Начну с небольшого отступления. Познакомившись однажды с игровой серией «Resident Evil», которая без преувеличения навсегда изменила игровую индустрию, каждая новая ее часть приносила нескончаемое наслаждение и долгие бессонные ночи в надежде то спасти Клэр и Леона из Раккун-сити, то узнать предысторию Спенсера глазами Ребекки, то отправиться в Африку или Испанию и разобраться там с Триселл и культом Лос Плагоса соответственно. Киновселенная частично повторяла многие удачные и не очень моменты из игровой, но концентрировалась на героине Милы Йовович - Элис. С каждой новой частью странные идеи постепенно подтачивали основы хоррора как такового, коим сериал про зараженных был во времена первой и второй части, и обретали крен в сторону массового истребления мертвечины, то бишь бессмысленного и беспощадного экшена. Но вот настало время остановиться, время, когда не имеет смысла в тысячный раз рассказывать одну и ту же историю, узнать, наконец, что уготовила судьба Элис в свой последний раз...
За что можно полюбить «Последнюю главу»?
Во-первых, за неувядающую красоту Милы Йовович. Волевая, стойкая, стремительная и бесстрашная главная героиня. Что еще нужно для успеха крупного боевика со множеством выстрелов и взрывов?!
Во-вторых, простота сюжета, в перипетии которого непосвященного зрителя традиционно вводят первые 10-15 минут картины, если Вы вдруг упустили что-то важное.
В-третьих, за красивые спецэффекты и антураж. Чего стоит только сцена с поджогом разрушенного здания литрами и литрами бензина. Или армия зомби, бегущая за бронированной техникой. Или внутренние помещения Улья.
В-четвертых, за фансервис. Да, да, он самый. Дробовик «Гидра», история Алексии, разнообразные виды мутировавших зомби или схватки в стиле slow mo «Ударь меня, я же Вескер»!
За что можно ненавидеть «Последнюю главу»?
Uno. Нарушение принципа единства времени, места и действия. Удивительно, но 6 часть не стартует там, где закончена пятая. Удивительно, но нам надо снова вернуться в старые локации первых фильмов. Вот он, вынужденный бэктреккинг, вымученный отсутствием идей. Удивительно, но персонажи волшебным образом разбросаны по стране, забыв о важности/обороне Вашингтона. Все просто чихать хотели на план Вескера? Он его рассказал, и всем не понравилось? Вашингтон сдали специально? Удивительно, но большинство отведенного Элис времени она провела в отключке от удара током/бревном.
Dos. Логика. Мать его, логика. Вы слышали о светящихся на тепловизорах, как новогодние елки, мертвецах??? О бункерах, которые, однажды закрывшись, становятся проходным двором для всех персонажей??? Об исчезнувших персонажах??? Я говорю не только о пропавших из повествования (Джилл, Ада Вонг, Карлос Оливейра, АЛЬБЕРТ ВЕСКЕР), но и физически (куда пропал Крис Редфилд??? Клэр даже не вспомнила о нем! Где мой Вентворт Миллер? Что это за новые актеры???). О бронемашинах, которые внутри больше, чем снаружи??? Об игре в ловушки в Улье, которые прекращались после одной смерти?! Где-то там сидит Конструктор из «Пилы» и наказывает грешников за их проступки??? Да один момент с вентилятором мог положить истории конец, если бы не милосердные сценаристы. А как же Вескер, который, когда так неожиданно появляется, даже не старается замедлить протагонистов на пути к цели, хотя по факту все упирается в гонку на время. Честно, логика, конечно, есть в этом фильме, Пол Андерсен закрывает многие сюжетные ляпы умным финтом ушами в самом конце, но, повторюсь, даже драку с противником, который просчитывает все варианты атаки, Элис выигрывает (особо отмечу рукопашные моменты). Передайте привет «Игре теней» и Мориарти с Холмсом.
Tres. Общая картинка выглядит чрезмерно мрачной и серой. Возможно, все дело в 3D, но вспомните первую часть, где темнота давала изюминку, а здесь приходится вглядываться в каждую деталь, чтобы понять: зомби это или Крис Рэдфилд.
Сuatro. Музыка. НИ ОДНОГО ЗАПОМИНАЮЩЕГО ТРЕКА. Что-то на фоне было всегда, но увы и ах, не то, что нужно было. Это же финал, господа. Финал многомиллионной франшизы. Одумайтесь.
Сinco. Актерский состав. Ну просто безликие лица. Куклы для убийств. Али Лартер не в счет, она еще с 3 части показывала что-то напоминающее актерское присутствие. Я понимаю, что фильм про зомби, про мясо, про взрывы, но играть-то надо. Почему в «Рассвете мертвецов» было жалко всех, почему смерть Каплана, Рейн или Барри запомнились еще в далеком 2002 году?
Итог: неоднозначная картина, которая может понравиться очень узкому кругу фанатов, ибо все остальные фанаты большую часть фильма будут сидеть в кинотеатре или перед монитором с недоумением и скрывать подкатывающую зевоту. От меня «Последняя глава» получает вертикт «откровенно проходное кино, близкое к абсолютному провалу».
А после гневного полыхания задумаемся о будущем, смотря в прошлое. Первая картина была восторженно принята критиками и зрителями за свежий взгляд на зомби-тематику и нетривиальную подоплеку сюжета в купе с очарованием главной героини, до этого не появлявшейся в игровой вселенной. Второй фильм стал отличным продолжением, более динамичным, заканчивающимся феерической точкой сброса ядерной бомбы на зараженный город. Как был прекрасен Немезида! Мэтт, мы помним тебя! Третья картина идейно развивала неизбежный конец человечества и была довольно органичной в плане возникающих ситуаций. Замечу, сколько классных актеров было в том караване вместе с Элис. Четвертая картина была уже не столь сильна сюжетом, но картинкой и действием вытягивала очень и очень многое, за это я ее люблю даже больше третьей. Пятая и шестая картины... Я лучше промолчу, чтобы не гневить Богов киноолимпа. Скажу лишь, что зомби в ушанках - это уровень третьесортного фильма ужасов «Бункер» про нацистов в сюрприз-сюрприз бункере.
Для меня топ фильмов франшизы выглядит следующим образом:
1. Обитель зла
2. Обитель зла 2: Апокалипсис
3. Обитель зла 4: Жизнь после смерти
4. Обитель зла 3: Вымирание
5. Обитель зла 6: Последняя глава
6. Обитель зла 5: Возмездие
Послесловие. К сожалению, синдром фильма «Терминатор: Генезис» докатился и до «Обители зла». Все чаще и чаще киноискусство становится денежной дойной коровой для вторичных идей и неудачных воплощений уже сложившихся. Очень жаль тех немногих актеров, которые действительно старались перенести игровых персонажей на большой экран. «Обитель зла», безусловно, веха в истории жанра, спорная, кривоватая, но все же многими любимая. 15 лет длилась эта история. А ведь мы росли на этих фильмах. И вот конец (нет).
Где-то на горизонте показался чемодан с деньгами и переезд на сериальный формат.