о календарных жертвах

Jan 22, 2012 15:24

Древнейшим из календарей считается календарь Майя. Впрочем, есть версии, что до майя существовала цивилизация альмеков, обладавшая колоссальными возможностями.
Начало майянского календаря приходится на 13 (11) августа 3114 года до нашей эры. По мнению толкователей календаря, в этот день родился пятый мир, зародилась пятая раса.
Индейцы Майя были прекрасными астрологами. Календарь майя был трехступенчатым, использовал три параллельные системы датировки: «длинный счет», Тцолкин (божественный календарь) и Хааб (гражданский календарь). И только Хааб был связан с длиной года.
Гражданский, или солнечный, год майя имел длину 365,2421 дня, что более точно соответствует периоду оборота Земли вокруг Солнца, чем продолжительность года в григорианском (современном) календаре - 365,2424 дня. Есть утверждение, что система чисел майя была тесно связана с магнитными циклами Солнца. Как удалось майя добиться такой удивительной математической точности, до сих пор остается загадкой. Непонятно и как возникла такая сложная «трехступенчатая» схема отсчета времени. Она, кстати, существует до сих пор: этот календарь используют в неизменном виде некоторые изолированные народности на юге Мексики и в горной области майя. Подсчеты, обеспечивающие правильность работы всей календарной системы, у этих народов ведут специальные жрецы.

Но славу они снискали человеческими жертвоприношениями.Сегодня нам сложно это понять, но превыше всего древние Майя ценили человеческую жизнь. Она считалась высшей ценностью. Жизнь была такой ценной, что только её они считали возможным приносить в жертву богам. Жертвы приносились согласно календарным ритуалам. Причем людей приносили в жертву на каждый из 18 праздников годового календаря, то есть чаще, чем раз в месяц. Вот некоторые из ритуалов по календарю ацтеков (последователей майя):
- магические ритуалы для вызывания дождя; побивание женщин мешками с соломой, чтобы те плакали;
- праздник в честь водных богов; жертвоприношение детей и рабов;
- церемонии, посвящённые богам горных дождей; человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм;
- благословение новой кукурузы; жертвоприношение девушки
В основе календаря майя - миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра - Науи-Оллин (Nahui-Ollin), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах»
Подобные же предания про несколько ранних цивилизаций на нашей планете существовали и в Древнем Вавилоне

Ритуал тольтеков считается одним из самых страшных и самых загадочных во  всей истории человечества: его жертвы были отправлены к богам не с  мольбами, а в знак особой любви к самим жертвам, молодым прекрасным  женщинам. Жертвоприношения совершались регулярно, в определенные дни  года. Начинался обряд задолго до самого дня ритуала: будущей жертве  посылались так называемые «обеты» - подарки, сопровождаемые украшениями  из перьев. С каждым разом подарки становились все более богатыми и  дорогими. Жертва (это могла быть только молодая женщина из знатной  семьи) знала: час настал. На рассвете процессия, состоящая из трех  жрецов, одетых в одежды из перьев, палача и жертвы, связанной веревками,  отправлялась в долгий путь к алтарю, расположенному высоко на пирамиде в  непроходимых джунглях. На шее у каждого жреца висела каменная маска с  личиной бога, на поясе - жертвенный нож из зеленого обсидиана. Палач  держал в руках богато украшенный топор. Ритуал проходил при собрании  нескольких десятков людей в праздничных одеждах, начинающих пение при  приближении процессии к месту жертвоприношения. Женщину подводили к  ритуальному треугольному камню и ударом топора перерубали ей  позвоночник, а затем отрубали голову вместе с частью спины. Все это  проделывал палач вместе со жрецами, надевающими каменные маски, как  будто убивает жертву бог, изображенный на маске. Тольтеки считали, что в  этом страшном акте отсутствует преступление, а есть только великая  любовь к жертве и величие верховного бога.

Древний Вавилон (III-II тысячелетия до н. э.): раз в год в царские одежды рядили преступника и предавали смерти. Псевдоцарь пил и ел за царским столом, сожительствовал с царскими наложницами. Через пять дней его сажали на кол или вешали.

Древний Египет (IV тысячелетие до н. э. - до начала н.э.): начиная с 17 дня месяца атира проводили четырехдневные поминки жертвенно умерщвленного и расчлененного Осириса (ныне конец октября - начало ноября). Обычай расчленять тело правителя или жреца и хоронить в разных частях страны для обеспечения урожайности и плодовитости был распространен повсеместно.

Древняя Индия (II-I тысячелетия до н. э.): в инструкции по проведению жертвоприношений «Яджурведе» - «Книге жертвенных изречений» разъяснялось: «Боги живут тем, что жертвуется им здесь, внизу». Чтобы обрести могущество, надо было поднести богам жертву из одиннадцати человек и одиннадцати коров. Чтобы разбогатеть, надо было отправить богам табун лошадей в сопровождении пастуха. В Южной Индии (Малабар) по истечении срока службы правителю отрубали голову и подбрасывали над толпой, поймавший ее человек правил следующие пять лет.
Ведическое жертвоприношение, требовавшее некогда заклания пяти жертв: человека, коня, быка, козы и барана, - сегодня сводится лишь к возжиганию божественного огня, принесению в жертву гхрита (очищенного масла) и вина Сомы, а также распеванию священных гимнов.

Обряд жертвоприношения у семитов считался праздником, "...поэтому  родители приносимого в жертву ребенка были обязаны являться в нарядной  одежде и иметь веселое лицо. Пытаясь заранее спасти своих детей,  некоторые семьи покупали чужих младенцев, растили их как своих родных  детей, а затем отдавали на жертвоприношение. Интересно, действительно ли  радовались эти приемные родители, когда при них поджаривали их приемных  детей? Думаю, да. Это были чужие дети, скорее всего, дети покоренных  ими племен, которые изначально для них не считались людьми.
Но не только детей приносили в жертву Баалу. Так, те же  карфагеняне ежегодно сжигали самых красивых военнопленных,  предварительно их оскопив.
У аккадцев, семитов живших в Аккаде, государстве на территории  Междуречья, Баал назывался именем Бел (по-аккадски «владыка»). В Ассирии  его называли вначале Мардуком, а затем Ашшуром. Ашшур - солнечный бог,  его эмблемой был крылатый солнечный диск. Но и Баал - бог солнца.  Известный город Баальбек имел второе название - Гелиополь, т. е. «город  Солнца» и был местом почитания Бога Солнца...." (П. Клааса)
Поклонение Молоху отличалось принесением детей в жертву через всесожжение, рудиментом которой ряд исследователей считают Жертвоприношение Исаака и дочери Иеффая (Суд.11:39). Между тем еще Моисей категорически критиковал подобную форму поклонения Богу (Лев.18:21; Лев.20:2). Помимо евреев Молоху поклонялись аммонитяне (3Цар.11:7) и финикийцы (им он был известен под именем Мелькарта). Похожий культ практиковали и моавитяне.

Молох, по-видимому, обозначал верховное божество, также известное под именем Ваала.

Греки отождествляют его с Кроносом, римляне - с Сатурном.

Человеческие жертвоприношения, свойственные финикийской религии, совершались в честь Молоха через всесожжение. Ему, как верховному божеству, в жертву приносили самое дорогое - детей. Особо почитаемой жертвой считались дети знатных родов, из них в случаях особой опасности совершали гекатомбы (например при осаде Карфагена Агафоклом). Такие гекатомбы были нередки и в обычное время. Дети клались на простертые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки.

Ивритское слово מלך (mlk) обычно означает melek «царь», что в древних текстах без огласовки совпадает с обозначением Молоха. Если же в тексте гласные всё-таки указаны (масоретские знаки), то в каких-то случаях «Молох» могло получиться из неправильного понимания неогласованного текста с упоминанием царя.
профессор Новгородского университета Ю. Циркин, в своей книге «Карфаген и его культура» пишет: «…жертвоприношение, как полагают многие современные исследователи, называлось «молк» (или «молек»). Это слово встречается в Библии. Неправильно понятое, оно послужило поводом для сконструирования несуществовавшего у финикийцев бога Молоха, пожирающего человеческие жизни».

Древняя Греция (II-I тысячелетия до н. э.): во время мистерий Диониса в жертву приносили младенца, сваренную плоть которого съедали. Позже ребенка заменили козленком.мифологический материал позволяет предположить, что для их предков принесение в жертву людей было обычным явлением. Возможно, история о чудном спасении Ифигении, обречённой на жертву отцом Агамемноном, и её замене ланью сохранили память о замене человеческого жертвоприношения закланием животных
перед битвой при Саламине (480 г. до н. э.) греки принесли в жертву Дионису трех персидских пленников. Столетием позже, перед битвой при Левктрах (371 г. до н. э.) фиванцы, поверив в сон Пелопида, были готовы принести в жертву белокурую девушку, но в последний момент заменили ее белой кобылицей.

Древний Рим (VIII-II века до н. э.): финикийского происхождения «ритуал Адониса» пришел в Рим из Греции. В начале персонификацией бога был приносимый в жертву человек, позже в первый день весеннего равноденствия срубали сосну и привязывали к ней куклу, а в третий, «кровавый», день под ритмическую музыку первосвященник-архигалл вскрывал вены на руке и входил в измененное состояние сознания. Остальные жрецы в экстазе наносили себе раны и оскопляли себя, разбрасывая отрезанные детородные органы.
ритуальными жертвами были обращенные в рабство негры-людоеды, некоторые из которых сами предлагали себя в жертву; позже их место заняли христиане.
Эти жертвоприношения послужили источником вдохновения для авторов многих древних мифов: мифа о Тесее, предложившем принести себя в жертву, чтобы победить Минотавра; о повешенном Аттисе; распятых Беле или Индре; разрезанном на куски Осирисе и т.д. До того времени как в жертву стали приносить животных (мифы об Адонисе, Этионе), человеческие жертвоприношения были захватывающим зрелищем для жаждущих насладиться видом страдания и крови.
Жертвоприношения также служили символом любви: римские Галлы, жрецы Кибелы, в праздник крови 24 марта в священном опьянении приносили ей в жертву свои детородные органы, которые затем собирали, бальзамировали, клали в ларцы и помещали в Таламу, брачную комнату богини.

Таиланд (XIII-XIV века): при закладке города выбирали первых четырех пешеходов и захоранивали живыми под столбами ворот с каждой стороны света.

Восточная Пруссия (до XIII века): состарившийся правитель племени совершал обряд самосожжения. Иногда власть принимал человек, убивший правителя.

Древним германцам (ср. кровавый орёл). Сага об Инглингах повествует, что свейского конунга Домальде принесли в жертву ради лучшего урожая и удачи в бою
наложницы варяжских воинов, которых он видел в Волжской Булгарии, охотно приносили себя в жертву после смерти господина. Адам Бременский пишет о жертвоприношениях людей Одину на блоте в Старой Упсале. По его словам, жертв вешали на деревьях священной кущи: возможно, на самом деле там вывешивали для устрашения трупы казнённых преступников.

Западная Африка (IV-V века): в день равноденствия человека забивали мотыгами, а его тело зарывали на свежевспаханном поле. В Гвинее и Бенине сажали на кол молодую девушку.

Кельтский мир (до IV века): друиды убивали с помощью стрел, сажали на кол или сжигали живьем военнопленных или преступников, которых помещали в чучело из веток и соломы.кельтов известно как по археологическим находкам (человек из Линдоу), так и из письменных свидетельств их врагов - римлян. Юлий Цезарь пишет о том, что вместе с трупом хозяина кельты сжигали его домашних. Способ умертвщления зависел от того, какому богу предназначались жертва: назначенных Таранису сжигали, Тевтату - топили, Езусу - вешали на деревьях.

Древние славяне (до X века): приносили человеческие жертвы у подножия священных дубов, посвященных Перуну. Еще в 980 году князь Владимир велел поставить в Киеве деревянного идола громовержца Перуна с серебряной головой и золотыми усами и учредил принесение в его честь человеческих жертв. Практика продержалась всего восемь лет - пока Владимир не принял христианство .Из летописей известно, что 11 июня 978 г. святой Владимир I Святославич «сел на столе отца своего в Киеве» и решил вознести благодарение богам, совершив человеческие жертвоприношения. Жертвами его усердия к язычеству, видимо, пали Феодор-варяг и Иоанн, мученики.

В 97 г до н. э. в Риме все формы человеческих жертвоприношений были запрещены и с тех пор рассматривались как варварский обычай. При этом было предано забвению, что столь популярные в Риме гладиаторские поединки первоначально носили ритуальный характер и представляли собой своего рода подношение богу войны.

(продолжение следует)

календарь, религия, о вечном

Previous post Next post
Up