Берем маленький шарик, пихаем его в длинный стержень, зажигаем веревочку, тянем за крючочек, и...

Aug 01, 2010 21:56



Недавно всплыл в дискуссии (с antoin ) вопрос об аркебузирах, и их тактическом применении на поле битвы. Но все по порядку...

После многовекового свиста стрел и дротиков, лязга мечей и топоров, отдельных взрывов бомбард и ранних кулеврин, и хора умирающих и раненных, музыкальная партитура войны пополнилась еще одной смертельной мелодией - поля битв и улицы взятых приступом городов наполнились веселым треском аркебуз.

Сей новый музыкальный инструмент эпической оперы называемой "война" появился довольно рано, но широкое распространение получил впервые в последние годы XV века, постепенно приобретая значение не только в различных мелких стычках и encamisados, но и в более крупных операциях. Со временем, в Европе, аркебуза вытеснила арбалеты и луки, и была успешно объединена с пикой в военной теории и различных технических пособиях построения, дав название целой эпохе в тактике - pike and shot.

Модель применения подобной комбинации, как известно, предельно проста - плотные пикейные каре на поле битвы воплощали в себе крепостные стены, о которые разбивалась волны вражеской тяжелой кавалерии, а аркебузиры (или, более обобщенно - стрелки) "работали", так сказать, "длинной рукой закона", строясь плотным кольцом вокруг пикинеров, или «крыльями» примыкающими к углам пикейного каре, и отстреливая противника по мере его приближения. Само по себе построение достаточно гибкое тактически, если его правильно понимать. Что это значит? Построение классического пикейного каре по сути своей стационарно-оборонительное, при желании одной двумя-командами могло «показать пики» с любой стороны квадрата, а стрелки могли защищать каре стабильно по всему периметру.

Однако что случалось при наступательных действиях? Оставались ли стрелки вблизи пикинеров, или практиковался их отвод от главного построения? Обратимся к источникам в поисках ответов на эти вопросы.

1525 г., Павия (Pavia)

“Pescara (...) subito gli mandó in soccorso circa otrocento archibugieri spagnuoli, I quaili incontanente sparsi dalle spalle e per fianchi, scaricata una terribil tempesta d’archibugiate, amazzarono un gran numero d’uomini e di cavalla.”[1]

Пескара (...) быстро послал в поддержку около восьми сотен испанских аркебузиров, которые сразу же бросились (занимать позиции) с тыла и по флангам, и ураганным (букв. ужасным) аркебузным огнем уложили большое число людей и лошадей. (Перевод тут и далее - мой. - Н.Г.)



Bernard van Orley, The Battle of Pavia (detail) Tapestry, ca. 1530.
Naples, Galleria Nazionale di Capodimonte.
На втором плане - аркебузиры выходят из засады в лесочке для атаки с фланга.
Нигде ни слова о поддержке аркебузиров какими бы то ни было пикейными каре или кавалерией. Битва была настолько хаотичной из-за темноты и тумана, что до сих пор не установлен с абсолютной точностью ход событий во всех его деталях, несмотря на наличие нескольких источников, мемуаров, реляций, писем. Но что касается действий аркебузиров, комментарий Джовио соответствует остальным в том, что они действовали как автономный отряд, и (по-видимому) решили все дело.

Павия осталась в истории не только как битва, в которой Франциск потерял армию и свободу, но и как первое крупное столкновение где ручной огнестрел был применен в наступательной тактике. До Павии этот подход был (успешно) испробован в схватке у реки Сезиа в 1524 г., ранее же аркебузиры использовались в сражениях в основном в обороне полевых укреплений: широкий окоп в битве у Чериниолы (1503) г., вагоны с аркебузирами у Равенны (1512), окоп и насыпь при Бикокка (1522 г.), итд. Поэтому Джовио характеризует тактику в этой битве как “nuovo e non piú usato” [новой и не очень используемой].[2]

Фельдмаршал Монтгомери к тому же считал Павию битвой, положившей начало всей практике координированных действий пикейных формирований и аркебузиров на поле боя, и отмечал, что после Павии пикейные каре перестали играть абсолютно первичную роль в наступательной тактике.[3] С другой стороны, Павия безусловно послужила причиной более широкого распространения ручного огнестрельного оружия во французских армиях.[4]

1544 г. - Битва при Чересоле (Ceresole)

“The Skirmish began by this little Hill, on the descent whereof the Enemy had made a halt just over against us, and so soon as the skirmish was begun, I gave one Squadron to Captain Brueille, being that which was nearest to me, and the hindmost to Captain Gasquet, about two hundred paces distant the one from the other, and of my own I gave forty or fifty Harquebusiers to a Serjeant of mine called Arnaut de St. Clair, a valiant man and one that very well understood his business, and I my self stood for a reserve. Being at the foresaid little house, I discover'd three or four Companies of Spanish Harquebusiers, who came full drive to possess themselves of the house, and in the mean time Favas and Lienard fought the Italians in the valley on the right hand. The skirmish grew hot on both sides, the Enemy one while beating me up to the house, and I again other whiles driving them back to their own party; for they had another that was come up to second the first, and it seem'd as if we had been playing at Base: but in the end I was constrain'd to call Captain Brueille up to me, for I saw all their Foot embody together, with a Troop of Horse to flank them.”[5]

Перестрелка началась у маленького Холма, при спуске с которого Враг остановился как раз над нами, и не успела перестрелка начаться, как я дал один отряд Капитану Бруэйю, тот (отряд), который был ближе ко мне, а тот, что подальше Капитану Гаскье - примерно двести шагов между ними, и из своих я дал сорок-пятьдесят Аркебузиров одному моему Сержанту по имени Арно де Сен Клер, бравому солдату, который хорошо знал свое дело, а сам я остался в резерве. Находясь около маленького дома, о котором я уже говорил выше, я обнаружил три или четыре Роты Испанских Аркебузиров, которые ринулись чтоб захватить домик, между тем как Фава и Лиенар бились с итальянцами в долине справа. Перестрелка становилась жаркой с обеих сторон, Враг в какой-то момент отбросил меня к домику, и я в свою очередь несколько раз отбросил их назад к их товарищам; ибо еще один отряд приблизился чтоб поддержать первый, и казалось как будто мы играли в мяч: но под конец я был вынужден призвать Капитана Бруэйа, потому что я увидел всю их Пехоту строящуюся вместе, с Эскадроном Кавалерии на фланге.



Poss. by Henry Scheffer, Blaise de Lasseran de Massencôme, Maréchal de Montluc. Oil on canvas, ca. 1835.
Versailles, Château de Versailles (?)
Итак, три-четыре роты аркебузиров. Никаких пикинеров в поддержку стрелкам, и лишь эскадрон кавалерии в конечном этапе этой перестрелки.[6] Монлюк описывает здесь типичную перестрелку, какие два столетия спустя будут вести иррегулярные войска, пандуры, кроаты, егеря, и прочие застрельщики. Аркебузиры действуют с обеих сторон вполне автономно, и без поддержки других типов войск (что отмечает сам маршал, безуспешно просивший подкреплений у графа Энгиена).

1568 г. - Битва при Хейлигерлее (Heilgerlee)

“Count Arenbergue being approached Count Lodowickes quarters diuided his horsemen on both sides of his footmen, which marched in one squadron, conducted by Bracamount. Hee placed some fiue hundred shot before his squadron, the rest on both his sides. (...) He commanded the Herguleters to march before the forlorne shot of his battell on foote, and with some fiftie Herguleters to keep as nigh Lodowickes quarters as they could (...).”[7]

Граф Аренберг, приблизившись к позиции графа Людвига построил своих всадников по обоим флангам своей пехоты, которая двигалась в едином формировании под командованием Бракамонте. Он выставил примероно пять сотен стрелков (аркебузиров) перед его построением, и остальных по обеим сторонам. (...) Он приказал Аргулетам (здесь - конным аркебузирам) маршировать пешими перед передней линией стрелков, и примерно пятидесяти Аргулетам держаться насколько возможно ближе к позициям Людвига.



Coenraet Decker, Battle of Heilegerlee [given] by the Duke of Alba. Engraving, ca. 1600.
Providence, RI, Brown University Library: The Anne S. K. Brown Military Collection.
Аркебузиры опять же изображены в нескольких секторах (литеры G и D) без пикинеров.
Тут уже прямо черным по белому - испанское tercio, терсио Сардинии, под командованием дона Гонсало де Бракамонте. Уиллиамс пишет о "Herguleters", явно имея в виду конных аркебузиров.[8] Эти солдаты редко передвигались по полю боя на лошадях с позиции на позицию; в XVI веке они обычно спешивались в начале сражения и с того момента использовались как обычные аркебузиры.[9] Здесь они действуют как застрельщики (skirmishers), отдельно от терсио и от пикинеров центра, хотя впоследствии они по-видимому отошли ближе к центральным позициям под давлением рейтар Людвига (но не Адольфа, атака которого захлебнулась в строю испанцев, где он был убит).

Примечательно, что повстанцы тоже использовали своих стрелков как застрельщиков, “some three hundred shot in the hedges on both sides”.[10] 300 аркебузиров были спрятаны в кустах в отдалении от центра Людвига, занятого пикинерами, и вышли из своей засады когда испанцы перешли в наступление после смерти Адольфа, открыв убийственный огонь по флангам терции Бракамонте.[11]

1568 г. - Битва при Йеммингене (Jemmingen)

“In this so strong place, he [Ludwig van Nassau] either did not expect, or did not fear the Duke: Who desirous to try all wayes to fight, and defeat him, resolved to goe to him. He sent some Horse before under his natural son Fernando, who had the charge of the Horse, and made the houses and bridges still as he marched be taken, to secure his retreat upon all occasions. From hence he advanced Sancio d'Avila with 50 Horse and 500 Harquebusiers, all of them Spaniards; and sent the two Camp-masters Romero and Londonio after him, with each of them 600 Spanish Foot, part Harquebusiers, part Musquetiers, and with two Companies of Lances, commanded by Cesar d'Avalos, and Curtio Martinengo.”[12]

На такой сильноукрепленной позиции он (Людвиг ван Нассау) или не ожидал, или не боялся герцога (Альбы): который, желая испробовать все способы столкнуться с ним и его победть решил выйти к нему сам. Он выслал вперед кое-какую Кавалерию под командованием своего побочного сына Фернандо (дон Эрнандо де Толедо, Иоаннит, Великий Приор Кастилии - Н. Г.), который начальствовал над всей Кавалерией, и приказал захватить дома и мосты пока он был на марше, чтоб обеспечить себе в любом случае отступление. Оттуда он выслал вперед Санчо д’Авилу с пятьюдесятью Кавалеристами и пятьюстами Аркебузирами, поголовно Испанцами; и еще послал за ним Полковников Ромеро и Лондоньо, каждого с шестьюстами (солдатами) Испанской Пехоты, частью Аркебузирами, частью Мушкетерами, и с двумя Эскадронами Лансеров (тяжелой кавалерии), под начальством Цезаря д’Авалос и Курция Мартиненго.



Coenraet Decker, Battle of Jemmingen [given] by the Duke of Alba. Engraving, ca. 1600.
Providence, RI, Brown University Library: The Anne S. K. Brown Military Collection.
Под литерой F изображена перестрелка аркебузиров Авилы на правом фоанге повстанческих позиций.
В армии Альбы были, конечно, и пикинеры, так как под его непосредственным началом в этот момент находилось неаполитанское терсио, но его тактическая задача состояла в том, чтоб выманить Людвига с очень сильно укрепленных позиций (что, в конце-концов ему удалось); для этого он выслал вперед три сильных отряда стрелков, чтоб те затеяли перестрелку. Кавалерия была послана для подержки, но классического построения с комбинацией пикинеров и аркебузиров не наблюдалось, по крайней мере в этом начальном этапе битвы.



Michael Ostendorfer, The Battle of Enzenfeld (detail). Coloured Woodcut, 1539. Vienna, Albertina.
На этом изображении видны оба способа построения: справа - типичное пикейное каре,
окруженное по периметру стрелками; слева - автономный отряд аркебузиров,
готовых к действию.

{C}{C}

{C}В список можно было включить еще множество битв (Энгелен, Ньюпорт, битвы времен Лиги, Рокруа), всевозможные стычки, засады, и мелкие столкновения, где аркебузиры и/или мушкетеры зачастую действуют вполне автономно. Источники явно показывают, что хотя теория и описывала модель построения, где взаимовспомогательные элементы действуют как своего рода механизм, командующие на полях сражений в XVI в. нередко отступали от писанных правил и действовали в зависимости от обстоятельств. Для них битва не была плац-парадом, в ней правильны были все действия которые могли принудить противника сдать свои позиции, как на поле брани, так и на дипломатическй арене. Талант тактика - в умении приспосабливаться, маневрировать, не становиться жертвой обстоятельств, а обратить их себе на пользу. При таком понимании тактики любая тактическия модель должна быть лишь самым базовым, самым общим руководством.

___________________________

[1] Paolo Giovio, La Vita di Ferrando Davalo Marchese di Pescara (Florence, 1551), p. 326. Насколько мне известно, эта работа Джовио переведена с латыни только на итальянский (издание, которое использовал я) и на испанский (по этому сверял) языки.
[2] Ibid., p. 327.
[3] Field-Marshal Viscount Montgomery of Alamein, A Concise History of Warfare (Were: Wordsworth Ed. Ltd, 2000), pp. 150-151. Позицию Монтгомери, впрочем, можно оспаривать, прежде всего из-за того, что Павия не была стандартной битвой, а более стычкой переросшей в крупное столкновение. Т.е. это не было класическое полевое сражение, с изначальными диспозициями и тактическим планированием, а более пример ad hoc действий индивидуальных командующих, из чего следует, что координированные действия пикинеров и аркебузиров были более делом случая в контексте ответной реакции на движение противника, чем сознательным тактическим планом.
[4] David Potter, Renaissance France at War: Armies, Culture and Society, c. 1480-1560 (Woodbridge: The Boydell Press, 2008), pp. 110-111.
[5] Maréchal de Monluc, The Commentaries of Messire Blaize de Montluc (...), Charles Cotton, trsl. (London: Andrew Clark, 1674), p. 69.
[6] "their cavalry was also with the arquebusiers that came up to me" (Ibid.). На первый взгляд неясно, если этот эскадрон прикрывал испанских стрелков изначально (хотя я думаю Монлюк говорит о моменте после подхода основных сил противника); но как видно из его рассказа, остальная пехота подошла позже, и эти три-четыре отряда испанцев действовали автономно, как застрельщики.
[7] Sir Roger Williams, The Actions of the Lowe Countries (London: Humfrey Lownes, 1618), pp. 17-18.
[8] Аргулеты как вид легкой кавалерии во времена битвы при Хейлигерлее уже не формировались, слово сохранилось в обиходе, обозначая теперь любой тип легкой кавалерии, чаще всего конных аркебузиров.
[9] Впоследствии, когда армии начали рости в численности, и линия фронта могла достигать нескольких километров, драгуны (преемники конных аркебузиров) могли передвигаться по секторам на лошадях, но в XVI в. поля сражений были чаще всего достаточно компактными.
[10] Ibid.
[11] L. L. Doedens, '“The Day the Nation was Born”. The Battle of Heilegerlee, 1568', in ed. Marco van der Hoeven, Exercise of Arms: Warfare in the Netherlands (1568-1648) (Leiden, New York & Köln: Brill, 1997), p. 63.
[12] Guido Bentivoglio, The Compleat History of the Warrs of Flanders, Henry, Earl of Monmouth, trsl. (London: Sign of the Prince's-Arms, 1654), p. 62.

***
- © Egir, 02.08.2010
- All rights reserved and in force. Egir (the holder of livejournal account http://egir.livejournal.com), 02.08.2010
- © Гуров, Н. А., 02.08.2010

аркебузир, тактика, военное дело, ренессанс

Previous post Next post
Up