Долгое время общаясь с кришнаитами, я задавал им вопросы о множестве искажений, ошибок и откровенной лжи в их литературе. Позднее до меня дошло что для них это не важно.У них: Гуру сказал - значит это истина. Важно только продвижение по Пути. Так ложь вне Пути становиться истиной внутри Пути.
Возможно, это нечто именно в этом смысле. Но всё равно не очень понятно, как ложь может стать правдой, даже если она и морально допустима в определённых контекстах, из сострадания или из педагогической прагматики. Если глубоко копать эту тему, то нужно всерьёз исследовать по возможности все реальные текстовые коннотации терминов satya и anṛta. Мне такие работы неизвестны.
- Благословенный произносит ли слово, если оно ложно, губительно и неприятно? - Нет. - Если оно истинно, губительно и неприятно? - Тоже нет. - Если оно истинно, полезно и неприятно? - Да, когда он находит это нужным. - Если ложно, губительно и приятно? - Нет. - Если истинно, полезно и приятно? - Да, когда он находит время подходящим. - Почему действует он так? - Ибо он сострадает всем существам . ( Маджхима-Никая, цит. по Рокотовой-Рерих, думаю, здесь она корректна)
Да, интересная параллель, спасибо за ссылку. Но что там раньше, а что позже (я имею в виду -- сама тема, а не тексты), сказать всё же с достоверностью нельзя.
Comments 7
Reply
Reply
Reply
Reply
Если глубоко копать эту тему, то нужно всерьёз исследовать по возможности все реальные текстовые коннотации терминов satya и anṛta. Мне такие работы неизвестны.
Reply
- Благословенный произносит ли слово, если оно ложно, губительно и неприятно?
- Нет.
- Если оно истинно, губительно и неприятно?
- Тоже нет.
- Если оно истинно, полезно и неприятно?
- Да, когда он находит это нужным.
- Если ложно, губительно и приятно?
- Нет.
- Если истинно, полезно и приятно?
- Да, когда он находит время подходящим.
- Почему действует он так?
- Ибо он сострадает всем существам .
( Маджхима-Никая, цит. по Рокотовой-Рерих, думаю, здесь она корректна)
Reply
Reply
Leave a comment