начали приходить ответы
В коридорах власти за Виктором Степановичем бежит корреспондент.
Виктор Степанович, можно задать пару вопросов. Кивок.
Корреспондент - "Вопрос номер один"
Черномырдин - "Ответ №4"
Вопрос №1
У вас там на листочках всем одно написано, или каждому - свое, а общее пропускаете?
Вопрос требует развёрнутого ответа. У нас в нотах, у каждого, написано то, что мы, конкретные обладатели конкретной нотной партии должны играть. Помимо, собственно, нот, это паузы, которые довольно точно указывают когда и сколько времени данный участник этого безобразия (или перформанса, если угодно) должен молчать как можно тише, а также
картинки, изображающие персонажей спектакля, неприличные тексты, иногда выражающие отношение к маэстро, иногда его цитаты, приводящие в недоумение. В конце партии могут быть подписи предшественников с датами выступлений и городами, если это были гастроли. Иногда рядом с датой находится информация о погоде или другие комментарии. Иногда присутствуют предупреждающие надписи типа: "Здесь маэстро делает обманное движение" или "Падает лестница" - она действительно падает на сцене. Надпись, чтобы не вздрагивать каждый раз. На этом основаны некоторые профессиональные анекдоты, вроде того, что в нотах трубача было написано в одном месте "пригнись". Он честно в течение всех гастролей честно наклонял голову. На последнем концерте, наконец, подумал, "что за глупость", не пригнулся и получил тромбоновой кулисой в затылок - в этом месте у тромбона была низкая нота.
Часто карандашом в паузах написана реплика солиста на сцене или ориентир в качестве солирующего инструмента. Тогда паузы можно не считать, а просто подождать, пока не прозвучит, например "Теперь сходитесь".
У каждого из духовиков, арфы и ударных персональные ноты. У струнных - одна партия на двоих и копии на каждом пульте соответствующего инструмента. Бывают исключения и частные случаи, но не часто. Когда у струнных выписано больше голосов, чем по ГОСТу, тогда в партиях каждого пульта выписано две строчки - один играет верхнюю, другой - что осталось.
Как правило струнники играют почти всё время, поэтому они страницы переворачивают чаще, чем духовики, которые играют только тогда, когда в этом действительно есть необходимость. У струнных ноты переворачивает тот, кто справа (к вопросу 11). Остальные сами себе.
У дирижёра в партитуре сведены все партии оркестра, поэтому он листает очень часто. Ввиду этого бОльшая часть его интеллектуальных и творческих ресурсов расходуется именно на это. В партитуре тоже есть пометки цветным карандашом типа "дирижировать на 3" обозначенные большой тройкой, обведенные фрагменты партий отдельных инструментов, чтобы махнуть им в этом месте или тексты типа "сказать второму кларнету, что у него в этом месте ми высоко", что является примитивным понтом и дешёвой разводкой.