Сайкэй - японское искусство миниатюрного ландшафта

May 31, 2016 10:16




У японцев самые известные три основных классических искусств - это искусство чайной церемонии садо (sado), искусство рафинирования запахов кодо (Kodo) и искусство составления букетов кадо (kado), или икебана (ikebana). Но традиционных видов искусств в Японии, конечно, больше и одно из них называется бонкэй. Это искусство имеет китайские корни, в Поднебесной его аналог носил название пенжин, что означает пейзаж на подносе. Согласно преданиям, более двух тысяч лет тому назад первый император Китая Цинь Шихуанди (259-210 гг. до Р.Х.) пожелал, чтобы ко двору доставили миниатюрные пейзажи всех провинций. С тех пор создание рукотворных миниатюрных пейзажей вошло в моду. В VII веке китайское посольство преподнесло несколько пенжинов в дар японской императрице Суйко (554 - 628), в Японии эти пейзажи и получили название бонкэй. По мере своего развития это искусство разделилось на несколько направлений - бонсэки, суйсэки, бонсай и сайкэй. Если о трех первых искусствах я уже рассказывал, то сегодня речь пойдет об искусстве миниатюрного ландшафта сайкэй(Saikei).



Сайкэй - это миниатюрный ландшафт в мелком блюдце, представляющий собой природный пейзаж. В структуру сайкэй входят три базовых элемента - деревья, скалы и различные типы почвы в гармоничном сочетании, иногда еще вода. Это искусство имеет большую историю, миниатюрные ландшафты изображены на свитках, датируемых тринадцатым и четырнадцатым веком, в них проглядывается связь с китайскими пейзажами. Но современная школа сайкэй была создана японцем Тосио Кавамото (Toshio Kawamoto) в 1960-е годы. Это относительно молодой вид искусства, но в Японии довольно популярен, в стране есть институты и ассоциации, посвященные сайкэй. Этот вид искусства отличается от бонсай главным образом тем, что в нем есть не только деревья, но и скалы, а также различные типы почвы, иногда в композиции также включают крошечные дома и мосты. Часто различные типы, виды деревьев разного возраста высаживают вместе, а в бонсае обычно используется только один вид деревьев плюс иногда мох. Сайкэй концентрируется на природных ландшафтах, а не на характере отдельных деревьев как в бонсае. Искусство бонсэки и бонкэй также изображают миниатюрные пейзажи в лотках, но они обращаются к неживой природе (камни, песок, глина) и не включают живые деревья. В бонсэки просто изображены пейзажи на плоских лотках с использованием песка и камней. В бонкэй скалы формируются в холмы и горы поднимающимися из земли материалами, такими как песок и гравий. Миниатюрные фигурки людей, животных, здания и другие наружные элементы могут быть размещены на бонкэй, но они неуместны на сайкэй.[Нажмите, чтобы прочитать и посмотреть фото сайкэй дальше... ]



Техника выращивания, формирования и ухода за миниатюрными деревьями, используемая в сайкэй, та же, что и в бонсай. В сайкэй, как правило, используются трех-, четырехлетние растения, выращенные из семени. Когда деревца перерастают масштаб созданного пейзажа, их перемещают в другой пейзаж или пересаживают для того, чтобы культивировать уже как бонсай. Подходящими растениями для сайкэй считаются так же саженцы и мамэ-бонсай. В сайкэй те же стили и формы деревьев, что и в бонсай - строго вертикальный, каскадный, стиль упавшее дерево, растущие на скале и т.д. Камни выполняют очень важную функцию в сайкэй, используются все их виды, а их формы определяют стиль миниатюрного пейзажа. Тосио Кавамото разделил камни на несколько видов - горные, островные, полуостровные, речные, холмистые, одинокий берег и другие. Деревья могут появляться поодиночке или группами в любое подходящее место в ландшафте, даже по бокам и на вершинах скал представляют горы или холмы. Для сайкэй подходят большие плоские блюда нейтральных, успокаивающих тонов.



Сайкэй - это искусство создания живого ландшафта в миниатюре. Этот вид искусства подразумевает обращение мастера к живой природе, а, следовательно, к темам смен времен года и соответственно - жизненных циклов человеческой жизни, изменчивости мира. В отличие от цветочных композиций икэбана, в силу ее недолговечности, где основополагающей является тема сиюминутности и бренности бытия, сайкэй говорит скорее о стойкости, возрождении и бессмертии, он отражает моральные и эстетические принципы мастера.




























Сайкэй получил распространение и на Западе, очень часто здесь включают фигурки животных и людей, популярна тема Рождества.













Previous post Next post
Up