- Power to the People!
- Stick it to the Man!
(с) Боевой клич семьи Кэшей
Очень сложно передать те эмоции, которые возникают после просмотра данной киноленты. Все дело в том, что фильм абсолютно нетипичный для зрителя даже с той точки зрения, что в нем нет плохой или хорошей стороны, нет условностей взаимоотношений или простой жизненной проблемы. Жизнь, как таковая, показывается совсем под другим углом, с другим мировосприятием и бытовым опытом.
Главные герои картины - семья, которая отказалась от благ цивилизации и уединенно обитает в лесной чаще. Отдаление от цивилизации в данном случае представляется нам скорее как осознанная изоляция от деградирующего человечества: рассадника капитализма, общества потребления и религиозного капища. Здесь в почете Ноам Хомский, а не вымышленные божества; дети свободно говорят на эсперанто, а физическая подготовка не менее важна для выживания, чем умение применять постоянную Планка. Здесь нет запретных тем, все вопросы решаются с помощью семейных диспутов, и каждый чувствует себя по своему уникальным, благо даже имена полностью вымышленные. Маленькая идиллия. Утопия, построенная двумя любящими людьми для себя и своих детей.
Основная фабула ленты крутится вокруг двух вещей: столкновения «искусственного» мира семьи и реальности и отношения к смерти. Если первое достаточно подробно раскрывается по ходу сюжета, то второе, на самом деле, остается на размышление зрителю. Все, что касается отхода в иной мир, подается с артхаусной точки зрения и не воспринимается как что-то мрачное, неизбежное и, что важно, первичное. Объяснить это на пальцах невозможно, необходимо прочувствовать все самим.
Что касается актерского состава, то это чуть ли не лучшая экранная семья, которую я когда-либо наблюдал: настолько интересно наблюдать за эмоциями, поступками и умозаключениями, которые рождаются у героев в процессе их постоянного взаимодействия. Музыка, танцы, охота, беседы, операции по «спасению» еды из магазина - все наполнено такой душевной теплотой и особым смыслом, что хочется буквально поселиться вместе с этими детьми и провести еще немного времени вместе. Музыкальный ряд отлично дополняет визуальную составляющую, причем он столь же необычен, как и сама картина: кантри сменяет симфония, рок партия рождает завывание волынок и т.д.
Вопреки всему вышесказанному, картина смотрится отнюдь не легко. Это очень созерцательное кино, неспешное, с оттенками меланхолии и светлой грусти. Порой, Вам становится так же неловко, как и главным героям. А иногда привычный ход вещей не позволяет с нужной стороны оценить выбивающуюся из ряда вон мелкую деталь.
Честно, я рад, что фильм не получил Оскар (номинация была всего одна, к слову). Не поймите меня неправильно, но киноакадемия в последнее время стала слишком узконаправленно смотреть в сторону расовых конфликтов и политических скандалов/проблем в целом. Говорить о том, что это в какой-то мере неправильно, я не стану, но Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля - это наиболее подходящая награда для такого фильма наряду с Золотым львом Венеции или, скажем, Медведем с Берлинале.
Советовать этот фильм как MUST HAVE я не могу. По одной простой причине - он не для всех. Он глубокий, сложный, не всегда держащий в фокусе зрительский интерес. Если у Вас за плечами есть что-то наподобие «Заводного апельсина», «Соляриса», «Мучениц», «Королевства полной луны» или «Семи жизней», то милости прошу, для всех остальных - на свое усмотрение.
P.S. Уделите час своего времени этому удивительно атмосферному саундтреку!