«Жизнь забрала у него жену и вкус к жизни, а последний подарок Элен - маленькую собачку - у него отобрали подонки, позарившиеся на его Мустанг 69 года. Теперь ничто не встанет на пути предвестника смерти, человека железной воли, бывшего наемного убийцы по кличке Баба-Яга».
Примерно на этой ноте заканчиваются абсолютно любые попытки найти какую-либо мотивационную и сюжетную составляющие в нашумевшем в мировом прокате боевике «Джон Уик» и его непосредственном продолжении.
Сказать, что это плохо, было бы в корне неверно. «Джон Уик» создан для того, чтобы удивлять постановкой перестрелок и рукопашных сражений, чтобы проникаться его бурлящей адреналиновой атмосферой перестрелок, чтобы наслаждаться выверенными правилами и стилистикой элиты наемников, я бы сказал даже культа, который знает про слово «смерть» абсолютно все.
Своим профессиональным подходом к делу «Джон Уик» несколько видоизменяет даже само понятие «боевик». Если бы меня спросили, что же в итоге эта лента из себя представляет, то к имеющейся основе я непременно добавлял бы «контемпорари индастриал». Пожалуй, чересчур эстетично и витиевато, зато вполне адекватно.
«Джон Уик» предстоит перед Вами словно до деталей выверенный сценический танец, наполненный разнообразными техническими деталями боевого характера, начиная чрезмерно контактной стрельбой и заканчивая противостоянием стилей джиу-джитсу и дзюдо, темповой бескомпромиссностью и четкой стилизованностью городского антуража, синергирующего то с электронными битами ночных клубов, то с разрывающими колонки басовыми партиями, то с колоритнейшим модерн-фолком, то с песнями самого Мэрилина Мэнсона!
Контактность - это главная особенность рассматриваемых фильмов. Быстрота принимаемых решений, формула «один против всех» и минимум ориентированности на развитие событий позволяют с легкостью перескакивать с одной разборки к другой, то и дело выслушивая истории о том, что не стоит связываться с Бабой-Ягой, а то еще покажет на тебе фокус с исчезновением карандаша, как это делал Хит Леджер (сам фокус, ловко провернутый Уиком и тремя охотниками за головами, к счастью, показали только во втором фильме задуманной трилогии).
Такие вещи делают боевик очень компактным, не позволяющим наматывать сопли на кулак и чрезвычайно интересным. Рождение этого самого интереса начинается как раз с выстраеваемой атмосферы. Дождливые тучи, бесконечно тянущиеся кресты на кладбище, пустота огромного дома и вещи покойной жены появляются на экране в первые минут двадцать, а затем боль утраты уже четко отпечатывается на лице главного героя таким образом, что зритель никогда и не забывает, что произошло в жизни Джона, потрясающе сыгранного Киану Ривзом.
Актер привносит столько харизмы в происходящее, насколько это было максимально возможно. Непременные атрибуты образа: деловой костюм, белая рубашка и многодневная щетина в купе с темными волосами и стальным взглядом вызывает ужас даже у тех, кто Уика ни разу не встречал до этого. Давние противники видят в нем слугу Костлявой, что уж говорить о всех прочих! Однако без внутреннего конфликта не было бы и героя. Перестреливая членов русской и итальянской мафии целыми пачками, он не забывает ни на секунду во имя чего сражается и что дает ему сил двигаться все дальше и дальше. Уик раз за разом вынужден убивать снова и снова, чтобы его наконец-то оставили в покое, чтобы он мог спокойно наслаждаться «пенсией» насколько это возможно, но как было многократно повторено в текущей дилогии - люди не меняются. Если единственное, что ты умеешь делать в совершенстве, это убивать, а показать другой путь уже некому, стоит ли что-то менять?
Такой вопрос едва ли прозвучит подобным образом в самих фильмах. Приходится дорисовывать в уме детали, додумывать, достраивать замки, которые не помещаются в саму идею фильма. И вот это - уже реальная проблема.
Возникает она, естественно, не на пустом месте. Будь «Джон Уик» просто фильмом без продолжений и выстроенной концепции сурового мстителя это не так бы бросалось в глаза. Кризис идей наступает уже ко второй части. По большому счету двигаться франшизе особо и некуда. Все тот же набор «плохой Уик, но остальные еще хуже, поэтому заслуживают смерти» начинает сильно надоедать и приедаться. Самоповторы перестрелок, даже качественно снятых, не разбавляют тоску от происходящего на экране. Новых актеров, хотя бы отдаленно напоминающих о том пиршестве, которое происходило в первой части (к слову, каст ИП и Уильям Дефо порадовали безумно), преступно мало, действия Уика, если отбросить условности, все те же, а поставить какую-то логическую точку, которую я ждал еще в первой части, авторы не удосужились и сейчас.
От смерти, понятное дело, Уик так и не убежит (не сейчас, так в следующей части), но вот наблюдать за его побегом от нее приятно, и этого не отнять даже продолжению. Киану Ривзу все также со времен «Матрицы» идут сражения под дождем, ураганные перестрелки и роли, где не нужно слишком много отыгрывать страстей - одной эмоции вполне достаточно, чтобы стать настоящей фурией.
Приятно наблюдать и за особенностями Континенталя и правилами общества убийц - современный мир как-никак, а столько мелочей, греющих душу своим традиционализмом. В этом отношении что-то похожее виднеется, прежде всего, в «Кингсмане», но фильмы кардинально разнятся в своем отношении к миру. Если «Кингсман» по большей части карикатурен и строится на поддержании какой-то общности (в решении вопросов или просто поддержании порядка на Земле), то «Джон Уик» - исключительно личная история, в которой даже друг - это всего лишь вещь, которую можно продать или купить на аукционе.
В результате я очень боюсь за третью часть. Как финальная, она ожидаемо будет лучше второй из-за своего предназначения выжать максимум из имеющегося материала и истории, но будет ли она лучше первой, тот еще вопрос. Первая часть «Джона Уика» вполне завершенное произведение, построенное на достаточно приличном уровне в качестве пособия для начинающих режиссеров, ищущих что-то новое на давно заезжанной ниве боевиков, это великолепный эксперимент сродни недавнему воздушному «Малышу на драйве», у которого зачем-то также будет своя вторая часть.
Городской стиль, море драйва и крови, отменные планы Нью-Йорка и Рима и знаменитые актеры, исполняющие смертельные па, - это то, за что можно посмотреть «Джона Уика» ровно один раз. Обидно это осознавать, но большего он не заслуживает: нечего искать в нем, нет той цепляющей за душу искорки, нет задела на будущее.
P.S. И пара строк о дубляже. Во-первых, мне абсолютно не понравилась озвучка главного героя, что в первом фильме, что во втором. В «Джоне Уике» ассоциативно вспоминался Шерлок и его навязчивая педантичность и интеллигентность. В «Джоне Уике 2» голос скатывался куда-то совсем в крайность прокуренности и хрипоты. В обоих случаях даже по возрасту голос не был попаданием в мишень. Во-вторых, послушал русскую речь и в очередной раз ужаснулся качеству ее воспроизведения. Почему-то с итальянской таких проблем не возникает...
P.P.S. Одну из локаций в первом фильме приятно было снова видеть после марвеловского «Железного кулака» (колонны и фонтан). Даже ракурс камеры тот же. Да и смысл сцены аналогичный.