Реальная история Европы

Mar 20, 2009 12:15

Сама возможность появления государств и крупных армий связана с двумя изобретениями: книгопечатанием и системой магазинов. Соответственно вся школьная история до этих изобретений разваливается от одного вопроса: откуда взялись все эти люди и что они кушали?

Церковь -- это в первую очередь цивилизационный институт. В случае, когда большая часть населения живет на селе -- крайне важный. Начиная с того, что батюшка -- самый культурный человек в деревне. Далее, функции ЗАГСа и органа первичного сбора статистики, долгое время -- единственная возможность массовой информации и пропаганды, в случае православных и католиков -- функции простейшей психологической помощи (исповедь), Православная церковь с конца XIX века решала задачу всеобщего начального образования.
Книгопечатание сделало возможным массовое производство священников, что позволило цивилизовать массу сельского населения. В дохристианские времена негородское население (то есть подавляющее большинство) было безымянным немерянным стадом. Даже имен не было -- только погоняла, которые менялись со временем (вспомните эволюцию индейских имен Натти Бампо). Детей именовали по номерам -- Первак, Вторяк, Третьяк. Типа, "до шести лет я думал, что меня зовут "Заткнись".
После воцерковления появилась возможность охватить властью всю территорию, производить набор в солдаты и правильное налогообложение.

Далее, снабжение массы войск стало возможным на следующем этапе -- с изобретением системы магазинов (пакгаузов). Армии в современном смысле появились после того, как значительные территории оказались охваченными этой системой. Грабежом местного населения может прокормиться лишь небольшой отряд.

Нам доподлино известно, когда это произошло -- в XVII веке и сразу же началась всеевропейская передряга -- Тридцатилетняя война. Только что появившиеся государства пробовали свои силы на соседях.

До этого могли существовать только полисы и их конфедерации, достаточно рыхлые, по типу Афинской Архэ. Часто они назывались "империями". Есть, кстати, такой городок в Италии. Собственно, нечто подобное мы видим в Швейцарии -- европейском реликте. Изучение реликтов, таких как Сан-Марино (древнейшее государство на земле), Лихтенштейн, Нидерланды, Швейцария может подсказать нам, как примерно все развивалось.

Теперь рассмотрим простой пример: Александра Невского и битву с "рыцарями". Здесь все -- фантастика. Достаточно понимать, что такое цельнометаллический доспех в XIII веке и сколько он тогда мог стоить, если бы был возможен. Правильное поведение для "рыцарей", как их изображают, таково: продать свои железки итальянцам и на вырученные деньги купить весь Новгород со всеми потрохами и жителями, а на сдачу -- остальную Русь и Золотую Орду в придачу. Хотя, что это я? Новгород ведь был город высокой культуры, демократия, поголовная грамотность населения, берестяные грамоты, все дела. Осталось только откопать Новгородский университет, срубленый без единого гвоздя, и берестяные грамоты с сочинениями какого-нибудь Петра Абелярдова по поводу всехний.

Кстати, знаете, как шутят археологи? Копает Вася в раскопе, копает, откапывает античную вещь, а на ней надпись по-древнегречески: "Вася, с тебя пиво". Примерно так.

"Научная история" началась в XVIII веке, но к этому моменту уже был целый комплекс текстов, которые считались историческими. Нужно понимать что до этого вообще не было различия между "научным" текстом и художественной литературой. Соответственно, эти тексты соотносятся с реальностью, примерно как "Звездные войны" и произведения Толкина. Однако, их нельзя было просто проигнорировать, и их использовали. Получилась "Всемирная история".

Фоменко является эпигоном Морозова с добавлением прыжков и ужимок. Фактически, это попытка запихнуть Толкина и "Звездные войны" в один сюжет.

История

Previous post Next post
Up