специально для
_odnovremenno_ 5. мая Б-ги велели мне отправиться на чемпионат Латвии по настольному хоккею, где обещалась почти сотня таких же участников. Состоялся чемпионат в посёлке Инчукалнс ("Кошачья Гора") в 40 км от Риги (по нашим понятиям - средне далёкая провинция), о коем и фоторассказ для сообщества
odnovremenno. Постоянные читатели блога тут увидят мало нового, я там не впервой.
Село на неполные две тысячи жителей (вся волость - четыре тысячи) может похвастать нехилым спорткомплексом, построенным уже в этом веке. На снимке - пристройка с бассейном.
Эстрада же сохранилась с незнамо каких времён.
Школы "два в одном" - девятилетка и музыкальная. Ближайшая средняя школа - в Сигулде, 10 км поездом. Автобусом чуть дальше - посёлок находится несколько километров в сторону от основной трассы.
Дорожка в посёлковом парке.
Улица Лаймес ("Счастья"). А магазин, видимо, должен его обеспечить.
Новая детская площадка "Семейного парка". Построили уже при "кризисе", кстати.
Место отдыха в сквере.
В тылу за указателем - волостная дума.
Главный кабак посёлка.
Гостиница, молодёжный центр, библиотека - возможно, ещё что-то тоже (после второй мировой там и вокзал был, сто метров от ж-д). Здание, отметим, ещё царских времён, копирует аналогичное здание в Сигулде. Посёлок стал развиваться в конце 19 века вокруг небольшого имения Хениня с постройкой через него железной дороги в Валку, до того это была типичная сельская местность. Большинство зданий того времени было разрушено в Первой мировой.
Автобусная остановка у ж-д станции. Используется в основном маршрутками по дороге из Риги в огородно-дачный посёлок Эгльупе, сами инчукалнцы ими ездят редко.
Мусорник для стеклотары рядом с остановкой.
Специально для тех, кто не в силах справиться с латыницей, в Латвии часто пишут и на кириллице. Даже в таких сельских посёлках, где в общем-то не для кого.
Какой-то буржуин невысокого разряда устроился. Дрова он, между прочим, себе бензопилой пилил, а не как люди - силой мускулов.
Дом местного лесничества - основным источником доходов посёлка является лесное хозяйство. (Невзирая на довольно упорную вырубку, количество лесов в Латвии за последние 20 лет возросло и сейчас ими занята почти половина территории страны.)
Снявши что успел, я двинул обратно к спорткомплексу заняться своим "настоящим мужским делом", то есть борьбой и победами.
Ну и пара кадров со соревнований, в основном же снимки с них
выложены в иных местах.
Минута отдыха.
Куча фактов об Инчукалне. (Или Инчукалнсе, но мне кажется правильнее окончание -с при падежах на русском снять так же, как это делается на латышском.)
* В 1918/1919 у посёлка развернулись бои между наступающими со северо-востока на Ригу латышскими красными стрелками и немецкой "Железной дивизией" при помощи ландесвера. Красные в новогоднюю ночь попытались взять линию обороны противника силами одного стрелкового полка, но немцы хорошо закрепились в старых окопах первой мировой и сумели отбить. На второй день к стрелкам на помощь пришёл второй полк, предыдущим днём прогнавший ландесвер с окрестностей, и вместе удалось немцев победить, освободив путь на Ригу. Некий Ян Фабрициус там получил орден за подстрелянный немецкий бронепоезд. Население вполне искренне приветствовало стрелков - таки свои, а что несколько долбанутые, так и не таких в последнее время видели.
* Крупный пожар в 1933 изрядно попортил вид посёлка, в частности, сгорели пять принадлежащих самоуправлению зданий (со всеми бумагами и архивами).
* Во 30-ые годы для вывоза древесины в Огре с Инчукална была построена узкоколейка. Вообще с 1934 года посёлок пережил третий рывок развития (второй был в 1912-1914), но очередные пришельцы опять всё раздолбали.
* Разгрому уже пострадавшие от красных и коричневых посёлок и окрестности подверглись в 1949, когда из Инчукалнсской станции в Сибирь отправился эшелон с 57 вагонами. В середине 50-ых большинство высланных смогли возвратиться, но восстановить нормальную сельскую жизнь в советских условиях не было возможности - с тех пор в посёлке осталось в основном лесное хозяйство.
* В 1944 на территории Инчукалнской волости проживало 92% латышей, 3% русских, по 1% немцев, поляков и евреев. По крайней мере так извещает инчукалнский архив. Они бы указали какого числа, а то одновремённое нахождение там пары десятков немцев и евреев в этом году выглядит необычно.
* В 1956 году одному рижскому заводу было дозволено выливать нетоксичные гудроновые отходы в старом карьере под Инчукалном. Однако в действительности завод выливал там отходы токсичные, в основном - сернокислотные, что было замечено только в 1973 году, а прекращено лишь с закрытием завода в 1984 году. Образовавшийся ядовитый пруд в 40 тыщ кубометров потравил грунтовые воды и их очистка - дело многолетнее и крайне дорогостоящее. Объект был включён в ООНовский список пяти самих больших химических пиздецов Центральной и Восточной Европы.
* Инчукалнское подземное газохранилище, накапливающее российский газ летом и зимой возвращающее его для отопления Псковских и Новгородских областей, находится не в Инчукалне, а в Кримулде. Ошибка в названии связана с плохими советскими картами - нарекавшие толком не знали, где находятся, и дали по названию ближайшей - в 15 км - железнодорожной станции.
* В 1984 геологи нашли тут железную руду. Разработка не начата из-за низкой её ценности.
* Инчукалнский дом культуры с 1985 был закрыт из-за плохого технического состояния, капитально отремонтирован в 1992.
* На памятнике павшим во Второй мировой советским на территории волости с 80-ых своё гнездо обожает устраивать аисты. На памятнике уже выросло несколько их поколений.
* В Инчукалне на кладбище есть также восстановленный в 1988 памятник восьми антисоветским партизанам т.н. Народной армии, павшим в июле 1941. Слишком маленький (полтора метра), чтобы годился для аистов. Первоначально был воздвигнут в 1941, взорван в пятидесятые. Собственно, началось всё с того, что 1 июля 1941 года на одном из домов был вывешен латвийский флаг. Бегущие сталинисты обиделись и расстреляли за это двух старых женщин. Рассержённые местные стали организовать сопротивление...
* В июле 1991 под Инчукалном с рельсов сошёл грузовой поезд, вывозивший в Россию продовольствие и электротехнику.Это была самая дорогостоящая авария за 10 лет, предполагаемая причина - перегрев рельсов.
* Летом 1998 смерч поднял в воздух местную жительницу. Отделалась месяцем в больнице с поломаной костью.
* В том же году состоялось историческое восстановление чехословацкой футбольной сборной - её выставили работавшие в Инчукалне тамошние гастарбайтеры на местный День спорта.
* Старое здание Инчукалнской школы в 1968 было закрыто из-за аварийного состояния до того, что было запрещено приближаться к некоторым неустойчивым стенам. Было построено новое здание. А в старом аварийном... открыли вспомогательную школу, переоборудовав бывший хлев в столовую. И так 20 лет. Со сортирами, кстати, на улице и остальным на том же уровне.
Ещё примерно 30 фот местности