Столица дорог и дураков

Nov 16, 2010 20:10

У нас в России оно как? Все дороги ведут в Третий Рим. А по ним идут дураки...

Рефлекторное поведение
Какая задача была поставлена перед Собяниным? Побороть пробки. А он что начал делать? "Кошмарить" бизнес. Ну извините...
При этом, очевидно, человек сам не понимает, что и зачем он делает. Видимо, у отечественных чиновников это происходит машинально.

Что дальше?
Город теперь будет лихорадить, пока Собянин не успокоится, или с ним еще что-нибудь не случится. К марту количество пробок не уменьшится, скорее, наоборот, а вот количество недоброжелателей нового мэра зашкалит.

"Борьба с пробками"
На самом деле, "побороть" пробки, если это -- самоцель, очень просто -- достаточно полностью запретить пользование личным автотранспортом в пределах Москвы. Правда, в этом случае остановится экономика города.
Другими словами, сама по себе "борьба с пробками" не имеет смысла, равно как "битва за урожай". Не надо биться за урожай, его надо просто собрать и сохранить. Не надо бороться с пробками, надо развивать городскую инфраструктуру и экономику. В этом случае одним из следствий будет улучшение транспортной ситуации.

Проблемы
Москва стоит по следующим причинам:
1) Изначально неудачная планировка. Москва -- город старый, выросший сам, без плана и из одного центра, в отличие от большинства больших старых европейских городов, типа Парижа с его многочисленными площадями-"этуалями" -- центрами составивших его поселков. Отсюда -- радиальная структура, мешающая развитию города.
2) Недостатки советской градостроительной политики, результатом чего стала недостаточная площадь проезжей части на автомобиль и нехватка парковочных мест. На эти недостатки наложилась деятельность предыдущего мэра, в результате которой во многом были выбраны резервы, заложенные в советское время без пропорционального улучшения ситуации.
3) Идиотизм москвичей и гостей столицы на дорогах, в особенности -- состоятельных. Сюда следует отнести в первую очередь нарушения ПДД, такие как выезд на занятый перекресток, манера парковаться и прочие, приводящие к ДТП.
4) Избыточные транспортные транзакции связанные с советской традицией гиперцентрализации, воплотившейся сейчас в "вертикаль власти". Многие из этих транзакций напрямую связаны с коррупцией, наиболее яркий пример этого -- таможня. Ситуация, когда товар из Китая едет в Москву на растаможку, а затем возвращается в Сибирь или на Дальний Восток -- ненормальна и свидетельствует о коррупционной природе таких схем.

Решения
Решать перечисленные проблемы надо с конца, причем первая из них решению не поддается. Разгрузить Москву от избыточных транзакций, а это необходимо, можно лишь за счет переворачивания всех тенденций последнего времени. Необходимо развивать местное самоуправление, бизнес на местах, оставлять больше денег в регионах, чтобы за ними не приходилось ехать в Москву, бороться с коррупцией и рейдерством. Хорошей мыслью будет вынос части столичных функций за пределы города, а то и перенос столицы в новое место. Все это -- задачи центральной власти. Одновременно необходимо жестко приучать москвичей к соблюдению ПДД. Это -- задача ГИБДД. В то же время, необходимо собрать команду специалистов по транспортной инфраструктуре, которые выявят узкие места системы и дадут четкие рекомендации по их расшивке. Мэр может сделать именно это, и надежда на улучшение транспортной ситуации появится только тогда, когда такая команда будет собрана. Разработка плана займет несколько месяцев, а реализация -- несколько лет. И только при вышеназванных условиях. В противном случае стройка на перегруженных улицах вызовет транспортный коллапс.

Однако, насколько я могу судить, для реализации такого плана потребуются серьезные кадровые решения. Проблема же не в дорогах...

Инфраструктура, Политика

Previous post Next post
Up