Автор известных в Чехии исторических бестселлеров все о том же Шиндлере депутат чешского парламента Итка Грунтова добилась, что герой её книг был вычеркнут из списка уроженцев Пардубицкого края, которые вошли в сборник "Лицо Пардубицкого края". "Считаю позорным, что в Свитавах этому нацисту стоит памятник", - это, пожалуй, самое мягкое из того, что Итка Грунтова адресует бывшему выходцу из бывшего промышленного центра судетских немцев города Свитавы.
Но надо отдать Оскару Шиндлеру должное - он умел жить, а не выживать. Ведь так или иначе, для него Вторая мировая война не была трагедией, перевернувшей всю его жизнь. Где еще найдется член НСДАП, во время войны устроивший себе сытую жизнь за счет эксплуатации евреев, без особых проблем переживший немецкую капитуляцию да еще провозглашенный в Израиле "Праведником народов мира"?
Специальная информация
Оскар Шиндлер родился 28 апреля 1908 года в 10-тысячном городке Свитавы. Чехов среди жителей города было немногим более 100 человек, все остальные - немцы. С 1924 года после окончания средней школы Оскар начал работать в фирме своего отца. Именно в одной из своих служебных поездок Шиндлер познакомился со своей будущей женой Эмилией. Той, которая почти в 90 лет, незадолго до своей смерти, скажет, что "список Шиндлера" на самом деле был составлен человеком по имени Голдман. Он вписывал туда людей за деньги. Нет денег - нет места в списке.
Они поженились 6 марта 1928 года. В качестве приданого Оскар Шиндлер получил от своего тестя 100 тысяч крон, которые составляли по тем временам весьма приличную сумму. В своих воспоминаниях, названных "Я, Эмилия Шиндлер", вдова рассказала, что на эти средства ее муж купил роскошный автомобиль, а оставшиеся деньги растранжирил. Оскар работал на самых разных предприятиях, пытался заняться частным бизнесом, но без особого успеха. Эмилия отмечала: "Несмотря на свои недостатки, у Оскара было большое сердце, он был всегда готов помочь тем, кому это было необходимо, он был вежливый, великодушный, ... но совершенно незрелый. Всю жизнь он меня обманывал, потом возвращался и просил прощения..." У Шиндлера было двое внебрачных детей - сын Оскар и дочь Эдита. В браке с Эмилией детей не было.
Новая жизнь для Оскара Шиндлера началась в 1935 году, когда он вступил в Судетонемецкую партию. Ту, которую в конце ХХ века не иначе как гитлеровской пятой колонной будут называть даже государственные деятели Чехии во время официальных встреч с немецкими делегациями.
Шиндлер серед своих друзей по нацистской партии
Шиндлер совсем не был ангелом. Это лишний раз подтверждают изыскания архивистов, нашедших документы, в которых упоминаются его тогдашние клички - "Мерзавец-агент", "Шиндлер-мерзавец" и другие, не менее ласковые. На протяжении 1931-1938 годов Шиндлер 6 раз представал перед судом. 5 раз из них он был оштрафован за драку, а в 1938 году был осуждён на два месяца заключения за угрозы, мошенничество и драку. Г-жа Грунтова утверждает, что и в 1933 году будущий герой Спилберга побывал в тюрьме - на этот раз за соучастие в хищении.
Но 1938 год стал переломным в раскрытии еще одного таланта Шиндлера. После заявления недозавербованного Оскаром полицейского Рудольфа Грушки Шиндлер был задержан и был вынужден признаться в сотрудничестве с немецкой имперской разведывательной службой - абвером. Свою измену чехословацкому государству Оскар Шиндлер пояснил желанием "подзаработать". Его доход тогда составлял от 6 до 10 тыс. крон в месяц. По тем временам учитель получал 800-1000 крон, профессор университета или депутат парламента - 5тыс., а автомобиль "Шкода-популар" стоил 16 тыс. крон. (Гораздо позже, в 1956 году, в письме одному из израильских знакомых Шиндлер признался, что "как немец я был заинтересован в присоединении немецкого пограничья Чехословакии к Империи".)
Его задержали 18 июля 1938 года. И тут Оскару повезло. Пока шло расследование и уничтожение созданной им агентурной сети, Европа захватывалась немцами. "Мюнхенский сговор" спас Шиндлера, вполне возможно, от смертной казни как изменника родины.
В начале октября Оскар Шиндлер героем вернулся в родные Свитавы. И не остался в стороне от процесса, тактично названного "аризацией" новых территорий: у предпринимателей неарийского, чаще еврейского, происхождения отбирались - в лучшем случае выкупались - их доли в местных предприятиях. Но Шиндлер переехал в город Моравская Острава и активно занялся работой на абвер. На этот раз - на польском направлении.
Фабрика Шиндлера в Кракове
После оккупации Польши Шиндлер стал владельцем завода по производству эмалированной посуды. Ранее ею владел Авраам Банкиер, который после прихода Шиндлера остался управляющим фабрики. Привлечение еврейского труда объяснялось прежде всего его дешевизной. Дабы увеличить производительность своего предприятия, Шиндлер построил собственный небольшой концлагерь, деликатно названный "трудовым". Банкиер обеспечивал Шиндлера не только дармовой рабочей силой, но и "левой" наличностью. Пользовавшийся свободным входом и выходом из гетто Банкиер носил продукцию завода на черный рынок, где продавал ее в шесть раз дороже официально установленной цены. Там же Банкиер покупал для гостей Шиндлера - гестаповцев - контрабандные кофе, шоколад, сигары и прочие деликатесы.
В то же время заключенные "трудового лагеря" страдали от недоедания. Представитель законспирированного "Совета помощи евреям" позже вспоминал, что только в начале 1944 года "Шиндлер согласился время от времени пропускать на территорию лагеря конные повозки с хлебом...".
Поэтому, когда в мае 1944 года производился отбор физически здоровых заключенных, которые могли продолжать работать на вновь создаваемом заводе, многие были в ужасе. Бывшая заключенная Пелла Манделова вспоминает: "14 мая 1944 года мы стояли обнаженные во дворе, а немецкий врач нас осматривал. Слабых отбраковывал и посылал в концлагерь. Я страшно тогда боялась, что не пройду:"
В связи с приближением советских войск было принято решение "трудовой лагерь" эвакуировать в город Брненец, находившийся на территории немецкого протектората, и начать там производство патронов. Строительство лагеря началось в конце 1943 года. Семь заключенных из числа отправленных на строительство замерзли. Их закопали прямо на территории лагеря и там же поставили новые бараки.
Шиндлеру пришлось тяжело. Надо было перевезти все имущество (бриллианты, золото, картины, фарфор, шелк, антикварная мебель и пр.), накопленное в Кракове, в Чехословакию. В 1966 году Министерство внутренних дел Чехии по поводу Шиндлера вело расследование, в котором было указано, что "во время эвакуации заводов из Польши Шиндлер украл ценное имущество из замка польского шляхтича". Надо было вывезти и заключенных.
Вот в этот момент и появляется, с точки зрения Итки Грунтовой, единственный подлинный список Шиндлера. Перед эвакуацией сотни (!) людей были собраны во дворе предприятия. Шиндлер встал у ворот и выкрикивал фамилии тех, кого забирал с собой. Как говорили свидетели тех событий, владелец забрал с собой в "новую жизнь" только 50-60 человек, остальные были отправлены в Маутхаузен, Освенцим либо Штутгоф. Именно об этом списке Эмилия Шиндлер сказала, что в него люди попадали за деньги. Но в одном она ошибалась: фамилия человека, составлявшего список, была не Голдман, а Голдберг. За внесение в список он брал в основном бриллианты. О Голдберге помнят многие бывшие заключенные. Они говорят, что Голдберг и Шиндлер были близки, потому что бриллианты в оплату Голдбергу привозил Шиндлер. Сам Голдберг после войны сменил фамилию - и исчез.
Во время работы на заводе в Брненце ни одна из заключенных не имела права забеременеть. Ослушавшуюся ждала смерть. Кстати, как выяснила Итка Грунтова, смертность в лагере Шиндлера была самой высокой из всех лагерей, входивших в систему концлагеря Гросс-Росен.
После войны Шиндлер эмигрировал в Аргентину, попытался там разводить нутрий, обанкротился, оставил жену Эмилию разбираться с кредиторами и перебрался в Германию. Эмилии позже помогло правительство Аргентины и израильтяне. А Шиндлер спился и умер в 1974 году от рака. Он завещал похоронить себя в Израиле, и это предсмертное желание было исполнено.
Могила Оскара Шиндлера на горе Сион.
Итка Грунтова на протяжении многих лет изучала историю своего родного края, особенно ее интересовал период с 1918-го по1946 год. О подлинной роли Оскара Шиндлера в развитии событий она узнала из архивных документов. И с тех пор нет более страстного борца за восстановление исторической справедливости, поруганной, с ее точки зрения, Томасом Кеннели и Стивеном Спилбергом.
- Что вас привело к расследованию деятельности Шиндлера?
- Это произошло случайно. 10 лет я была председателем историко-документационной комиссии "Чешского Союза борцов за свободу" и жила неподалеку от городка Брненец, где находился один из филиалов крупного концлагеря. Материалы относительно этого филиала я начала собирать еще в 1986 году. И конечно, во время этих архивных поисков я наткнулась на имя Оскара Шиндлера. Мне бы никогда не пришло в голову, что наступит время, когда его личность будет так прославлена, и мне придется посвятить значительную часть своей жизни его персоне. Когда я услышала по радио "Свободная Европа", что Спилберг снимает фильм о Шиндлере, я не могла этому поверить. Именно тогда я начала интенсивно работать непосредственно в направлении поиска материалов о Шиндлере.
- С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
- Во время этой работы я выяснила, что уголовное дело в отношении Шиндлера исчезло. Речь идет об уголовных делах против Шиндлера времен 30-х годов. Кстати, один из моих собеседников - директор крупного музея - пришел к выводу, что все документы, компрометирующие Шиндлера, были устранены специально. Все факты, касающиеся Шиндлера, пришлось собирать из уголовных дел, возбужденных против других людей. И таким образом мне удалось получить подлинную картину деятельности Оскара. Но я думаю, что на этом пути еще могут быть открытия.
- Вы сказали, что не знали заранее, что будет сниматься фильм. Но книгу Томаса Кеннели вы читали?
- Да, "Ковчег Шиндлера" я читала на немецком. Но на этой книге написано "роман". Поэтому я не воспринимала ее как документальную. Для меня это была и есть беллетристика. Неожиданностью было то, что Спилберг использовал роман, только роман, для съемки фильма, который я, кстати, не смотрела.
- Но вы имеете о нем представление?
- Детям в школе я как-то пустила на видео завершающую часть картины, где показывают концлагерь в Брненце. И когда я увидела самый настоящий голливудский финал - приезжает такой убогонький советский казачок, а все заключенные уходят в сторону садящегося солнца, на запад, - то я прямо подпрыгнула на стуле и позвала в класс свидетеля всех тех событий. И тот рассказал, что советские солдаты, вооруженные автоматами, 8 мая разбили ворота, разобрали заграждения концлагеря. Те, кто был в концлагере, изможденные, рыдали от счастья, пели "Интернационал", обнимали советских солдат. И я хотела, чтобы мои школьники этот рассказ слышали, потому что это - правда, а не фильм Спилберга. Хотя, конечно, такая концовка фильма Спилберга не устраивала.
- А где был сам Шиндлер в тот момент, когда советские солдаты разбивали ворота?
- Его уже не было, потому что это случилось 8 мая 1945 года. Сам Шиндлер уехал из лагеря несколько раньше. 8 мая из Брненца уезжали остатки гитлеровских войск. Эмилия Шиндлер говорит, что они уходили из лагеря в колонне немецких солдат. По словам одного из свидетелей тех событий, когда жители города вместе с советскими воинами пришли в лагерь, там не было ни одного немецкого солдата. С перепоя остался один капо, его потом бывшие заключенные линчевали.
- Как Шиндлер получил свой завод в Польше? Он его купил или же это была так называемая аризация?
- Это была именно аризация. Он сначала был управляющим, но полных документов о том, как развивались события, нет. Похоже, что он если и выкупил завод, то у рейха, а не у бывшего владельца.
В прессе писали о том, что Шиндлер в Германии получил компенсацию за свое потерянное во время войны имущество, в том числе и за заводы в Кракове и Брненце. Я тщательно просмотрела все кадастровые книги. Здесь, у нас, Шиндлер никогда, никогда не был зарегистрирован в качестве владельца предприятия. Мой польский коллега также всегда утверждал, что и в Польше Оскар Шиндлер ничего не купил.
- Что такое вообще "Список Шиндлера"?
- Списков, вообще говоря, несколько. У меня, к примеру, есть транспортный лист со списком тех заключенных, которые приехали из Кракова в Брненец. Сохранились и продовольственные списки. Они возникли в апреле 1945 года. Еще один список возник после войны. Это был список тех, кто выжил в Брненце.
- Правда ли, что ваша семья имеет собственный опыт выкупа родственников из концлагерей?
- Да. Мой отец был арестован сразу же после оккупации, 1 сентября 1939 года. Он был политическим заключенным, членом социал-демократической партии. Один из друзей моего отца - адвокат - искусственно возбудил уголовное дело, чтобы моего отца перевели из концлагеря в следственный изолятор на территории протектората. И за взятку, которую дали гестаповцу, тот подменил бумаги в деле, и отца отпустили. Чтобы собрать деньги на взятку, наша семья была вынуждена продать два дома, автомобиль, одалживать у знакомых.
Материал взят из интервью с Иткой Грунтовой, 31.01.2011, кореспондент Наталия Судленкова, Радио "Прага"
Источник:
http://natura.baf.cz/natura/2000/3/20000304.htmlОригинал книги: Oskar Schindler: Legenda a fakta / Jitka Gruntová.
1. vyd. -- Brno : Barrister & Principal, 1997. -- 158 s.