Leave a comment

Comments 6

orbis_pictus December 21 2009, 23:25:35 UTC
Про эстонскую литературу где-то было хорошо сказано, что она процветала именно в советскую эпоху, под знаменами внутреннего протеста режиму (мой вольный пересказ). Обретя свободу она скукожилась и перестала быть интересной.

А насчет деления на "логос" и "res" - тоже вопрос спорный. Все-таки тут множество дополнительных условий, главное из которых - транслирующий характер русской культуры. В конце концов, и сами европейские литературные жанры пришли в Россию гораздо позднее. И Ренессанса не было. Слишком много различий для проведения параллелей с Западом.

Впрочем, Вам - как молниеподобному философу - виднее.

Reply

ed_basilius December 22 2009, 13:03:05 UTC
Я тоже слышал такое мнение об эстонской литературе. Вероятно, она не стала хуже, а изменился ее статус в обществе. Но я в этом вопросе не знаток.

Русская логос-культура - это оторванность слова от реальности и его колоссальное воздействие на реальность, борьба риторических, языковых практик, их радикализм. В этом отношении Верхейль (иначе Верхойл), по-моему, прав. А был или нет Ренессанс, откуда пришли жанры - это не важно. Но вопрос спорный, я согласен.

Reply

orbis_pictus December 22 2009, 16:55:59 UTC
Не только статус изменился - само общество исчезло. Русская культура перестала воспринимать эстонскую литературу в советском контексте - как свой карманный Запад, которым можно безбоязненно пользоваться. А Европу они пока не смогли собой заинтересовать. При всей омерзительности совка, существование на большом пространстве давало "малым культурам" определенный масштаб. Теперь они провинциализируются.

Еще вопрос по поводу верхейльской классификации: немецкая культура тогда - "логос" или "res"?

Reply

ed_basilius December 23 2009, 13:44:43 UTC
Ну да, верно: за железным занавесом эстонская литература была для русской интеллигенции интересней. На безрыбьи и рак рыба. Вообще литература существует не для того, чтобы заинтересовывать, скажем, Европу, а для внутреннего употребления. Сейчас в Эстонии для нее исчез мощный стимул, раздражитель. Но повторяю, ни я, ни вы, скорей всего, не знаете совр. эст. литературу. А может уже написано что-то гениальное...

А верхейльской классификации как развернутой системы, наверное, не существует. Я по крайней мере, не знаю. Немецкая культура скорее - "res". Вот Бердяев хорошо описал германский дух в "Судьбе России" ("Очерках войны и национальности").

Reply


orbis_pictus December 23 2009, 19:45:44 UTC
Мне-то как раз кажется, что немецкая культура оказывается вне предложнной классификации: она очень "res" и очень "логос".
Страсть немцев к логосу проявляется, в частности, в их совершенно инфернальному желанию обладать Россией. Покорить или полюбить. Раздавать кашу бездомным в Петербурге или посылать юных немецких правонарушителей в Сибирь. Шредер в "Газпроме". Ждали, что Меркель избавится от этой страсти - ничего подобного. Такое вот амбивалентное чувство, "res" и "логос".

Reply

ed_basilius December 24 2009, 15:25:26 UTC
Каша для бомжей и то, что Шредер пошел работать на этих кремлевских жлобов - это для меня явления разного порядка. Немцы, равно как и другие западные народы, подкармливают из благотворительных фондов и русских, и африканцев и пр. Где-то они искупают вину... Интерес ФРГ к РФ - интерес меркантильный: газ, рынки сбыта.

Да, есть еще культурный интерес к России, который для немецкой культуры органичен.

Бердяев писал о германском духе в связи в Первой мировой войной - немцы-де воспринимают весь мир как хаос, нуждающийся в упорядочении, отсюда их имперские стремления, которые направлены были не только в сторону России - они бы и Балканы с удовольствием, и Францию... Я думаю, что это действует res-начало. Что не отменяет того факта, что немцы великие литераторы, философы.

Понятно, что схема есть схема и ее возможности ограничены.

Reply


Leave a comment

Up