Принцип Удовольствия введён З. Фрейдом. Суть его в следующем:
Течение всех психических процессов автоматически принимает направление, связанное с устранением неудовольствия или получением удовольствия.
Сам Фрейд разводит по этому поводу много бодяги, пишет ещё о "принципе Реальности", который ограничивает власть Удовольствия над человеком. Но мне-то (если угодно, в пику Фрейду) как раз кажется, что Принцип Удовольствия является столь мощным объяснительным принципом, что стоит максимально расширить сферу его применения.
Я утверждаю, что всё человеческое поведение определяется получением Удовольствия и/или избеганием Неудовольствия. Всё человеческое поведение. Целиком и полностью. Включая мысли и чувства. Включая "тончайшие движения души". Включая сон и ходьбу. Включая планирование своей карьеры и расплату за покупку на кассе. Всё это делается нами ради получения Удовольствия и делается так, как предписывают нам, заложенные в нас механизмы генерации Удовольствия.
Фрейд ввёл понятие о Принципе Удовольствия в начале прошлого века. Прогресс нейробиологии позволил к 1960-м годам нащупать физиологический субстрат категории Удовольствия. Это - всяческие эндорфины, дофамины, серотонин и прочие вещества, ответственные за наше наслаждение, настроение (см. -
"Химия эмоций", текст от френда
stkorn ).
Какие содержательные положения следуют для меня из постулированного здесь Принципа Удовольствия? Ну, например, следующее:
Человек всегда получает максимум удовольствия от жизни.
Всегда. В этом смысле у нас нет выбора - мы все, всегда, при любых обстоятельствах "идём вслед" за своим удовольствием. Мы всегда движемся по колее, ограниченной нашими Удовольствиями и Неудовольствиями.
Полагаю, всё, что происходит на свете чем-то обусловлено, имеет какие-то Причины. И Удовольствие - это Причина. Причина человеческого поведения.
Человек всегда получает максимум удовольствия от жизни. Тот максимум, который он, конечно, способен получить. Человеческое стремление к удовольствию, безусловно, ограничено в частности тем, что Фрейд называет "принципом реальности" - т.е. непрерывным анализом обстоятельств, которые препятствуют непосредственному получению удовольствий. Препятствуют, скажем, мне хватать за жопы всех понравившихся девушек на улице.
Но я не вижу причин выводить "принцип реальности" на один с Удовольствием уровень психики. Производимый человеком анализ ограничивающих его поведение обстоятельств реальности по механизму своего действия обязан быть связан с Удовольствием-Неудовольствием. И в ситуации нашего примера с хватанием за жопу я, внутренне прогнозируя реальность, вижу то Неудовольствие, которое я получу при развитии событий. Социум осудит меня, если я схвачу девушку за жопу. В общем, срабатывают тормоза во мне, завязанные на Неудовольствие. И я получаю максимально возможное Удовольствие - просто искоса пялюсь на понравившуюся жопу.
При этом важно ещё отметить, что сам модуль Прогнозирования Реальности, безусловно, был запущен во мне лишь потому, что его запуск был обусловлен Удовольствием от этого самого запуска.
Удовольствие я понимаю как универсальный Механизм функционирования всех психических процессов. Удовольствие - это фактор предопределяющий их функционирование.
В общем, Удовольствие выглядит много более фундаментальным явлением, нежели "реальность". Принцип реальности - глубоко вторичен. Он не может быть реализован иначе, нежели через опять же Удовольствие-Неудовольствие.
Что ещё?
Совесть, Вера, Свободная Воля, Честь, Любовь и прочая и прочая, всё это - глубоко вторичные сущности, по сравнению с Удовольствием. То есть, при глубоком анализе не стоит рассматривать их как факторы, определившее поведение человека. Все эти программы и подпрограммы, заложенные в человека природой, социумом или выдуманные им самим, всё это - базируется на Удовольствии. Всё это может быть реализовано только через Механизм. Механизм Удовольствия-Неудовольствия.
В этом смысле человек всегда ведёт себя так, как ему "выгодно". Ведёт себя так, чтобы получить максимум Удовольствия.
При этом, конечно же, важно отметить, что Удовольствие человека зачастую связано с поведением, казалось бы, ему "невыгодным". В частности, в человека, как во всякое социальное животное заложены Альтруистические Инстинкты.
Мужчина, спасая ребёнка, заходит в горящий дом, рискует жизнью. Почему он это делает? Потому, что получает от этого Удовольствие. Он, получает Удовольствие от, скажем, прогнозируемого им социального одобрения своего действия, избегает Неудовольствия в связи с социальным неодобрением отсутствия такового действия, а также, вероятно, получает Удовольствие при реализации программы альтруистического инстинкта по защите потомства. Важно понимать, что в конечном итоге мужчина совершает свой поступок, строго говоря, "ради себя", а не "ради ребёнка"...