Все фото можно увидеть тут
http://instagram.com/annaegida - Где мои пальцы? - Катя бегала по классу, заглядывая под каждый стол.
- Да тут они в пакетике. - Успокоила бабушка, - пошли домой.
- А что ж это за пальцы такие? В чем смысл? - спросила одна из мам.
Они видели, как дети носились с одетыми бумажками на руки на переменах. И какие-то пальцы вызвали бурю энтузиазма.
История проста.
Одна из наших задач вывести детей на понимание пропорций, удобства, целесообразности и т.п.
Мы уже с разных концов на занятиях подбираемся к идее общего и деталей, пропорции, движению.
Даем разные упражнения. И смотрим на то, что идет. А что мимо.
Чтобы объяснить тему человек. Почему у нас такая фигура и прочее. Чтобы на нее опереться и дальше конструировать и придумывать аппараты, костюмы, среду.
Так вот, чтобы объяснить детям, почему они такие. С ручками ножками именно таких пропорций, и это важно. Мало сказать - ладонь человека почти ровна лицу. Или наш палец имеет три фаланги, каждая там уменьшается бла бла бла. Дети этого слушать не станут. Более того и не поймут. Для них знание энциклопедическое не актуально.
Их нужно озадачить.
Дать почувствовать и понять что, да длина пальцев на руке ужасно важна! И далеко не случайна!!!
Но как это сделать?
Как я писала заходы были разные. С переменным успехом. Наши занятия осложняются тем, что дети ходят разным составом. Кто первый раз, кто 5.
Но есть одна истина - дети любят удивляться. Да что дети, взрослые тем более.
И потому тема "Человек" ужасно скучная. Они себя знают, да не осознают почему они такие. Но ведь знают).
Как вывернуть это дано. И заставить пережить новые ощущения?
Имея много планов в голове, я в начале занятия, кинула несколько пробных шаров. Проверяя уровень внимания и увлеченности. Показатели были так себе. На логические размышления и наблюдения были готовы только некоторые дети. Остальные безучастно сидели на стульях.
Тогда я выпустила Ульяну.
У нее на руке из бумаги были сделаны длинные пальцы. ААААААА.
Сразу буря эмоций, восторга. А как такие сделать, хочу, а из чего они. А во что их можно превратить?
Пальцы перья, пальцы иглы, пальцы борьба, пальцы кисти и тп
Никто руки-ножницы не вспомнил, слава богу. И в область ужастиков, крови и расчлененки мы не укатились.
У кого-то пальцы отвечали за добро,у других за любовь и мир на Земле.
Теперь для детей новое испытание. Нужно нарезать пять полос, из бумаги большого формата. При этом они должны быть одинаковой ширины, и такие, чтобы обхватывала палец и можно было скрепить степлером.
Все начинают оживленно резать и кромсать бумагу. Я уже жду первых неудач. Потому что полоски будут разные и слишком узкие. Но предупреждать эти ошибки не пытаюсь. В этом суть задания. Сейчас будут полосы, мы приложим их к пальцам - станет ясно, что они узкие. И будут резать заново. Только слушать дети после неудачи будут внимательнее.
Смотрю кто, как решает задачу с разметкой листа. Линеек нет. А нужно отрезать ровно. Это мне дает понимание, кто насколько дальновиден, аккуратен, какие навыки и умения уже приобрел.
Ульяна двух девочек научила резать сразу много одинаковых полос. Пока одни нарезали пять. Те накромсали целую стопку.
Так с полосами мы справились. Кто аккуратно, кто не очень.
Я сильно не напираю. Впереди их ждет еще мучение на аккуратность. Требовательность сейчас, убьет инициативу потом. Берем кисти, фломастеры и тп.
Красим. рисуем. Тут беда. Они подсматривают друг у друга. И имея свои оригинальные идеи, в итоге перенимают идеи соседа и работы становятся более ровные и однообразные. По этому поводу, нужно еще поразмышлять, что делать. Может быть решение простое - дать задание сделать такое, как не у соседа. Задание опасное, потому что повышает ощущение соревнования. И дети могут уйти с головой в эту гонку и перестать думать об окружающих. Будет больше сор, битв за "мое", скрытых и открытых обид.
Так у нас появились полосы. Теперь я только успевала щелкать степлером, чтобы закрепить. Никите одели все пальцы на одну руку. Пока я возилась с другими ребенок резюмировал: "Тяжко ходить с ними."
- Почему?
-Они длинные, тяжелые, не гнуться.
Именно ради этих выводов, ради проживания этого момента я дала это задание. Дети прочувствовали на себе, что такое непропорциональные пальцы. (Если бы с этими же детьми мы занимались дальше не один год, мы бы привели их к мысли, что даже длинные пальцы можно сделать удобными и иногда они могут быть очень полезны, если сделать съемными и прочее в итоге превратить все эти выводы в новую идею какого-нибудь гаджета и сделать прототип - это могло бы быть инженерным проектом, и дизайнерским, и .....)
Так одни дети теперь просили одеть им пальцы на разные руки. Кто-то не стал одевать все 5. А только три.
Поносились, отдохнули дальше.
Беру в руки бумажную фигурку.
Даю задание аккуратно вырезать, такие же фигурки из бумаги, что у них на столе.
Задание на вырезание у нас стало традиционным. Дети не имеют нужных навыков. Я заметила, что им мешают лопухи листа, что свободные от изображения.
- Отрезайте эти поля, они вам мешают.
- Нет, мы так привыкли.
Ок, привыкли так привыкли. Но кто-то попробовал, дело пошло у него быстрее. Другие тоже подтянулись за ним. И уже вся группа. Сначала грубо обрезает лишнее. Потом уж режет по контуру.
У меня заготовлены два человечка. Один с очень длинными ногами, другой с очень длинными руками.
Рассуждаем, понимаем, что руки, длинные плохо - наклонишься по полу будут волочиться. Ноги длинные плохо, наклонишься до ступней не достанешь.
Детям теперь очень хорошо понятно про длину. Сами только что на себе пережили. И тут начинаются фантазии, а что если у него голова большая, а если туловище, а если и туловище и ноги. И понеслось. Отличные рассуждения. Которые потом можно использовать в работе. И прелесть их в том, что я просто запустила механизм вопросов. Детям уже самим было интересно пофантазировать на тему.
Вернулись к нормальному человечку. Наша задача вывести его из статики. Придать движения и динамики. Подход с марионеткой хорошо не сработал. Поэтому я дала целую куклу. И именно ее нужно было гнуть и разворачивать так, чтобы получилось движение.
Так у нас вышла балерина, плавчиха, человек на одной ножке и тп.
Но все движения очень обыденные. И в рамках человеческой физиологии.
- А что если мы летаем?
- Ну это просто руки раскинуть и .
- Нет, нет не так.
Мне нужно, чтобы они сейчас поняли возможности бумаги и почувствовали, что нет ничего страшного, если человека загнуть буквой ЗЮ. Это необычно, непонятно. НО в этом нет ничего страшного.
К слову у многих детей боязнь быть непонятыми.
- Что у тебя нарисовано?
- Девочка на скамейке.
- А это что?
- Я так плохо рисую, что вы не понимаете((((
- Нет дорогая, я понимаю, скамейка, трава, небо. Все понятно. Это не главное). Я просто хочу, чтобы ты мне сама все рассказала. Это целое искусство)
Ребенок облегченно улыбнулся.
Родителям, возможно наше занятие вчера было не очень ясно. Потому что никаких вроде бы энциклопедических знаний они не вынесли. Но они приобрели и пережили очень новый опыт. И за одним нарезали кучу бумаги)))))))))))).