Высоцкий и Перестройка.

Jan 22, 2018 07:30

Как Михаил Горбачев восстановил справедливость по отношению к памяти Владимира Высоцкого.

Официальное признание к Высоцкому пришло только после прихода к власти Михаила Горбачева. В 1986 году Владимиру Семеновичу было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А еще через год присуждена Государственная премия СССР за образ Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен. С 1987 года была выпущена серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске.
















«Огонёк» #28, 12 июля 1986 года.

============

«Московские новости» #3, 18 января 1987 года.

…Высоцкий порой рассмат­ ривается как носитель «уро­ ков правды» в искусстве, которые нам так необходи­ мы. Это верно: он видел многие противоречия нашего общественного развития и сложные нюансы души от­ дельного человека.

Этой трезвости взгляда на жизнь мы у него учиться должны и будем. И пусть светит на небе планета его имени, пусть будет перевал Высоц­ кого на Западном БАМе, пусть, наконец, решится во­ прос об установлении мемо­ риальных досок Высоцкого.

Но все эти торжественные акции не должны отвлекать нас от серьезной, кропотли­ вой и вдумчивой оценки Вы­ соцкого как социального и культурного явления.




====================================

МАРИНА ВЛАДИ О ПРИСУЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР В. ВЫСОЦКОМУ.

ПАРИЖ. С большим волнением я восприняла сообщение о присуждении Владимиру Высоцкому Государственной премии СССР 1987 года, сказала в интервью по телефону корр. ТАСС В. Хрекову вдова артиста и поэта, известная французская актриса Марина Влади.

Это достойное официальное признание его таланта, его творчества, подчеркнула она. Признание народа пришло к Владимиру уже давно, он был не только популярен, а по-настоящему любим советскими людьми. Хорошо знали его и во многих других странах. Я думаю, что Владимир был бы очень доволен, если бы жил. Он всегда мечтал о подобном признании, хотел, чтобы хоть одно из его стихотворений было опубликовано. Но при жизни Высоцкий этого так и не увидел. Важно, что сейчас широко издаются его пластинки, будут изданы его книги, стихи.

Владимир был прежде всего человеком со всеми его страстями, проблемами, трудностями и недостатками. Его не надо идеализировать, но и нельзя игнорировать. А в моей памяти он навсегда останется как дорогой и любимый человек. И до конца своей жизни я буду делать все возможное, чтобы его богатейшее творческое наследие было опубликовано, чтобы была известна подлинная правда о нем, отметила Марина Влади.

(ТАСС, 7 ноября).



========================

Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти
Бакин Виктор В.

Официально признан. 1986-1988 гг.

1986 год оказался переломным в официальном признании Высоцкого как поэта. Рекой, прорвавшей плотину, хлынули его стихи в печать. Кажется, нет уже ни одного издания, которое не внесло бы свою лепту в воздание посмертных почестей поэту и атеру. Самые высокие оценки его творчества стали появляться не только в газете «Советский спорт» или в журнале «Катера и яхты», но и там, где прежде меньше всего можно было их ожидать, - в журналах «Вопросы философии», «Молодой коммунист», «Новое время», «Октябрь» и прочих - неопровержимое подтверждение нового мышления. В обстановке объявленной Горбачевым гласности стало очевидным, что многообразное творческое наследие Высоцкого - это не только поэтическое явление, но и общекультурное, весьма важное для осмысления процессов, происходивших в российской действительности на протяжении второй половины ХХ века.

А ведь всего шесть-семь лет назад вокруг имени Высоцкого было непроницаемое молчание, когда только личная отвага некоторых редакторов позволяла прочесть что-то о его творчестве, когда множились нелепые домыслы вокруг его жизни и смерти. Но начались подвижки в обществе, и можно смело утверждать: поддержка Высоцкого «снизу» намного опередила признание специалистов и профессионалов и вынудила последних заговорить о творчестве Высоцкого. Теперь можно осознать, какой большой путь прошла страна от шепота к полногласию, от унизительной озабоченности последствиями честности к самой честности…

В январе 1986 года Театр на Таганке обратился в Союз писателей с предложением создать комиссию по творческому наследию В. Высоцкого. Это было выражением общественного мнения: творчество Высоцкого, которое жило и живет в народе, должно было получить, наконец, выход на страницы печати.

Союз писателей сразу пошел навстречу, и 19 марта «Литературная газета» публикует сообщение о создании комиссии по литературному наследию Высоцкого при Союзе писателей СССР (в котором поэт, как известно, никогда не состоял). Комиссия объединила самых разных людей. В ней критики и поэты (председатель - Р. Рождественский, ответственный секретарь - Н. Крымова), в составе комиссии Б. Ахмадулина и Б. Окуджава, которого Высоцкий считал своим учителем и духовным наставником, руководители московских театров и актеры (например, М. Ульянов и А. Эфрос), представители Министерства культуры и фирмы «Мелодия», а также наследники - отец и вдова Высоцкого. То есть по своему составу комиссия была многообразна, что отражало необычность личности самого Высоцкого, который одновременно жил многими жизнями - был актером, поэтом, певцом.

Создание комиссии было продиктовано потребностью - помочь поэзии Высоцкого обрести подобающее место в литературе. Это событие стало свидетельством, хотя и запоздалым, признания Высоцкого как поэта. Ведь одним из его самых страстных желаний было доказать, что основой его «авторской песни» является поэтический текст, стихи. Мало кто это признавал. Были, правда, люди, которые видели в нем поэта, но они принадлежали, как правило, не к литературным кругам. Профессионалы же в большинстве своем не считали его поэтом. И хотя за него время от времени хлопотали такие литературные авторитеты, как Д. Самойлов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, - хлопоты были не настойчивыми и напрасными.

В адрес комиссии (ул. Воровского, 52) стали приходить письма. Люди хотели знать о планах ее работы, о перспективах изданий, писали, просто делясь своим отношением к творчеству Высоцкого.

18 мая 1986 года вышла в эфир радиопередача «Песни Владимира Высоцкого» (автор и ведущий - Роберт Рождественский).

https://biography.wikireading.ru/261689

===================================










Лауреат государственной премии

Присуждение премии посмертно за актерскую работу - роль Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и за авторское исполнение песен и баллад - это в какой-то степени восстановление справедливости по отношению к талантливому певцу, поэту, артисту.

Георгий Марков

По количеству мероприятий, написанных статей, изданных книг, выпущенных в прокат фильмов 1987 год можно назвать - годом Высоцкого. Гласность, объявленная М. Горбачевым, распространилась и на Высоцкого - цензура окончательно отпустила его «на волю». Трудно сказать, сколь долго еще ожидалось бы официальное явление любимого поэта народу, если бы не горбачевская перестройка. Уже начали покидать свои кабинеты те, о ком он пел «Охоту на волков». А с ними уходили стереотипы мышления и заскорузлые идеологические штампы.

В начале года в Москву приехала Марина Влади. Приехала не с пустыми руками - она передала в Центральный государственный архив литературы и искусства часть рукописей Высоцкого (ЦГАЛИ, фонд № 3004). Еще в августе 1980 года Влади поручила своему знакомому Д. Чижкову снять архив на микропленку - очевидно, для собственного его использования. Часть автографов Влади передала И. Бродскому для подготовки сборника стихов.

«Я приехала в Москву, - сказала Влади в одном из многочисленных интервью, - чтобы высказаться против цензуры, но заметила, что здесь произошли важные перемены: пластинки с записями моего мужа продаются свободно, а по телевидению демонстрировался документальный фильм о нем. Фирма «Мелодия» готовит к выпуску целый комплект дисков с записями его песен. Готовится и наша совместная пластинка…»

Поделилась М. Влади и собственными планами: «Я сама пишу «Воспоминания о Высоцком». Но пока не могу сказать, когда мой труд будет готов. Все же для меня это мучительная работа».

24 января 1987 года, накануне дня рождения Высоцкого, в Центральном доме кинематографистов состоялся вечер его памяти.

В своем выступлении первый секретарь Союза Э. Климов сообщил о решении секретариата СК СССР выдвинуть киноработы актера на соискание Государственной премии СССР.

Газета «Известия» за 19 апреля 1987 года сообщает:

Комитет по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР сообщает, что к участию в конкурсе на соискание Государственной премии СССР 1987 года допущены следующие кандидатуры:

…………..

5. Высоцкий В. С. (посмертно). Исполнение роли Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» производства Одесской киностудии и авторское исполнение песен и баллад в фильмах «Вертикаль», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Война под крышами», «Точка отсчета».

Представлена Союзом кинематографистов СССР.

В Комитет по премиям посыпались письма. Большинство безоговорочно поддерживало выдвижение Высоцкого на премию - справедливость восторжествовала! Подумать только, в горестный день кончины Высоцкого появление крохотного извещения об этом в вечерней газете казалось трагическим достижением. А сейчас - на премию выдвигают!

К случаям посмертного осознания заслуг художника властям не привыкать. Например, Михаилу Светлову Ленинская премия была присуждена спустя три года после его смерти. Вот теперь Высоцкий…

Очень четкую позицию в этом вопросе занял председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям Георгий Марков: «Все плюсы Владимира Высоцкого принадлежат народу, а все свои минусы (он вовсе не ангел, каким сейчас его представляют) он унес с собой».

В Постановлении формулировка была разумно и существенно изменена.

«Известия», 7 ноября, 1987 г.

О присуждении Государственных премий СССР 1987 г. в области литературы, искусства и архитектуры.

…………………

5. ВЫСОЦКОМУ Владимиру Семеновичу (посмертно) - за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.

В предыдущей формулировке сказано об авторском исполнении песен и баллад в ряде фильмов. Тем самым исполнение как бы отрывается от их создателя. Но ведь авторская песня является особым сплавом слов, музыки и исполнения, и сам Высоцкий на первое место всегда ставил текст.

Присуждение премии стало фактом восстановления справедливости не столько для самого поэта и артиста, сколько для миллионов людей, которым он остается нужным и сейчас.

В конце декабря 1987 года родителям Высоцкого - Нине Максимовне и Семену Владимировичу - была вручена присужденная их сыну Государственная премия. Это событие совпало по времени с выходом во Франции книги воспоминаний Марины Влади.

https://biography.wikireading.ru/

==========

Первая публикация воспоминаний мамы Владимира Высоцкого:






















==========













«Огонёк» #31, август 1987 года.




=======






====================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

====================================

Высоцкий, ! - История Перестройки, 1987

Previous post Next post
Up