После четырех месяцев съемок «Древа жизни», когда эти детишки вернулись к своей настоящей матери, у меня началась истерика. Я как будто снова осталась одна.
(с) Джессика Честейн, исполнительница женской роли первого плана, в интервью о правилах жизни (
Esquire)
Привычно, что любая фабула колеблется в рамках "хорошего-плохого". С "Древом жизни" такой фокус не работает. Для него куда ближе "горячее-холодное", где за каждой категорией стоят нежность и любовь матери и строгость и "уроки жизни" отца
Развитие когнитивных и аффективных процессов головного мозга - коротко о «Древе жизни». Уникальный фильм с уникальным видением вещей. Всеобъемлющий, пространный, расплывающийся в частном и общем, настраивающий на медитацию и единение с природой этого мира, словно стирающий границу между внутренним «Я» и вечной вселенной.
Вопреки всеобщему отвращению к данному фильму я по-настоящему впечатлен. Здесь невозможно осознавать сюжет в привычном смысле: с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой. Это чуть ли не единственный фильм, в котором в самом прямом смысле изображается генезис личности: медленный, иррациональный в детстве и становящийся все более осмысленным к юношеству (Толстой явно был бы доволен подобным воплощением событий на экране).
«Древо жизни» - проповедь будущим поколениям о том, чего опасаться, к чему стремиться и как научиться жить так, чтобы оставить после себя чуточку света. Порой она наполнена гневом, чувством растерянности, обиды, но сменяется искренней радостью, беззаботностью и важностью родственных связей. Терренс Малик, режиссер картины, наряду с генезисом человека показывает рождение жизни на Земле, планет, звезд, Вселенной, в конце концов. На примере природы проводится аналогия с жизнью человека, сравнение бескрайних просторов Космоса и микроскопического места людей в ней. Картину нужно прочувствовать, понять, буквально вжиться в персонажей, чтобы осознать суть бытия и каково особое место судьбы и религии в нем.
Через сомнение постигается правда, через правду постигается истина. Это справедливо и для глубоко философского мотива «Древа жизни». Смотреть или не смотреть - Ваше право, но понимание подобных авторских позиций приходит только с годами.