1993 Позор крови IV

Jan 25, 2016 21:15

Начало - по ссылкам: (Щелк мышкой по ТУТ)

В то же время, для введения в заблуждение “президентской стороны”, “военным руководством” Дома Советов Российской Федерации распространялись преувеличенные сведения о численности и боевых возможностях созданных формирований, готовности воинских частей выступить на защиту парламента. Так, при назначении на должность министра безопасности Российской Федерации, Баранников В.П. сообщил X внеочередному (чрезвычайному) Съезду народных депутатов Российской Федерации, что им, совместно с министром обороны Российской Федерации Ачаловым В.А. и и.о. министра внутренних дел Российской Федерации Дунаевым А.Ф. “организовано свыше 7 тысяч офицеров - от капитанов до полковников - которые сегодня несут службу и в Белом доме, и вокруг него”. Ачалов В.А. утверждал, что “охрана и оборона сейчас организованы надежно” и что “когда нужно будет, по нашему зову личный состав сюда прибудет целыми частями”. “Президентская сторона” умело пользовалась подобными заявлениями для нагнетания обстановки вокруг “проблемы оружия” и “незаконных вооруженных формирований”. При этом она располагала объективными данными о вооружении и боевых возможностях вооруженных формирований Дома Советов Российской Федерации.
В целях обеспечения устойчивой и бесперебойной связи, Руцкой А.В. издал Указ и.о.Президента Российской Федерации №13, которым подчинил себе Федеральное агентство Правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, и Указ Президента Российской Федерации №16 “Об упразднении института представителей Президента Российской Федерации на местах”.
Генеральный прокурор Российской Федерации Степанков В.Г. провел оперативное совещание с начальниками Управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые выразили поддержку проводимому им курсу на невмешательство в политическое противостояние. В частности было отмечено, что “прокуроры, осуществляя полномочия, должны не допускать вмешательства политики в правоохранительную деятельность”.
В 17 часов 30 минут народный депутат РСФСР Тулеев А.Г. огласил на съезде требования руководителей субъектов Федерации к федеральным органам власти, подписанные председателями Советов 26 регионов Российской Федерации. К Ельцину Б.Н. - отменить Указ №1400 и другие нормативные акты, связанные с его реализацией, восстановить в стране конституционную законность по состоянию на 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года. К Съезду народных депутатов Российской Федерации (при условии выполнения Ельциным Б.Н. указанных требований) - немедленно назначить одновременные всенародные выборы Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации, для чего обеспечить принятие необходимых законодательных актов. От Совета Министров - Правительства Российской Федерации - отменить цензуру в средствах массовой информации, возобновить выпуск закрытых газет, журналов, прекратить блокирование объективной информации о положении в стране на радио и телевидении, предоставить эфир представителям субъектов Федерации для изложения позиции их органов власти и Верховного Совета Российской Федерации. До проведения выборов Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации установить, что федеральные органы власти не принимают никаких нормативных решений без взаимного согласования и воздерживаются от любых действий, которые могут повлечь за собой кровопролитие и человеческие жертвы. Гарантами соблюдения этих требований были названы учреждаемый Федеральный Совет из руководителей органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации, призванный отрешать от должности должностных лиц, не выполнявших эти требования. В случае невыполнения указанных требований в срок до 28 сентября 1993 года субъекты Федерации оставляли за собой право принять решительные меры экономического и политического воздействия, включая организацию общероссийской политической забастовки, проведение в согласованные сроки в субъектах Федерации местных референдумов, приостановление перечисления налогов в федеральный бюджет, блокирование экспортных поставок нефти и газа, основных авто- и железнодорожных магистралей.
Около 18 часов X внеочередной (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации принял Постановление “О досрочных выборах народных депутатов Российской Федерации и Президента Российской Федерации," в котором постановил, в частности, провести указанные выборы не позднее марта 1994 года при условии нормальной конституционной деятельности органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечения плюрализма мнений в средствах массовой информации.
После принятия указанного Постановления председатель Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации Соколов В.С., по согласованию с высшим руководством “президентской стороны”, предпринял попытку добиться решения X внеочередного (чрезвычайного) Съезда народных депутатов Российской Федерации о смещении Хасбулатова Р.И. с поста Председателя Верховного Совета Российской Федерации. При первом голосовании большинство народных депутатов Российской Федерации поддержало предложение Соколова В.С и лишь при повторном голосовании, путем манипуляций и при поддержке и.о.Президента Российской Федерации Руцкого А.В. Хасбулатову Р.И. удалось добиться отклонения указанной инициативы. По свидетельству народного депутата Российской Федерации Андронова И.И.,
“Вениамин Соколов, председатель парламентской палаты Совета республики, попытался использовать путч Ельцина для своего синхронного мини-путча внутри “Белого дома”. Вербуя заговорщиков, Соколов побеседовал со мной с глазу на глаз. Он изрек:
- Руководство Верховного Совета теперь на стадии распада и не может в противоборстве с Кремлем сохранить парламент. Необходимо срочно сменить наше руководство.
- Кому же по силам возглавить Верховный Совет? - удивился я.
- Я готов к этому, - произнес твердо Соколов.
- Как же вы сумеете получить власть над парламентом?
- Власть не получают, ее берут. ...
Начальник секретариата Соколова профессор-языковед Сергей Оганесян поведал мне потом об интригах его шефа:
- Соколов поручил своему парламентскому советнику Павлу Субботину секретно контактировать с тогдашним любимцем Ельцина министром Сергеем Шахраем и спланировать совместно замену Хасбулатова на Соколова.
Еще перед путчем Сергей Шахрай совещался трижды с посланцем Соколова. Действовал Шахрай, по его словам, с ведома Ельцина. Шахрай предложил устроить негласное свидание Соколова с президентом. Заговорщики почти все согласовали, но у них произошла вынужденная задержка из-за того, что сместить председателя Верховного Совета был полномочен только Съезд народных депутатов. И вот такой последний 10-й съезд собрался по призыву Хасбулатова в “Белом доме” 23 сентября 1993 года. ...
Соколов продолжал в “Белом доме” плести интриги, будучи в тайном альянсе с Кремлем. Предупреждение на сей счет высказала мне встревоженная секретарша Соколова. Все телефоны в здании парламента были отключены..., но только один Соколов, как знала его секретарша, имел телефонную связь с президентской администрацией. Ее тогдашний руководитель Сергей Филатов рассказал через год после путча:
- Мне передали записку из “Белого дома” с просьбой Соколова включить ему там телефон. Было написано: “Прошу включить телефон в задней комнате, поскольку разговаривать из моего кабинета я не могу, так как нахожусь под наблюдением”.
Перед артрасстрелом “Белого дома” 4 октября Соколов удрал оттуда и отсиживался весь тот кровавый день в штабе опергруппы штурмовиков Ельцина. Ныне Соколов - высокопоставленный аудитор Счетной палаты”.



Около 19 часов Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Зорькин В.Д., от имени Конституционного Суда Российской Федерации, предложил X внеочередному (чрезвычайному) Съезду народных депутатов Российской Федерации назначить дату одновременных выборов Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации на 12 декабря 1993 года, выбирать двухпалатный парламент, работающий на профессиональной основе, без Съезда народных депутатов Российской Федерации, а также подготовить и принять пакет законодательного обеспечения этого процесса. Зорькин В.Д. заявил, что если это предложение будет принято за основу,
“можно было бы прибегнуть к следующему: конфликтующие стороны приводят состояние правовое, конституционное и политическое в то, которое сложилось до 20.00 21 сентября. То есть Президент дезавуирует свой Указ и соответственно законодатели делают тоже самое в отношении своих решений. В этом случае Конституционный Суд также готов внести определенные уточнения в свое решение”.
Около 19 часов 20 минут группа граждан преградила путь колонне автомашин с военнослужащими ОМСДОН, выдвигавшейся в район Дома Советов Российской Федерации. Около 21 часа колонна была разблокирована сотрудниками милиции и продолжила движение по ранее намеченному маршруту.
Около 21 часа произошло первое столкновение граждан с сотрудниками ОМОН. По свидетельству Крюкова М.М.,
“в 9 часов вечера обычно завершался митинг. Многие возвращались от Дома Советов к метро “Баррикадная”. В том же направлении двигалась пешая колонна дивизии им.Дзержинского - со стороны американского посольства. Она остановилась и вытянулась вдоль тротуара. Мы проходили мимо строя. ...Стальные каски, бронежилеты, дубинки. ... Дальше, чтобы попасть в метро, нужно перейти улицу. На ее середине скопилась довольно большая толпа, образованная двумя встречными потоками - люди в это время шли не только от Дома Советов, но и к нему. ... Поодаль стоят военные грузовики. Колонна солдат, наконец, трогается. Раздаются крики: коридор! Коридор! Призывают дать дорогу колонне, расступиться, но уже поздно. Откуда ни возьмись посреди улицы возникает цепь ОМОНа - уже в полном снаряжении. Двинулись на толпу, барабаня дубинками по щитам. Звук мерзкий, от него мороз подирает по коже. Толпа шарахнулась. Истошные вопли женщин. Людская масса бросается к метро, не разбирая дороги, перепрыгивая через ограждения проезжей части и заборчики вдоль газонов. Кое-кто не бежит и готовится сражаться. В метро проходят несколько пострадавших. Кто ощупывает тело, кто зализывает ссадину на руке. Кого-то ведут под руки. Оглядываюсь. ОМОН больше не преследует. ...Оттеснил людей с проезжей части, постоял немного и начал отступать. Так он пятился до Зоопарка, а там растворился в темноте переулков столь же внезапно, как и появился. Толпа следовала за ним, наседая вплотную, пока белые шлемы не исчезли”.
В 22 часа по распоряжению министра топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации Шафранника Ю.К. было произведено полное отключение Дома Советов по теплу и электроэнергии.
25 сентября 1993 года около 4 часов 30 минут к Дому Советов со стороны улицы Конюшковской на грузовиках были подвезены несколько бетонных блоков, использованных для укрепления баррикад.
Около 7 часов подходы к Дому Советов были блокированы военнослужащими ОМСДОН, получившими приказ “выпускать людей и никого не впускать, за исключением народных депутатов”. Военнослужащие имели каски, бронежилеты и резиновые палки. Некоторые сотрудники милиции были вооружены автоматами. Так, по свидетельству Крюкова М.М., когда он пришел к проходу по Дружинниковской улице, его перекрывал кордон:
“солдаты, похожие на виденных вчера, милиция. Опять бронежилеты, каски, дубинки. И автоматы - в умеренном количестве, в основном на флангах. Их как бы стесняются демонстрировать в открытую. ... Заслон густой, несколько рядов. На перекрестке стоит машина “Скорой помощи”... Санитары в яркой униформе наблюдают за происходящим. ... Перед заслоном собираются люди. Решаю обойти квартал - не удастся ли проскочить где-нибудь. Не удалось. Все переулки и дворы перекрыты. Те, кто решил попытать счастья, возвращаются к Дружинниковской улице. Потом оказалось, что не все щели были заткнуты. Кто хорошо ориентировался на местности, прошел почти беспрепятственно. ... Вдруг толпа задвигалась. Громкий голос: “Сейчас будут пропускать. Не волнуйтесь, не устраивайте давки. Все успеете пройти”. Но просят поторапливаться. Вот как организован пропуск. В две линии стоят депутаты, взявшись за руки, образуя коридор и оттесняя солдат. По этому коридору мы м проходим. ... Много депутатов-женщин. Среди них С.Горячева. Пожалуй, она здесь главная. Так и непонятно до конца, что произошло. Ясно, что милиция и солдаты сами дать дорогу не захотели. Но и депутатам не воспрепятствовали, хотя могли бы”.
В 10 часов возобновилась работа X внеочередного (чрезвычайного) Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Мэрия Москвы развернула активную деятельность по запугиванию москвичей и мобилизации “активного ядра” общественной поддержки антиконституционных действий Ельцина Б.Н. Пресс-центр мэрии распространил Заявление, что
“по полученной оперативной информации, группа лиц, находящаяся в Белом доме, которую возглавляют причастные к кровавому преступлению на Ленинградском проспекте 23 сентября генералы Макашов и Ачалов, готовит очередную провокацию. Вновь раздается огнестрельное оружие психически неуравновешенным и имеющим судимости людям с целью захвата комплекса зданий мэрии Москвы, а также заложников из числа гражданского населения”.
В мэрии Москвы было проведено “собрание демократической общественности”, ("ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ"- ПРОСТО БЕСПОДНО-прим. мое) участники которой призвали москвичей принять участие в общемосковском митинге в поддержку Ельцина Б.Н., назначенном на 14 часов 30 минут 26 сентября 1993 года. Среди объявленных целей этой акции были недопущение “съездовской диктатуры” и прекращение беспорядков в стране. В опубликованном Обращении к москвичам, за подписью Черниченко Ю., Захарова М., Немоляевой С., Лазарева А. и Гердта З., утверждалось, в частности, что “Хасбулатов, Руцкой и их команда вместо выборов предлагает сажать и расстреливать всех несогласных”, москвичей запугивали “КГБ во главе с Крючковым” и “гражданской войной”. Антиконституционные действия Ельцина Б.Н. оправдывались “прекращением двоевластия и беспорядка”. По каналам ИТАР-ТАСС была распространена не соответствовавшая действительности информация, что
“заигрывание известных полковников и генералов - Алксниса, Макашова, Руцкого, Ачалова и других - с тираспольскими лидерами самозванцами во многом способствовала переброске в Москву внушительной партии автоматического оружия, ранее похищенного во время нападения на склады воинской части 14-й армии. Оттуда было вывезено свыше 1000 автоматов и большое количество боеприпасов. Как стало известно из информированных источников в Российском правительстве, в происшедшей 23 сентября вечером в Москве трагедии использовалось оружие, переданное ранее министром безопасности Приднестровской псевдореспублики В.Шевцовым-Антюфеевым, который прибыл для оказания поддержки Хасбулатову, Руцкому и их компании”,
В целях ликвидации противодействия своим антиконституционным действиям, Ельцин Б.Н., не имея законных полномочий, издал:
Указ Президента Российской Федерации №1452 “Об ответственности лиц, противодействующих проведению поэтапной конституционной реформы”, в котором были определены меры дисциплинарной, административной и уголовной ответствен-ности должностных лиц и военнослужащих за невыполнение или противодействие своим решениям, а также решениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации. В частности, лица офицерского состава Вооруженных сил, органов внешней разведки федеральных органов государственной безопасности, органов внутренних дел и войск правительственной связи, публично выступавшие с оценкой политической ситуации либо с призывами не исполнять указы Ельцина Б.Н. и решения Совета Министров - Правительства Российской Федерации, досрочно увольнялись с военной службы. Была установлена персональная ответственнос¬ти командиров (начальников) воинских частей, формирований и учрежде¬ний за ненадлежащие хранение и использование находящегося в их ведении оружия;
Указ Президента Российской Федерации №1451 “О предотвращении незаконного привлечения к ответственности граждан Российской Федерации”, в котором, в частности, установил, что “не подлежат исполнению на территории Российской Федерации не имеющие юридической силы дополнения Уголовного Кодекса РСФСР статьями 64-1 и 70-2, принятые группой бывших народных депутатов Российской Федерации и именуемые ими “законом”. Генеральной прокуратуре Российской Федерации было предписано не допускать возбуждения уголовных дел по указанным статьям";
Указ Президента Российской Федерации №1453 “О главе Администрации Брянской области”, которым за действия, направленные на неисполнение Указа №1400, отстранил от должности главу указанной администрации Лодкина Ю.Е.
В целях дальнейшей реализации Указа №1400, прекращения деятельности Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов Российской Федерации, а также обеспечения поддержки населения своим антиконституционным действиям, Ельцин Б.Н., не имея законных полномочий, издал также:
Указ Президента Российской Федерации №1449 “О социальных гарантиях для сотрудников аппарата бывшего Верховного Совета Российской Федерации и обслуживающего персонала”, в котором, в частности, предписал Совету Министров - Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации образовать комиссию по трудоустройству указанных сотрудников аппарата и обслуживающего персонала в Аппарат Федерального Собрания Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, аппарат Совета Министров - Правительства Российской Федерации, центральные аппараты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации, с сохранением размере должностного оклада и условий материально-бытового, медицинского и санитарно-курортного обслуживания;
Указ Президента Российской Федерации №1450 “О пособиях на хлеб малообеспеченным гражданам”, в котором декларировал упреждающий порядок выплаты пособий на хлеб малообеспеченным гражданам;
Пресс-секретарь Президента Российской Федерации Костиков В.В. заявил, что: “упорствующие в своем противодействии Указу Президента депутаты... лишают себя тех гарантий, которые определены Указом Б.Ельцина”. На совещании в Администрации Президента Российской Федерации, в котором участвовали Красавченко С.Н., Бурбулис Г.Э., Паин Э.А., Федотов М.А., Днепров Э.Д., Смирнягин Л.Б., Лифшиц А.Я., Ковалев С.А., Собянин А.А., Кричевский А.Н. и Шамшев И.Б., было рекомендовано: “уточнить степень влияния сторонников руководства бывшего Верховного Совета в минсвязи, минфине и других министерствах и ведомствах РФ, включая возможные действия там бывших депутатов РФ, открытых противников реформ, которые были в последнее время там трудоустроены (В.М.Кузнецов и др.). ...Сформировать распоряжением президента, либо образовать в составе комиссии правительства РФ по обеспечению выборов, комплексную комиссию по проблемам проведения выборов, главной задачей которой должно стать определение идеологии выборной кампании с президентских позиций. ...Через представителей Президента организовать на местах создание наблюдательных советов за проведением выборов. Повторить по телевидению или сделать заново передачу о защитниках Белого дома, задержанных возле Генерального штаба. Эти люди должны публично раскаяться в своем преступлении, назвать тех, кто дал им оружие, кто толкал на преступление. ...Организовать выступление по телевидению бывших народных депутатов с нелицеприятной оценкой (!!! прим мое) действий руководства бывшего Верховного Совета, несущих полную ответственность за действия террористов. ...Постепенно гасить интерес телезрителей к событиям у Белого дома. У широкой публики должно создаться впечатление об обитателях Белого дома, как людях, оставшихся в отцепленном вагоне ушедшего поезда. (Класс! Прим. мое) ...Трансформировать образ Руслана Хасбулатова в образ Сажи Умалатовой. На первый план должны выйти позитивные действия Президента и правительства, сообщения с мест. ...В связи с прозвучавшими в средствах массовой информации сообщениях о намерениях ряда представителей Областных советов дезорганизовать работу транспорта, перекрыть трубопроводы, прекратить экспортные поставки и тому подобное, предложить соответствующим министерствам и ведомствам через подчиненных им руководителей выразить свою реакцию в местных советах в целях оказания давления на позицию председателей советов. В этих же целях при проведении селекторных совещаний... привлечь работников прокуратуры и минюста для разъяснения противозаконной сущности подобных действий и суровой уголовной ответственности по ряду статей Уголовного кодекса РФ должностных лиц, блокирующих железнодорожные пути и срывающих нормальную работу предприятий и т.д. Следует провести эту работу немедленно. Генеральному прокурору Степанкову выступить в средствах массовой информации с разъяснением правовых последствий подобных действий должностных лиц. Генеральному прокурору Степанкову дать поручение областным прокурорам о проведении подобной работы на местах, персональном предупреждении соответствующих должностных лиц. Все это должно быть сделано спокойно, чисто профессионально и без всякой увязки с вопросами политического противостояния властей. Правительству РФ и мэрии Москвы не следует в ближайшие дни принимать непопулярные решения - такие, как увеличение платы за проезд в московском метро, заявление Гайдара об отмене льготного кредитования. ...Незамедлительно начать выплату отпускных денег сотрудникам аппарата бывшего Верховного Совета РФ. При этом сотрудники должны сдавать свои служебные удостоверения. Силовым министерствам обеспечить точной оперативной информацией по ситуации в Белом доме и вокруг него. Предусмотреть полное прекращение функционирования систем жизнеобеспечения”.



В соответствии с Распоряжением Ельцина Б.Н. от 24 сентября 1993 года №651-рп “О передаче Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации в МВД РФ”, отстраненный от должности министра внутренних дел Российской Федерации Ерин В.Ф. издал Приказ №434, в котором руководителю Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации Бовту А.П. было приказано, в частности, “незамедлительно принять меры по изъятию огнестрельного оружия у лиц, принимающих участие в охране Дома Советов” и до 9 часов 00 минут 25 сентября 1993 года доложить об исполнении.
Заместитель Ерина В.Ф. генерал-лейтенант внутренней службы Турбин В.Б. издал Приказ №435 “О наказании Саликова В.Г. и Смолякова А.П.”, которым “за грубое нарушение дисциплины, выразившееся в отказе исполнять приказ МВД РФ от 23 сентября 1993 г. №802” были освобождены от занимаемых должностей начальник отдела по охране Парламентского центра Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации полковник милиции Саликов В.Г. и начальник отдела по охране правительственных объектов того же Департамента майор милиции Смоляков А.П.
В то же время до 25 сентября сотрудники Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации осуществляли несение службы на всех постах, ежесуточно менялись и уходили домой, не допускали выноса оружия за пределы Дома Советов Российской Федерации. Отстраненный от должности министра обороны Российской Федерации Грачев П.С. заявил, что армия однозначно поддерживает Ельцина Б.Н. Он вновь обвинил министра обороны Российской Федерации Ачалова В.А. в раздаче оружия “неизвестным лицам, которые затем двинулись захватывать штаб ОВС СНГ”. По словам Грачева П.С.,
“выдача оружия всем кому попало привела к тому, что часть его оказалась в руках уголовников, которые, конечно, пистолеты и автоматы назад не вернут, и поэтому в Москве в ближайшее время возможны “вспышки насилия”.
Грачев провел встречу с представителями Союза ветеранов Афганистана (председатель - Котенев А.А.), во время которой руководство этой организации заявило, что воины-афганцы поддерживают Ельцина Б.Н. и “готовы оказать ему посильную помощь в наведении порядка в стране”.
Около 14 часов внутри оцепления у Дома Советов Российской Федерации находилось до 2000 человек. Для обеспечения прохождения людей к Дому Советов Российской Федерации к оцеплению периодически направлялись группы народных депутатов Российской Федерации.
В 14 часов 25 минут и.о.Президента Российской Федерации Руцкой А.В. в сопровождении нескольких сотен сторонников Верховного Совета обошел с наружной стороны оцепление, призывая военнослужащих и сотрудников милиции “не выполнять преступные приказы Ельцина, Грачева, Ерина”, “защитить Конституцию и Закон”.
Около 16 часов у Дома Советов было проведено построение “мотострелкового полка”. Руцкой А.В. направил обращение к командирам частей и подразделений Московского военного округа с призывом дать разрешение военнослужащим подчиненных частей и подразделений без оружия прибыть к Дому Советов Российской Федерации для участия в мирной демонстрации в поддержку Конституции и законности.
Руцкой А.В. направил также: Обращение к командному и преподавательскому составу, слушателям Военно-политической академии Российской Федерации с призывом выступить на защиту Конституции и народовластия; Обращение к настоятелям и прихожанам православных храмов Москвы с призывом “сделать все зависящее, чтобы помешать преступным планам зарвавшихся путчистов по насильственному захвату здания Верховного Совета”; Обращение к гражданам России с призывом принять участие в объявленной им с 15 часов 27 сентября 1993 года общероссийской бессрочной политической стачке, предусматривавшей проведение акций гражданского неповиновения, забастовок и пикетов вокруг телевизионных и радиоцентров. Верховный Совет Российской Федерации выступил с Обращением к офицерам и генералам России с призывом немедленно активно выступить в поддержку законной власти - Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации, организованно придти к Дому Советов Российской Федерации.
Около 23 часов в Дом Советов Российской Федерации поступила информация о готовящемся в ночь на 26 сентября 1993 года штурме.
26 сентября 1993 года в 24 часа 50 минут и.о.Президента Российской Федерации Руцкой А.В. сообщил руководству Верховного Совета Российской Федерации о готовности к отражению штурма. Около 2 часов все находившиеся в Доме Советов Российской Федерации люди были подняты по тревоге. Началась раздача противогазов. Народные депутаты Российской Федерации собрались в большом зале и открыли заседание, продолжавшееся до 5 часов. Все это время у здания парламента находилось около 2000 человек.
Около 2 часов 30 минут председатель Верховного Совета Хасбулатов Р.И. обратился по автономной радиостанции Верховного Совета Российской Федерации к москвичам с просьбой о помощи. Около 8 часов Хасбулатов Р.И. дал разрешение Прокурору города Москвы Пономареву Г.С. проверить наличие оружия в Доме Советов Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации Ачалову В.А. и руководитель Департамента охраны Верховного Совета Российской Федерации Бовт А.В. получили указание оказать необходимое содействие. Пономарев Г.С. совместно с военными прокурорами взял объяснения, а затем произвел допросы Бовта А.В. и Ачалова В.А. в качестве свидетелей по уголовному делу, возбужденному в связи с событиями у штаба ОВС СНГ 23 сентября 1993 года.
Приехавший одновременно с Пономаревым Г.С. Генеральный прокурор Российской Федерации Степанков В.Г. заявил журналистам, что находится в Доме Советов Российской Федерации в связи с “проблемой оружия” и занимается его изъятием для проведения баллистической экспертизы. В 10 часов возобновил работу X внеочередной (чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации. В целях противодействия реализации Указа №1400, Съезд принял, в том числе:
Заявление №5823-1 в связи с указом Ельцина Б.Н. о прекращении полномочий главы администрации Брянской области народного депутата Российской Федерации Лодкина Ю.Е., в котором охарактеризовал действия в отношении Лодкина Ю.Е. как произвол и призвал народных депутатов Брянского областного Совета народных депутатов, трудовые коллективы предприятий и организаций, работников сельского хозяйства выразить свое осуждение этой акции и встать на защиту Конституции и законности;
Постановление №5821-1 “О работе аппарата Верховного Совета Российской Федерации и подведомственных Верховному Совету Российской Федерации организаций и предприятий в связи с проведением десятого чрезвычайного (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации и сессии Верховного Совета Российской Федерации”, в котором, в частности, постановил указанным работникам Аппарата продолжить выполнение своих служебных обязанностей по обеспечению бесперебойного функционирования Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Председателю Верховного Совета Хасбулатову Р.И. было предоставлено право отмечать и поощрять труд указанных работников, а также принимать иные решения, связанные с обеспечением деятельности Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации;
Закон Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О статусе депутата местного Совета народных депутатов РСФСР”, которым устанавливалось прекращение полномочий депутатов указанных Советов в случаях поддержки ими государственного переворота или иных действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации или отсутствия без уважительных причин на сессии Совета народных депутатов или заседании малого Совета, а равно неизвещения председателя Совета народных депутатов либо уполномоченных им лиц о невозможности участвовать в сессии Совета народных депутатов или заседании Малого Совета. Действие Закона Российской Федерации “О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР” было распространено на народных депутатов краевых, областных, автономной области, автономных округов и городов федерального значения Советов народных депутатов;
Постановление №5825-1, которым предписывалось обратиться ко всем воинским частям с требованием прибыть к Дому Советов Российской Федерации для защиты Конституции и конституционного строя Российской Федерации. Министру обороны Российской Федерации Ачалову В.А. было поручено отдать приказы соответствующим воинским частям и подразделениям. В это время министр безопасности Российской Федерации Баранников В.П., без санкции и.о.Президента Российской Федерации Руцкого А.В. и Председателя Верховного Совета Хасбулатова Р.И., конфиденциально встретился в резиденции Совета Министров - Правительства Российской Федерации на Старой площади с Председателем Совета Министров - Правительства Российской Федерации Черномырдиным В.С. На встрече Баранников В.П. заявил, что единственной целью его пребывания в Доме Советов Российской Федерации является “помощь наведению порядка”: контроль за сбором оружия и освобождение здания Верховного Совета от находившихся там лиц. По свидетельству заместителя Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации Шумейко В.Ф.,
“когда Баранников явился к Черномырдину я присутствовал при начале их разговора. Баранников сказал Черномырдину: “Цель моего пребывания в “Белом доме” - вывести оттуда всех там засевших и таким образом прекратить противоборство. Обещаю вам сделать это”. Его замысел Черномырдин одобрил. Продолжение диалога я не слышал, так как ушел”.
По просочившимся в средства массовой информации сведениям, Баранников В.П. заявил также, что ему “с этой компанией не по пути” и попросил передать Ельцину Б.Н., что “был и остался верен ему”. Баранников В.П. сообщил также, что такую же позицию занимает министр внутренних дел Российской Федерации Дунаев А.Ф. По свидетельству Председателя Верховного Совета Российской Федерации Хасбулатова Р.И.,
“поведение Баранникова в “Белом доме” было двойственным. Не предупредив меня, он отлучился для встречи с Черномырдиным. Когда мне сообщили об этом, я вызвал Баранникова:
- Расскажите, о чем говорили с Черномырдиным.
- Откуда вы узнали?
- Говорите, а то прикажу вас арестовать, - припугнул я.
- Я хотел устроить ваше свидание с Черномырдиным, - сказал Баранников.
- Рассказывайте подробнее!
Но ничего существенного он более не сказал. Я понял, что он что-то скрывает. Я предупредил его:
- Теперь вы под подозрением. Выполняйте свои обязанности. Но если мы победим, то вы не будете министром госбезопасности”.
В то же время Хасбулатов Р.И. не предпринял мер по смещению Баранникова В.П. с занимаемой должности и на своей пресс-конференции 27 сентября 1993 года опроверг сообщения средств массовой информации о его самовольных действиях. По свидетельству и.о.Президента Российской Федерации Руцкого А.В., “когда я спросил Баранникова, кто и с какой целью его туда посылал, он ответил, что решение принял сам и визит носил “разведывательный характер”.   ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ......
Previous post Next post
Up