Водители, пассажиры и ежики

Oct 30, 2007 10:06


Мы как-то говорили о том, что для наглядности в бизнесе требуются метафоры. Вот примеры к затронутой теме.

Согласно Хэмелу и Прахаладу (Hamel, G.P. and Prahalad, C.K. (1994) Competing for the Future, Boston, Harvard Business School Press) в будущем останутся три типа компаний: «водители», «пассажиры» и «ежики»:

«Водители» будут иметь ясное представление о своем предназначении, о ресурсах и навыках, необходимых для их реализации.

«Пассажиры» будут двигаться, не имея контроля над тем, куда едут.

«Ежиков» просто раздавят!

Кто же такие «ежики»? Думаю, об этом хорошо сказала CEO Xerox Анна Мулкаи:

Быть большим стало недостатком. Если вы неподвижны, размер не дает преимуществ. Вы как скала.

Кто же такие «пассажиры»? К ним я отнесу организации, которые уверенно говорят нам: «Мы в курсе событий!». Они следуют традиционному линейному подходу к своей деятельности и... отстают от событий. Поскольку они следуют реактивной и, следовательно, неустойчивой стратегии. «Быть в курсе» - значит стать в очередь! Не «быть в курсе» - быть в заднице, стать «ежиком»!

Как должна вести себя компания, чтобы стать «водителем»? Надо быть «подвижными», надо быть в курсе времени! Что это значит?



Знакомьтесь с Правилами джазовой импровизации (Brown, S.L. and Eisenhardt, K.M. (1998) Competing on the Edge, Boston, Harvard Business School Press).
  • В любой момент представления знайте, кто лидер (солист) и что делаете вы по отношению к нему;
  • Солист должен прислушиваться к работе других музыкантов оркестра и выстраивать ее;
  • Знайте правила, с тем чтобы знать, как и когда их можно нарушить;
  • Экспериментируйте группой (т.е. изменяя или убирая структуру) или индивидуально (т.е. растягивая ноты или пиликая на своем инструменте);
  • Время от времени ожидайте «крушений». Отряхнитесь и продолжайте;
  • Не играйте одно и тоже соло снова и снова, пробуйте новые подходы и стили в знакомых местах. Сущность великого джаза - включение неожиданного.

Вы согласны с тем, что импровизация - точная модель того, к чему следует стремиться организации в постоянно меняющемся мире? Импровизировать - это значит быть в курсе времени?

стратегия, метафора, будущее, принципы управления

Previous post Next post
Up