Японские традиции. Эма - ритуальные таблички синто

Apr 13, 2013 23:54




Эма (Ema) дословно означает "рисунок лошади" или "нарисованная лошадь", это небольшие дощечки из дерева светлых пород, на которых синтоисты записывают свои прошения или молитвы. После заполнения эма оставляют в святилище для того, чтобы боги-ками получили обращённые к ним послания. На табличках эма с одной стороны изображаются животные и другая синтоистская или буддистская символика, а с другой верующие пишут свои просьбы. На многих эма сбоку также начертано слово ганъи, означающее «пожелание». Сверху проделывается отверстие, чтобы дощечку можно было повесить в специально отведённом месте. В старые времена японцы жертвовали святилищам живых лошадей ради благосклонности богов. Со временем эта традиция преобразовалась в обряд приношения деревянных дощечек с изображением лошади или другой жертвы. В наше время рисунки и надписи на эма стали более разнообразными. В синтоистских храмах продаются эма с различными мотивами. Часто встречаются прошения об успехе в карьере или на экзаменах, о семейном благополучии, рождении ребёнка и о ниспослании доброго здоровья, а также новогодние пожелания. Некоторые святилища специализируются на жертвоприношениях определённым ками. Доходы от продажи табличек идут на поддержание храма в должном виде. Если желаемое осуществляется, принято возвращаться в храм для того, чтобы отблагодарить ками. В некоторых святилищах, посещаемых туристами, можно увидеть эма, заполненные на разных языках.



Как части церемониального поклонения, синтоистским божествам предлагаются разные приношения. Например, в древний период такие приношения были известны как хейхаку. В то время, как этот общий термин применялся по отношению к священным приношениям, приношения в виде продуктов или еды обозначались термином синсен, и включали в себя священное рисовое вино или мики. Исторически, синтоистским божествам предлагались разные виды приношений, но подарки в виде полотна были характерны только для древнего периода. Сегодня, приношения в виде денег наиболее распространены, и в этом случае они могут иметь название хейхакуре - ритуальные денежные приношения. Со временем, хейхаку стали использоваться как ритуальные инструменты во время ритуалов очищения харае, и в таком случае, такие предметы называются онуса или хараегуси. Сегодня такие ритуальные предметы как хейхаку часто принимают форму бумажных лент сиде, прикрепленных к небольшим стержням или веткам священного дерева сакаки.


[Нажмите, чтобы прочитать дальше...]

Дощечки с картинками эма, на оборотной стороне которых можно написать пожелание богам, весьма популярны у японцев. Таблички эма продают у входа в храм, и любой может взять кисточку, или ручку, и изложить все свои мечты и пожелания в открытом обращении к высшему разуму. Эма потом привязывают на видном месте. Например в Мэйдзи-дзингу это место - у огромного дерева справа от главного храма. Эма буквально переводится как "картина с лошадью", так как раньше за то, чтобы оставить в храме свои пожелания, люди отдавали что-нибудь по-настоящему ценное, вроде лошади, или торгового судна. Во времена Токугава эти таблички искусно расписывались, на них рисовали не только лошадей и другие дары, но и иллюстрации к буддийским притчам. Расписывали Эма известные художники вроде Кано Танъю, некоторые таблички, дошедшие до нашего времени, например, 5 табличек из киотосского храма Киёмидзу-дэра, объявлены национальным культурным достоянием. Сейчас эма стоит 500 иен - как обед в макдональдс. Изменились, соответственно, и мечты японцев. Но по-прежнему каждому хочется счастья.




/Источник: "Japanese Dolls"/

Previous post Next post
Up