Автор вскрывает психопатологию привычных для нас вещей. Если для использования предметом требуется инструкция (нажмите здесь, вставьте сюда, выключите, перед тем как…), его дизайн плох.
Боль, не понимание, сложности - всё это окружает нас практически в каждом предмете обихода и на работе. Люди отказываются воспринимать сложности!
Так каковы фундаментальные принципы дизайна? Их два:
1. наличие ясной концептуальной модели, которые являются разновидностями ментальных моделей. Ясная? Значит, не будет противоречить моделям дизайнера и пользователя;
2. наглядность функций.
Как дизайнер Д.Норман считает, что большая часть знаний хранится в окружающем мире, а не в нашей голове. Мы - существа объясняющие! Одновременно это становится причиной повседневных недоразумений. Мне нравится пример из физики. Аристотель считал, что предметы продолжают движение только в том случае, если какая-то сила двигает их. Со времен Ньютона правильным считается неочевидное - предмет продолжает движение, если ему не мешает какая-то другая сила.
Плохой дизайн привычных вещей вызывает у нас фобию, называемую насаждаемой беспомощностью: ошибочная ментальная модель, недостаточная обратная связь и… пользователь чувствует себя виноватым, не желающим в следующий раз браться за аналогичную "задачу". Например, я до сих пор стрессую, если надо запустить современные стиральные машины.
А что нужно было сделать, чтобы сохранить мое душевное спокойствие? Всего-то соблюсти семь этапов действия при разработке дизайна. Вот этот базовый список требований к хорошему дизайну от Д.Нормана, которые сводятся к описанным выше фундаментальным принципам.
Насколько легко можно…
- определить функцию устройства? Например, упаковки.
- сказать, в каком состоянии находится система? Есть ли нарушения целостности?
- определить соответствие состояние системы его интерпретации? Любой человек легко узнаёт в коробке упаковку.
- сказать, находится ли система в необходимом состоянии? Например, убедиться визуально в целостности скотча.
- указать возможные действия пользователя? В зависимости от пользователя: грузчик - где верх, где низ; получатель - где открывается. Каждому нужны свои надписи на упаковке.
- определить соответствие намерения и физического действия? Куда, кому, не бросать…
- выполнить действие? Либо открыть, либо отказаться о приемки в случае нарушения целостности, сообщить кому надо…
Италиком я показал пример применения к обычной упаковке. Да, мы создаем модели всего, что нам приходится делать. Именно поэтому дизайнеры должны обеспечить нас правильными моделями, и эти семь требований помогут нам всем.
А как проявляется ещё то, что знания не у нас в голове, а вокруг нас? Хотите испортить настроение друзья (звучит кощунственно)? Просто наведите порядок на их столах или в комнате! Мы располагаем вокруг себя предметы, как подсказки о том, что нам надо сделать. Каждый из нас старается перевести процедурные (подсознательные) знания в декларативные (факты, правила). Из знаний как в знания в что.
Регулярно выступая перед широкими и не очень аудиториями, могу утверждать, что с большим удовольствием слушают процедурные знания (Технология завоевания клиентской лояльности), чем декларативные (Законы клиентоориентированности). Но вот беда, только единицы повторяют знания как. Их сложно записать, трудно выучить, нужна демонстрация и практика… Именно поэтому я несколько раз повторяю один и тот же мастер-класс (
очередной в июне), а некоторые из слушателей с удовольствием приезжают повторно. И сложно стать клиентоориентированной компанией не по причине естественной сложности повседневных задач заботливой компании. Трудность в том, что требуется освоение случайных связей и точности их выполнения.
В книге десятки примеры плохого дизайна и их разбор. И хотя множество из них уже давно устарели, мы не перестаём сталкиваться с достойными продолжателями плохого дизайна. Вот пример :)
Дональд Норман. Дизайн привычных вещей. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013. -272 с.
За книгу спасибо
МИФ, и конечно же, Алене Акимовой!