65 лет назад - 27 февраля 1957 года - родилась актриса Татьяна Анатольевна Догилева.
В 1987 году она снялась в фильме Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты».
76 лет назад - 24 декабря 1946 года - родился актёр Леонид Алексеевич Филатов.
В 1987 году он сыграл главную роль в фильме Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты».
6 июля 1987 года на XV Московском международном кинофестивале во внеконкурсной программе состоялась премьера фильма Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты".
Эта сатирическая комедия была снята по сценарию Эмиля Брагинского. Фильм показывает различие между жизнью советских чиновников и простых людей на закате советской власти, и рассказывает о том, что бывает, когда между представителями этих классов возникает любовь.
========
«С Новым годом, Эльдар Александрович!»
Фильм Юрия Мамина к 70-летию Рязанова
https://youtu.be/OBMDGl1WqfM?si=H5bErDKoOvv2GBUD Живем мы что-то без азарта,
однообразно, как в строю.
Не бойтесь бросить все на карту
и жизнь переменить свою.
Какими были мы на старте!
Теперь не то, исчезла прыть...
Играйте на рисковой карте,
не бойтесь жизнь переломить!
Пусть в голове мелькает проседь-
не поздно выбрать новый путь.
Не бойтесь все на карту бросить
и прожитое - зачеркнуть!
Из дома выйдя в непогоду,
взбодрите дух, пришпорьте плоть.
Не бойтесь тасовать колоду,
пытайтесь жизнь перебороть!
В мираж и дым, в химеры - верьте!
Пожитки незачем тащить...
Ведь не уехать дальше смерти-
стремитесь жизнь перекроить.
Печалиться не надо вовсе,
когда вам нечем карту крыть...
Вы на кон бросить жизнь - не бойтесь.
Не проиграв, не победить!
Э. Рязанов
=========
Рязанов давно планировал снять фильм по пьесе «Аморальная история», которую он написал в соавторстве с Э. Брагинским ещё в 1976 году. Им были даже написаны слова к песне «Мы не пашем, не сеем, не строим», которую впоследствии исполнят в фильме Татьяна и Сергей Никитины. Первый вариант сценария не был принят на киностудии, так как его посчитали слишком острым, но когда в 1986 году был написан второй вариант, начавшаяся Перестройка сделала своё дело, и сценарий был принят.
В январе 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, положивший начало эпохе Гласности, и последние преграды для создания фильма исчезли. Теперь злободневную тему фильма можно было раскрывать во всей полноте, без необходимости сглаживания «острых углов».
«Известия» 7 июля 1987 года
=============
Из статьи Валерия Кичина «Упоение в бою».
«Московские новости» #46, 15 ноября 1987 года.
«Забытая мелодия для флейты» стала первой кинокомедией эпохи перестройки. Ее смех разрушает устои прошлого в сознании людей: монументальные фигуры, восседающие в начальственных креслах, оказываются надувными мопсами, едва попытаешься критически осмыслить, чем же они, в сущности, заняты.
Герои картины «трудятся» в Главном управлении свободного времени. Придумано название, но не суть некоторых и посейчас благоденствующих учреждений. «Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем...»,- открывающая фильм песня исчерпывающе формулирует жизненное кредо целой породы людей, не только не способных к какому бы то ни было созиданию, но и относящихся с подозрением к любой созидательной идее, если она не утверждена свыше. Породы, которая выведена проникшим во все поры общества бюрократизмом.
Не хочется приписывать комедии излишне серьезные функции. Но отсмеявшись, понимаешь, что перед тобой анализ целого явления. Не интригующая фабула и не характеры персонажей были тут отправной точкой. (В противном случае оказались бы правы критики фильма, требующие большего единства стиля и логики поступков).
Замысел чисто публицистичен по природе. Картина не об этом конкретном чиновнике - она о чиновничестве как образе мыслей и жизни. О том, как чиновническое умертвляет все живое. И какая это для чиновника катастрофа, если вдруг пробудится в нем человек, если в жизнь вторгнется, допустим, любовь не по расчету или взыграет чувство достоинства. Все тогда рушится, все кувырком, все не постижимо для его собратьев, живущих в перевернутом мире.
Леонид Филатов изобразил чиновника от искусства. Совершенно современного чиновника: европейского качества костюм и манеры, интеллект, юмор - все при нем. И его коллеги, в общем, отнюдь не монстры. Но именно перевернутые жизненные ценности делают их мир гротескным, а их кипучую деятельность - зловеще бессмысленной. Все, ими сотворенное, нелепо, хоть и реально, и узнаваемо. Взгляд сатириков полон боли и ярости.
Драма в том еще, что перед нами не просто бюрократическая опухоль, тормозящая производство гаек или позарез нужных народному хозяйству умных компьютеров. Это опухоль как бы мозговая - закабаляющая, делающая рабским самосознание людей. В каждом вольном движении духа бюрократ проницательно видит себе угрозу.
Играть, петь, говорить и думать люди должны исключительно по разработанным планам, в отведенном месте и в положенное время. Не иначе.
И это представление о всеобщей регламентации как единственно возможной и разумной форме жизни бюрократия сумела внедрить в кровь целых поколений людей, которых ни к бюрократам, ни к чиновникам уже не отнесешь.
Подозрительность, а то и агрессивная нетерпимость к любым идеям и движениям, возникающим спонтанно и «снизу», - стали бичом нашим, гирей на ногах. На каждого новатора развелась бездна консерваторов, и это беда, которую не скоро одолеем.
Здесь - конструктивная программа фильма. Он не «бичует». Он возвращает людям в кинозале вольнодумную способность смеяться над тем, что казалось стеной непробиваемой, от века. Возвращает навыки критического мышления. И мир уже не делится на начальников и подчиненных.
Мне этот фильм кажется прекрасным, потому что он последовательно, ясно ощущаемым волевым усилием авторов, капля за каплей выдавливает из нас раба.
Поэтому так радостно откликается зал. Поэтому нескончаемая очередь к кино кассе в отличие от всех бесчисленных наших очередей вселяет надежду.
А сокрушаться по поводу эстетически нелогично состыкованных «пластов» и «линий» фильма я не буду. Они ложатся в стройную и логичную, на мой вкус, цепь аргументов у людей, задавшихся целью до основания раздеть ненавидимое явление.
Вдруг станет об жигающе ясно: ведь ничего другого герои картины попросту не умеют. Они вывелись, как гомункулусы, вдали от реальности и, расплодившись, стали реальность приспосабливать к себе, к своим требованиям, своему уровню. И присосались, и преуспели. И так просто своего не отдадут.
Фильм поэтому сделан наотмашь. И актеры играют - наотмашь. «Упоение в бою». Это не роман, не повесть, не поэма - это сегодняшняя газета. Мы отвыкли от подобного. По-моему, пока никто в кино не передал так точно и полно драматизм и своеобразный азарт переживаемого нами момента истории.
==========
Из комментариев в Фейсбуке:
Алексей Кронер
Очень интересная рецензия, и сказано всё верно о том, что бичуется явление, а не отдельные характеры, да вот только главный герой в исполнении Леонида Филатова при всей нелепости его поступков (и прозрачности мотивов - вот такой парадокс) вызывает у зрителя симпатию и сочувствие: а сами-то мы всегда находим силы, чтобы в лицо сказать подлецу, что он подлец, чтобы выбрать честную, праведную, но скромную, малообеспеченную жизнь, а не достаток и карьеру, которые сами идут в руки? Поэтому, возможно, в некоторых сценах зрителю и смешно, как в том сне, когда Институт Свободного Времени распущен, герой Филатова на улице играет на флейте, герой Гафта с аккордеоном ходит по вагонам поездов, поёт и зарабатывает таким образом себе на кусок хлеба и так далее. Но в других сценах хочется плакать, особенно в финале, когда герой Филатова так достоверно переживает клиническую смерть, а любящая его медсестра, заливаясь слезами, своими криками и призывами буквально вытаскивает его с того света. Весёлого мало, если вдуматься. Пафос финала, на мой взгляд, сводится к тому, что всё-таки настоящая любовь побеждает, даже если у неё нет будущего. Я бы ещё заметил, что в фильме много смысловых пластов и интерпретировать его можно по-разному, как с позиций Перестройки, так и с точки зрения сегодняшнего дня.
Забытая мелодия для флейты. Серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=zCIb0R_8Ww4 Забытая мелодия для флейты. Серия 2
https://www.youtube.com/watch?v=lvyRzWWS07w Татьяна и Сергей Никитины - "Мы не пашем, не сеем, не строим"
из к/ф "Забытая мелодия для флейты"
На стихи Эльдара Рязанова
Мы не пашем, не сеем, не строим,
Мы гордимся общественным строем.
Мы бумажные важные люди,
Мы и были, и есть, мы и будем.
Наша служба трудна изначально,
Надо знать, что желает начальник.
Угадать, согласиться, не спорить,
И карьеры своей не испортить.
Чтобы сдвинулась с места бумага
Тут и гибкость нужна и отвага,
Свою подпись поставить иль визу
Всё равно что пройти по карнизу.
Нас не бьют за отказы, запреты,
Мы как в танках в своих кабинетах,
И сгораем, когда разрешаем,
И поэтому всё запрещаем.
Нет прочнее бумажной постройки,
Не страшны нам ветра ускоренья.
Мы бойцы, мы службисты, солдаты
Колоссальнейшего аппарата.
Мы бумажные важные люди,
Мы и были, и есть, мы и будем.
Мы не пашем, не сеем, не строим,
Мы гордимся общественным строем.
https://www.youtube.com/watch?v=c_IaN_xWq3A Click to view
Песня бюрократа
"Забытая мелодия для флейты"
https://youtu.be/QRWLsTLsq_s Click to view
Цитаты из фильма " Забытая мелодия для флейты":
***
- Наш Хлестаков работает санитаром в морге.
- Где?
- В морге.
- Очень живой
***
Когда поёт хор, слов всё равно не разобрать. А музыка хорошая...
***
- Развлечься захотелось!
- Нет, не думаю.
- Да? А что вы думаете?
- Ничего не думаю.
- Вам идёт - ничего не думать.
- Вы думаете?
- Я думаю.
***
- Ветчины у меня, извините, нет. Чем вы меня ещё обольщали?
- Икрой.
- Ой, икра есть как раз! Кабачковая!
***
Нас в колхоз нельзя - мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат. Жалко колхозы..
***
Здесь стояли не только часы! Здесь стояло время!
***
Как можно заниматься идиотизмом без руководителя?
===========================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================