Цивилизованный мститель. Джон Уик / Джон Уик 2 (John Wick / John Wick 2). Авторские заметки

Nov 05, 2018 02:32





«Жизнь забрала у него жену и вкус к жизни, а последний подарок Элен - маленькую собачку - у него отобрали подонки, позарившиеся на его Мустанг 69 года. Теперь ничто не встанет на пути предвестника смерти, человека железной воли, бывшего наемного убийцы по кличке Баба-Яга».

Примерно на этой ноте заканчиваются абсолютно любые попытки найти какую-либо мотивационную и сюжетную составляющие в нашумевшем в мировом прокате боевике «Джон Уик» и его непосредственном продолжении.
Сказать, что это плохо, было бы в корне неверно. «Джон Уик» создан для того, чтобы удивлять постановкой перестрелок и рукопашных сражений, чтобы проникаться его бурлящей адреналиновой атмосферой перестрелок, чтобы наслаждаться выверенными правилами и стилистикой элиты наемников, я бы сказал даже культа, который знает про слово «смерть» абсолютно все.



Своим профессиональным подходом к делу «Джон Уик» несколько видоизменяет даже само понятие «боевик». Если бы меня спросили, что же в итоге эта лента из себя представляет, то к имеющейся основе я непременно добавлял бы «контемпорари индастриал». Пожалуй, чересчур эстетично и витиевато, зато вполне адекватно.

«Джон Уик» предстоит перед Вами словно до деталей выверенный сценический танец, наполненный разнообразными техническими деталями боевого характера, начиная чрезмерно контактной стрельбой и заканчивая  противостоянием стилей джиу-джитсу и дзюдо, темповой бескомпромиссностью и четкой стилизованностью городского антуража, синергирующего то с электронными битами ночных клубов, то с разрывающими колонки басовыми партиями, то с колоритнейшим модерн-фолком, то с песнями самого Мэрилина Мэнсона!

Контактность - это главная особенность рассматриваемых фильмов. Быстрота принимаемых решений, формула «один против всех» и минимум ориентированности на развитие событий позволяют с легкостью перескакивать с одной разборки к другой, то и дело выслушивая истории о том, что не стоит связываться с Бабой-Ягой, а то еще покажет на тебе фокус с исчезновением карандаша, как это делал Хит Леджер (сам фокус, ловко провернутый Уиком и тремя охотниками за головами, к счастью, показали только во втором фильме задуманной трилогии).

Такие вещи делают боевик очень компактным, не позволяющим наматывать сопли на кулак и чрезвычайно интересным. Рождение этого самого интереса начинается как раз с выстраеваемой атмосферы. Дождливые тучи, бесконечно тянущиеся кресты на кладбище, пустота огромного дома и вещи покойной жены появляются на экране в первые минут двадцать, а затем боль утраты уже четко отпечатывается на лице главного героя таким образом, что зритель никогда и не забывает, что произошло в жизни Джона, потрясающе сыгранного Киану Ривзом.



Актер привносит столько харизмы в происходящее, насколько это было максимально возможно. Непременные атрибуты образа: деловой костюм, белая рубашка и многодневная щетина в купе с темными волосами и стальным взглядом вызывает ужас даже у тех, кто Уика ни разу не встречал до этого. Давние противники видят в нем слугу Костлявой, что уж говорить о всех прочих! Однако без внутреннего конфликта не было бы и героя. Перестреливая членов русской и итальянской мафии целыми пачками, он не забывает ни на секунду во имя чего сражается и что дает ему сил двигаться все дальше и дальше. Уик раз за разом вынужден убивать снова и снова, чтобы его наконец-то оставили в покое, чтобы он мог спокойно наслаждаться «пенсией» насколько это возможно, но как было многократно повторено в текущей дилогии -  люди не меняются. Если единственное, что ты умеешь делать в совершенстве, это убивать, а показать другой путь уже некому, стоит ли что-то менять?

Такой вопрос едва ли прозвучит подобным образом в самих фильмах. Приходится дорисовывать в уме детали, додумывать, достраивать замки, которые не помещаются в саму идею фильма. И вот это - уже реальная проблема.

Возникает она, естественно, не на пустом месте. Будь «Джон Уик» просто фильмом без продолжений и выстроенной концепции сурового мстителя это не так бы бросалось в глаза. Кризис идей наступает уже ко второй части. По большому счету двигаться франшизе особо и некуда. Все тот же набор «плохой Уик, но остальные еще хуже, поэтому заслуживают смерти» начинает сильно надоедать и приедаться. Самоповторы перестрелок, даже качественно снятых, не разбавляют тоску от происходящего на экране. Новых актеров, хотя бы отдаленно напоминающих о том пиршестве, которое происходило в первой части (к слову, каст ИП и Уильям Дефо порадовали безумно), преступно мало, действия Уика, если отбросить условности, все те же, а поставить какую-то логическую точку, которую я ждал еще в первой части, авторы не удосужились и сейчас.



От смерти, понятное дело, Уик так и не убежит (не сейчас, так в следующей части), но вот наблюдать за его побегом от нее приятно, и этого не отнять даже продолжению. Киану Ривзу все также со времен «Матрицы» идут сражения под дождем, ураганные перестрелки и роли, где не нужно слишком много отыгрывать страстей - одной эмоции вполне достаточно, чтобы стать настоящей фурией.

Приятно наблюдать и за особенностями Континенталя и правилами общества убийц - современный мир как-никак, а столько мелочей, греющих душу своим традиционализмом. В этом отношении что-то похожее виднеется, прежде всего, в «Кингсмане», но фильмы кардинально разнятся в своем отношении к миру. Если «Кингсман» по большей части карикатурен и строится на поддержании какой-то общности (в решении вопросов или просто поддержании порядка на Земле), то «Джон Уик» - исключительно личная история, в которой даже друг - это всего лишь вещь, которую можно продать или купить на аукционе.

В результате я очень боюсь за третью часть. Как финальная, она ожидаемо будет лучше второй из-за своего предназначения выжать максимум из имеющегося материала и истории, но будет ли она лучше первой, тот еще вопрос. Первая часть «Джона Уика» вполне завершенное произведение, построенное на достаточно приличном уровне в качестве пособия для начинающих режиссеров, ищущих что-то новое на давно заезжанной ниве боевиков, это великолепный эксперимент сродни недавнему воздушному «Малышу на драйве», у которого зачем-то также будет своя вторая часть.

Городской стиль, море драйва и крови, отменные планы Нью-Йорка и Рима и знаменитые актеры, исполняющие смертельные па, - это то, за что можно посмотреть «Джона Уика» ровно один раз. Обидно это осознавать, но большего он не заслуживает: нечего искать в нем, нет той цепляющей за душу искорки, нет задела на будущее.



P.S. И пара строк о дубляже. Во-первых, мне абсолютно не понравилась озвучка главного героя, что в первом фильме, что во втором. В «Джоне Уике» ассоциативно вспоминался Шерлок и его навязчивая педантичность и интеллигентность. В «Джоне Уике 2» голос скатывался куда-то совсем в крайность прокуренности и хрипоты. В обоих случаях даже по возрасту голос не был попаданием в мишень. Во-вторых, послушал русскую речь и в очередной раз ужаснулся качеству ее воспроизведения. Почему-то с итальянской таких проблем не возникает...

P.P.S. Одну из локаций в первом фильме приятно было снова видеть после марвеловского «Железного кулака» (колонны и фонтан). Даже ракурс камеры тот же. Да и смысл сцены аналогичный.





Дин Уинтерс, Тайлер Бэйтс, mjw films, Лоуренс Фишборн, ego_drakonis, Джон Уик, Руслан Зырянов, Альфи Аллен, 2014, thunder road pictures, Джон Легуизамо, 2017, john wick 2, Михаэль Нюквист, 87eleven, Коммон, defynite films, Клаудия Джерини, Кино, Киану Ривз, Бриджит Мойнахан, Лэнс Реддик, note, Джон Уик 2, Боевик, Риккардо Скамарчо, Триллер, Чад Стахелски, Уиллем Дефо, Дэвид Лейтч, Руби Роуз, Иэн Макшейн, Джоэл Дж. Ричард, john wick, Эдрианн Палики

Previous post Next post
Up