30 лет назад на широкий экран вышел фильм "Одинокий голос человека". Это была первая полнометражная работа в игровом кино режиссера А. Сокурова, снятая в 1978 году и реконструированная в 1987 году на киностудии «Ленфильм» при содействии Союза кинематографистов.
В основе сюжета - мотивы произведений Андрея Платонова «Река Потудань» и «Происхождение мастера». История мучительного возвращения к жизни паренька Никиты, несущего в душе боль пройденной гражданской войны, подлинно человечная любовь к Любе, трудный путь двух молодых, глубоко нравственных и очень одиноких людей друг к другу… Не являясь экранизацией в традиционном смысле, фильм воссоздает духовную природу прозы А. Платонова».
Татьяна Смородинская (из аннотации редактора фильма)
Аннотация
Лишь перестроечные годы и фестивальные награды «Одинокого голоса человека» восстановили официальный статус этого долгие годы запрещенного в СССР произведения. Картина стала сегодня киноклассикой, а в 1978 году, когда она и ее автор были легендой молодого советского кино, Сокурову не дали ею защищать диплом во ВГИКе. Полнометражный фильм, выдвинувший новаторские художественные решения, снят на скудные деньги, отведенные на студенческую трехчастевку. Что это будет девятичастный фильм, не подозревали даже соавторы режиссера - сценарист Юрий Арабов и оператор Сергей Юриздицкий - на этой картине возник их союз. Сокуров нашел кинематографический эквивалент прозе Андрея Платонова: этот писатель близок ему по мироощущению.
Особая одухотворенность на экране неприкрашенных лиц никому не известных людей (конечно, непрофессионалов) и тревожных пейзажей скудной российской провинции - все это удивляло непривычной подлинностью почти документа и в то же время силой художественного обобщения. Молодой режиссер уже здесь подошел к главной теме своего будущего творчества - теме трагического разрыва между телом и духом, и в этом ощутил себя наследником русской литературной традиции. А в платоновской повести он увидел «историю «слабого сердца», для которого счастье оказалось «тяжким трудом» - так он записал тогда в своем дневнике. Механика насилия над природой и человеком показана режиссером через хронику безрадостных будней, выхолащивающих душу и тело. А любовь и продолжение жизни для его героев заветная, но недостижимая мечта…
«Одинокий голос человека» посвящен Андрею Тарковскому, поддержавшему Сокурова морально в период борьбы за картину.
Александра Тучинская
Призы и награды:
1987. Кинофестиваль «Молодое кино Ленинграда».
Приз ленинградских киноклубов.
1987. 40-й Международный кинофестиваль в Локарно (Швейцария).
Премия «Бронзовый леопард».
Фильм можно посмотреть тут:
https://m.youtube.com/watch?t=90s&v=d06z1jmSwyk ==========
Александр Сокуров: «Диплом я решил делать по рассказу Андрея Платонова «Река Потудань». Назвал фильм «Одинокий голос человека».
Деньги мне были отпу- щены на двухчастевую картину, но я понимал, что в короткий метраж не влезу, и организовал произ- водство таким образом, что на эти деньги снял де- вять частей. Часть фильма снимал на учебной сту- дии, но в основном -- на горьковском телевидении. Я поехал в Горьковскую область - знал там места. где снимать. Организовал все на чистом энтузиазме, потому что студенческая работа - это нищая работа, нет практически никакой финансовой поддержки.
Когда я привез картину в институт, начался круп- ный конфликт. Сначала ее вообще отказывались смотреть, мотивируя это тем, что она вышла из мет- ража. Затем все-таки посмотрели и выразили общее мнение, к которому не присоединился лишь Згуриди: это формализм, нечто снятое в духе русской дорево- люционной философии, и вообще картину нельзя рассматривать как учебную работу. Скандал разра- стался, картину решили смыть, так бы и случилось, если бы ночью мне не удалось подменить негатив позитивом.
Не сделай я этого, девятичастевого пла- тоновского фильма не было бы. Но они думали, что смыли ее, и позже, когда Сергей Соловьев хотел обо всем этом написать в «Литературную газету», ему объяснили, что проверяющий редактор позвонил во вгик, и там сказали, что ни такого студента, ни такой картины у них нет. А я, ища выход, сдал экзамены экстерном и защитился картинами, сделан- ными еще до ВГИКа. В результате окончил его за четыре года, проучившись на год меньше.
Как складывалась моя жизнь на «Лен- фильме»? Первая же картина, сделанная через «Дебют» - «Разжалованный», экранизация прозы Г. Бакланова - на совещании молодых кинематогра- фистов приводилась как пример формализма, разру- шения традиций. После этого я одну за другой предлагал заявки на сценарии, но все они отвер- гались, как «непроходимые». Тогда Семен Ара- нович предложил мне вместе с ним снять картину o Шостаковиче «Альтовая соната» на Ленинград- ской студии документальных фильмов, где ко мне отнеслись очень хорошо. Как я уже говорил, мне одинаково интересно работать и с конкретными документальными реалиями, и с вымыслом. Я уверен, что существуют вещи, которые можно сделать только в документальной форме, а есть замыслы, осущест- вляемые только в форме игровой. Но определяющим критерием и того, и другого является принцип худо- жественности. Главное для меня - художественное начало, не образное в прямом смысле, а духовное. Духовное наполнение картины. Поэтому я не могу представить себе жизни без документального кино. Игровое кино возникает для меня только тогда, ко- гда я не нахожу аналогов в жизни,- есть вещи, ко- торые надо разытрывать. Критерием для меня все-гда является жизненная ситуация. она всегда выше собственных конструкций. …А картина о Шостаковиче тоже не была принята. Мы пытались сделать фильм, где миру явился бы ве- ликий человек необычной и трагической судьбы, о сложностях и противоречиях субъективных и объек- тивных. Но реакция на картину была такой же яро- стной, как на мой диплом. Опять фильм хотели уни- чтожить. И почти сделали это - нет негатива и фо- нограммы, есть только позитивная копия, которую с большим трудом удалось сохранить. Потом на «Ленфильме» мне разрешили делать картину по пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбива- ются сердца», сценарий написал Юрий Арабов. К этой работе я шел давно, с детства. Еще со школы я помнил потрясение, связанное с Шоу. Однажды по радио передавали его небольшой рассказ, который читал Ростислав Плятт. Герой его наблюдал за кре- мацией своей матери - ничего более противоестест- венного моей натуре быть не могло. Но именно поэто- му спустя много лет я погрузился в мир Шоу - по- пытался осознать этот совершенно противоположный мне мир. Эта картина - не версия пьесы, а мое вос- приятие мира Шоу, исторических реалий времени я привлекаю и хронику. Обращение к Шоу для ме- ня - своего рода культурная акция. Мне интересен Флобер как классический представитель европейской культуры, интересен Шоу, как ее парадокс. Мы разные культуры - должны понять и познать друг друга. Посмотрев материал, руководство студии останови- ло производство картины. И опять меня позвали на документальную студию, дали возможность снять несколько фильмов - «Элегию» (о Шаляпине), «Тер- пение, труд» (о спорте), «Союзники» (о странах анти- гитлеровской коалиции), «Салют» (о молодежи). Но и они до недавнего времени лежали «на полке». И до сих пор я режиссер третьей, самой низкой ка- тегории, теоретически меня могут в любой момент пе- ревести в ассистенты.
Бокшицкая. Новый состав секретариата Союза кинематографистов с первых же дней работы в 1986 году органи- зовал конфликтную комиссию, куда могут обратить- ся с просьбой посмотреть их «полочные» работы все работники кино. Попали на эту комиссию и работы Сокурова. Ее председатель Андрей Плахов, по его собственным словам, был поражен, что такое неор- динарное кино не было доступно грителю.
И вскоре Сокуров получил знаменательное письмо:
«Уважаемый Александр Николаевич!
Секретариат пранления Союза кинематографистов СССР просмотрел Ваши фильмы «Одинокий голос че- ловека», «Салют», «Союзники», «Элегия», «Терпение, труд».
Мы обменялись впечатлениями и пришли к выводу, что это серьезные творческие работы, откры- вающие перспективные пути поиска в кинематографе.
Мы предприняли первые шаги и будем добиваться того, чтобы Ваши документальные фильмы были вы- пущены на экран, показаны по телевидению, пред- ставлены на международные кинофестивали. Будем ходатайствовать о предоставлении Вам возможности довести до прокатного варианта фильм «Одинокий голос человека» и тиражировать его для клубного кинопроката.
Мы также намерены содействовать включению Вашей новой заявки в план производства •Ленфильма» 1987 года, сразу после завершения Ва- шей работы над экранизацией Бернарда Шоу. Жела- тельно, чтобы эта заявка была на современную тему.
Уважаемый Александр Николаевич, рады сообщить Вам, что секретариат проголосовал за прием Вас в Союз кинематографистов СССР! Желаем творческих успехов. Благодарим Вас за му- жество, бескомпромиссность и принципиальность.
Э. Г. КЛИМОВ, первый секретарь правления Союза кинематографистов СССР».
Журнал «Юность» 35 лет назад
======================
Приглашаю всех в созданные мной группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ========================