нацистской военной машины, способной раздавить человека, и носила угрожающий характер. Для нагнетания массового психоза проводилась трансляция по радио парадов, маршей, митингов.
Более сложный пример эмоционального резонанса: многочисленные телесериалы, а также развлекательные реал- и ток-шоу, в избытке представленные на современном телевидении. Обратите внимание на тот высокий эмоциональный накал, на котором протекают подобные действа. Герои сериалов постоянно выясняют отношения на повышенных тонах, бурно проявляют свои эмоции, сюжеты этих фильмов призваны держать зрителя в постоянном эмоциональном напряжении: "А что же будет дальше?". Вы если будете смотреть это моими глазами то никаких чувств у Вас данные действия не вызовут.
Профессионально подготовленные участники ток-шоу, играющие роль "простых людей с улицы", рассказывают свои "жизненные истории" ярко и эмоционально, постоянно норовя свести счеты со своими обидчиками прямо в "прямом эфире".....обязательный элемент таких телешоу драка или бурное выяснение отношений. Цель-создание у зрителей эмоциональной зависимости. Привыкнув получать дозу острых эмоциональных переживаний из данного источника, человек и в будущем будет отдавать ему предпочтение. Таким образом телевизионные боссы сколачивают себе постоянную аудиторию сериалозависимых, шоузависимых и проч. людей, зомбируют их, дабы привязать именно к такому способу получения острых эмоциональных переживаний, значит будут безудержно поглощать все новую и новую телепродукцию, щедро разбавляемую коммерческой и политической рекламой...
Эффект бумеранга Когда официальные СМИ дружно обрушились на Б. Ельцина (конец 1980-х), тот вопреки логике сделался национальным героем и с блеском выиграл президентские выборы в июне 1991 года. Затем объектом интенсивного осмеяния и развенчивания стал В. Жириновский и это способствовало его шумному успеху на выборах в Думу (декабрь 1993). В декабре 1995 большинство мест в Думе получила КПРФ очередной объект телевизионной травли. Осенью 1999 года развязанная ОРТ травля мэра Москвы Ю. Лужкова только укрепила его позиции среди московского электората. Годом раньше то же самое произошло в Украине с киевским мэром А. Омельченко. Сходная проблема обсуждалась американскими публицистами еще полвека назад, после неожиданной победы Ф. Рузвельта на президентских выборах. Вывод: если вы хотите завоевать популярность у широких масс, создайте себе имидж борца за справедливость, преследуемого властями. То же самое случается, когда власти вдруг решают бороться с циркулирующими в обществе негативными слухами-доверие к слухам только усиливается.
Эффект ореола-базируется на коварном психологическом свойстве человеческой склонности мыслить Ложными аналогиями.
1. "Рядом значит вместе". Вследствие этого феномена нахождение рядом со знаменитым или высокопоставленным человеком несколько повышает статус в глазах окружающих. Не случайно те, кто запечатлен на фото рядом с "большими" людьми, с удовольствием демонстрирует эти фотографии всем друзьям и знакомым. Аналогично политики обожают находиться в компании популярных артистов или спортсменов.
2. Человека, добившегося весомых успехов в какой-то конкретной области, окружающие считают способным на большее и в других делах. Многочисленные факты доказывают, что это всего лишь распространенное заблуждение. Есть множество примеров, когда люди, которые блестяще делают одно дело, во всем остальном оказываются абсолютно беспомощными. Тем не менее, этот стереотип вовсю эксплуатируется политиками и бизнес-рекламой. Достаточно вспомнить, сколько популярных артистов-спортсменов-журналистов-писателей-сатириков нанимают в свои ряды политические партии накануне выборов. Используется следующий посыл: Мы успешные и состоявшиеся люди, которые сделали себя сами, реализовали себя в этой жизни, сумели выжить и добиться успеха в сегодняшних непростых условиях! Имея опыт положительных решений в различных сферах социальной жизни, мы готовы транслировать свой успех в масштабах всего общества! Мы были эффективны в своей профессиональной деятельности, поэтому будем эффективны и в политике! Мы знаем, что и как надо делать.
На самом деле под видом нового поколения успешных людей электорату впаривается пропахший нафталиномс лжи "большевистский лозунг", что любая кухарка может управлять государством. С той лишь разницей, что вместо кухарки сегодня преподносится, к примеру, успешная бизнес-вумен, сумевшая наладить в своем городе сеть прачечных и химчисток. Бывший олимпийский чемпион, бравый боевой генерал, преуспевающий владелец пекарни или даже управляющий банком, достигнув удачи на своем профессиональном поприще, совсем не обязательно смогут принимать хорошие законы, сидя в парламенте.
Эффект первичности Доктор Геббельс ввел в современную пропаганду один из ключевых принципов: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Позже психологи обнаружили, что тот кандидат, который во время избирательной кампании первым убедительно преподнесет себя победителем, того и признает массовое сознание. К подобным выводам пришли К. Ховланд и ученые Йельского университета в Англии, а также Н.Джанис и Л.Доуб, которые считали, что успех пропагандиста в значительной мере обеспечен, если информация достигла аудитории раньше, чем информация его противников. Данный эффект учитывается при массированном "сливе компромата". В конце концов, виноват всегда тот, кого облили грязью, ведь ему надо будет отмываться. Гитлер "Публика всегда предпочитает поверить хотя бы и на 90% недоказанному обвинению, чем опровержению, хотя бы оно было обосновано на все 100%"
1925 год американский психолог М. Лундт "закон предшествования"--любое первое сообщение о том или ином факте, событии оказывает более сильное воздействие на аудиторию, чем последующие. Одна из причин этого феномена заключается в том, что тому кто первый сообщил информацию, принадлежит приоритет в удовлетворении имеющейся потребности и, как следствие, формирование первичной психологической установки к факту или событию. ВОТ ПОЧЕМУ БАБКИ ПЛАТЯТ БОЛЬШЕ ТОМУ ГЛАШАТАЮ КТО ПЕРВЫМ ПРИБЕЖАЛ...В силу этого принципа сегодня каждое СМИ стремится первым донести свою трактовку событий до широкой аудитории. Возникающие из-за этого проблемы ныне хорошо известны. Например, стремление журналистов к немедленной выдаче "горячих сообщений"....
Эффект присутствия Прием также был введен в практику нацистской пропагандой. Сегодня он описан во всех учебниках по журналистике. Включает в себя ряд трюков, которые должны имитировать реальность. Их постоянно используют при "репортажах с мест боев" и в криминальной хронике, фабрикуя задним числом съемку "реальной" поимки бандитов или автокатастрофы. Иллюзию "боевой обстановки" создают, например, резким дерганьем камеры и сбиванием с фокуса. В это время перед камерой бегут какие-то люди, слышны выстрелы и крики. Иллюзия достоверности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие и создает ощущение большой подлинности событий. Создается мощный эффект присутствия, мы как будто вброшены в страшную действительность, не подозревая, что это всего лишь дешевый трюк. Данный прием широко используется коммерческой рекламой-специально инсценируются всяческие "накладки" чтобы создать образ бесхитростных "простых" людей. Меня умиляют такие ролики, в которых очередная "тетя Ася" хорошо поставленным голосом профессиональной актрисы пытается эмулировать речь "людей из народа"- якобы случайные паузы, деланные запинки, легкие дефекты произношения, показная неуверенность...
(
Равский Алексей)
Информационная блокада Если Вы привыкли наблюдать за развитием нынешних "антитеррористических операций" глазами американского CNN или российских ОРТ и РТР, с методом информационной блокады вы сталкиваетесь ежедневно. Лишить противника возможности публично высказать свою позицию одна из главных задач пропагандистской войны.
Главное информационное доминирование. Очень часто властные структуры блокируют информацию по какой-либо проблеме, а затем выдают ее в безальтернативном режиме. Поскольку интерес к данному вопросу в обществе очень силен, выгодная для власти информация получает максимальное распространение. В этом случае фиксированная позиция СМИ не подлежит изменению, поэтому другая точка зрения практически недоступна для широкой аудитории. Информационная блокада сегодня сопровождает практически все военно-политические конфликты. Так, война с Ираком в 1991 г. изображалась как "чистая" и справедливая. Западные СМИ всячески расхваливали достоинства "хирургически точных ударов", при этом старательно замалчивались любые свидетельства противоположного характера. Цензуре тогда подверглись даже бывший министр юстиции США Р. Кларк. Во время воздушных атак НАТО против Югославии в Великобритании проходили выборы в Европарламент. Небольшая по численности Социалистическая трудовая партия поместила в своем предвыборном клипе документальные кадры опустошений, причиненных натовскими бомбардировками Сербии. При телепоказе этот эпизод... был просто-напросто вырезан Би-Би-Си.
Ллойд-Джордж: "Если бы люди знали правду о войне, она была бы прекращена уже завтра. Но они ее не знают и никогда не узнают".
В российских СМИ примером информационной блокады может служить не только освещение событий в Чечне, но и в странах ближнего зарубежья: Беларуси, Украине, Грузии, Молдове. Специальные исследования 2000-2001 годов показали, что 90-95% материалов об этих странах представляют собой субъективные комментарии российских корреспондентов или редакций. Другими словами, российская пресса практически не позволяет представителям этих стран самостоятельно высказывать свою позицию.
К информационной блокаде часто прибегают во время избирательных компаний. Заангажированные СМИ создают информационный ажиотаж только вокруг предпочтительного кандидата. При этом его оппонент полностью лишается возможности высказать в СМИ свою позицию, ответить на выпады в свой адрес. Здесь есть важный нюанс: вместо того, чтобы предоставить слово непосредственно господину N, журналисты начинают нам рассказывать о нем. Так, в начале 1990-х годов во время подготовки и проведения рыночных реформ Е. Гайдара и А. Чубайса была установлена настоящая информационная блокада -к массовой аудитории не были допущены специалисты, предупреждавшие о губительных последствиях "приватизации по Чубайсу", и вопрос не задавался-"какой смысл отдавать в частные руки эффективные, конкурентоспособные государственные предприятия мирового уровня, которые обогащали казну и кормили страну?" Точно так же, уже в 1997-1998 гг., информационная блокада служила прикрытием аферы российских деловых и правительственных кругов с ГКО, которая приняла международный масштаб и привела Россию к тяжелейшему кризису в августе 1998 года. СМИ не дали внятных сообщений даже о дебатах в Думе и Совете Федерации по этому вопросу в апреле-мае 1998 года.
Во-первых Самый большой эффект оказывают, как ни странно, циркулирующие в обществе мифы, слухи и сплетни.
Второй постулат вытекает из первого: эффективное информационное воздействие на человека осуществляется не непосредственно от средств массовой коммуникации, а через значимых для него, знакомых ему авторитетных людей ("лидеров мнения") - трансляторов мнений и слухов. Неофициальные личностные коммуникации для людей более значимы, чем "официальные" сообщения СМИ.
В большинстве случаев мнения людей по поводу чего-либо складываются в процессе общения в семье, в коллективе и т.д. В беседах между собой родственники, друзья, сослуживцы осмысливают события и факты, вырабатывают общий подход в соответствии с привычными для них ценностями и нормами. Мнения по каждому вопросу (от простого - какой стиральный порошок покупать, до сложного - за кого голосовать) складываются и утверждаются под воздействием определенных авторитетов.
Г. Павловский, "Нельзя фетишизировать электронные СМИ как таковые. Нарастающий сегодня хор славословий (в адрес В. Путина), транслируемый через каналы СМИ на всю страну, приводит к обратному результату. Люди никогда не пересказывают друг другу казенные формулы и лакейские гимны властям-в своем кругу люди рассказывают друг другу то, что считают важным и интересным. СМИ значимы только в той степени, в которой они поставляют содержание, идеологемы и фактуру (поводы) для массового "трепа". То есть, реальной политической дискуссии в низах, не прекращающейся в России ни на минуту. Политические инициативы и ситуации способны протранслироваться на низовой уровень (уровень массовых коммуникаций) в той степени, в какой они драматургичны, драматизированы, то есть превратились в интересный и доступный человеку сюжет (сплетню, анекдот, сценарий, миф). СМИ в пропагандистской кампании необходимы для того, чтобы пробить прямой канал "русская столица русские земли".
Сегодня целые газеты, журналы и телевизионные программы под прикрытием распространения новостей полностью посвящены сочинению и распространению правдоподобных слухов, способных протранслироваться на уровень межличностных коммуникаций. В последние годы появились и специализированные интернет-проекты, почти целиком посвященные этой задаче. (Например, к ним можно отнести такие русскоязычные медиа-порталы как SMI.Ru, ВЕРСИИ.Ru, ГАЗЕТА.Ru, РусГлобус и др.) После получения информационного сообщения реципиент не сразу принимает решение принять или отвергнуть его. Сознательно или на подсознательном уровне он ищет совета у окружающих его людей и прежде всего у "лидеров мнения" и его группы. Данное явление нашло отражение в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной в середине 50-х годов в США Полем Лазарсфельдом. В предложенной им модели двухступенчатость пропагандистского процесса учитывается, во-первых, как взаимодействие между источником и авторитетами микросоциального уровня, которые обозначаются как лидеры мнения или "медиаторы" (посредники), во-вторых, как взаимодействие лидеров мнений или медиаторов с отдельными членами микросоциальных групп. Американские специалисты считают: чтобы сформировать мнение широкой аудитории по какому либо вопросу, достаточно обработать всего лишь 10% ее членов. В психологии влияния это называется "фиксацией на авторитетах".