"Сталин с нами" ( д\ф 1989 г.)

Mar 07, 2013 11:39

Документальный фильм "Сталин с нами?" ( 1989 г.)

Фильм - коллективный портрет сталинистов, актуальный и сегодня.

Герои фильма - взрослые люди с подростковым сознанием, их объединяет любовь к вождю, которого они выдумали себе для опоры. Именно им режиссёр даёт возможность высказаться и воспроизводит их взгляд на мир.

Картину «Сталин с нами?» Тофик Шахвердиев снял в 1989 году. Вопрос в названии был поставлен, вопреки воле автора, по требованию Госкино. Было несколько клубных показов. В видеозале Дома кино его демонстрировали несколько раз подряд в один день, чтобы увидели все желающие. В 1990 году картина получила приз «Голден Гейт» в Сан Франциско.

Режиссер Т. Шахвердиев использовал распространенную идиому времени, чтобы описать это сообщество - всеохватный страх из прошлого:

Им нравится вождь, простой и душевный, который всех победил и нагнал страху, что и через сто лет не смогут забыть… [Огонёк, №41, 1989, С. 5]

Большая часть критики фильма не была полифоничной, а приводила причины циркуляции «консервативных» взглядов к общему знаменателю развивающейся общественной «болезни». Например:

Режиссер окружил нас хороводом внешне привлекательных людей, которые, все как один, оборачиваются монстрами, <...> [у которых] наполовину разрушенный мозг не дает возможности несчастным людям отличить злодеяние от доброго поступка… [Огонёк, №41, 1989, С. 4].

Я отношусь к сталинистам как к больным, темным и убогим, которые не ведают, что творят. <…> Нет, я жалею сталинистов. Ведь идейное уродство страшней, может быть, физического… [Искусство кино, №4, 1990, С. 51].

В своей рецензии на фильм, актер Вениамин Смехов отметил:

«Вот уже неделю не могу отойти от редкого чувства - потрясения от кинопросмотра. Страшно и прекрасно.

Страх растворен в обморочной тишине зала. Фильм, будь он в «привычном» антисталинистском ряду, уже не удивил бы и не устрашил. Плохо или хорошо это, но публицистика последних лет успела закалить наши приемные органы чувств.

Но в работе Тофика Шахвердиева «Сталин с нами?» нет ничего о репрессиях, ни слова против величайшего из тиранов.

Режиссер никого не судит, не обвиняет, он всего лишь предъявляет зрителям мир своих героев. Сталинистов.

Словоохотливых, уверенных в своей правоте и конечной победе. Юрист. Журналист. Пролетарий. Политрук роты НКВД, лично охранявший Бухарина. Лихой кубанский казак, прямо перед камерой смачно сшибающий на полномскаку головки живых цветов. Учительница, не позволившая себе обзавестись семьей, чтобы никто не посмел потеснить в ее сердце вождя.

Многие герои соединятся за столом Шеховцова, знаменитого «защитника» покойного генералиссимуса. Тосты, речи, признания в любви, горячая вера в победу дела Сталина. Зритель властью экрана вовлечен в чужую жизнь, его душевное здоровье в опасности.

Нельзя так долго видеть необъяснимое, бесчеловечное, несуразное без привычных подпорок-комментариев. За час пятнадцать минут - ни просвета, ни отдыха.

Поверившим в необратимость перестройки видеть обратимость фанатизма, обратимость культа - стократ страшнее. И все же это прекрасно, когда страшное предъявлено средствами искусства.

Первый фильм эпохи назывался обнадеживающе - «Покаяние». Нынешний же можно было бы назвать «Нераскаянность». Явление это и заразно, и печально. Но явление самого фильма - прекрасно.

Благодаря ему отчетливее видишь за порогом кинозала другую жизнь, других людей. И благодаришь авторов за правдивую, мудрую честность. Чем скорее картина выйдет на телеэкран, тем больше шансов у прекрасного в борьбе против страшного.



=========

Фильм можно посмотреть тут:

https://youtu.be/L4wWqQPk3ZU?si=WNug0V659GKB1H3H

https://m.youtube.com/watch?v=D1bRA89yvfc

image Click to view



=======

Сеансы гипноза. Исходный материал к фильму.

https://www.youtube.com/watch?v=pb-bWRs3S28

image Click to view





Из передачи на радио «Свобода» - «Без сталина»

К 65-летию России без Сталина прошла ретроспектива документальных и художественных фильмов. Как менялся образ Сталина от советской идолизации к карикатуре 80-х? "Похороны Сталина" Евгения Евтушенко как антитоталитарная и поэтическая фреска эпохи. Критическая и антитоталитарная линия в россйиском кино 80-х годов: "Пиры Валтасара", "Холодное лето 53-го", "Ближний круг", "Хрусталев, машину!"

Кураторы ретроспективы Ксения Сахарнова, режиссер и киновед, и Федор Летуновский, сценарист; куратор программ музея истории ГУЛАГа Евгения Петрухина; режиссеры документального кино Дмитрий Боголюбов и Тофик Шахвердиев.

Ведет программу Елена Фанайлова.

Елена Фанайлова: Тофик, что вы думаете об опасности, когда современный художник, критик, мыслитель начинает рассуждать о Сталине?

Тофик Шахвердиев: Поразительно, но, когда герои моего фильма посмотрели фильм на экране, они выразили удовлетворение. Они сказали: "Молодец! Ты показал все, как есть". Дело в том, что, когда я к ним обращался, я слышал такие опасения: "Вы снимите, а потом трансформируете то, что мы сказали, снабдите текстом, который опрокинет смысл" - и я им дал обещание, что ничего с их словах менять не буду и комментировать их слова не буду. И я это обещание сдержал. Поэтому те, кто снимался в этом фильме, остались в мирных отношениях со мной. Но когда картина была показана в Доме кино и в некоторых клубах в Москве, больше ее нигде не показывали, приходили угрозы, мне писали, что закопают, расстреляют, забьют кирпичами и так далее, приходили такие письма. С тех пор прошло много времени, и уже такого рода опасений у меня нет. Сегодня надо отдавать себе отчет, что сталинисты - по природе своей это люди, условно говоря, толпы, то есть те, которые склонны шагать в ногу, держать равнение направо, знать, что командует очень ответственный и мудрый вождь, это их успокаивает и устраивает. Они знают цель, знают направление и верят, что будут обеспечены необходимым. И мне кажется, что это наваждение Сталина - свидетельство того, что существует справедливый мир, где зло наказывается, вот это наваждение может легко исчезнуть из нашего российского воображения довольно быстро, за два-три года, но условия для этого создать трудно. Если выяснится, что суд у нас неподкупный, полиция честная, выборы правильные, ну, все, что характеризует демократию, если это будет иметь место у нас в стране, если ложь, как основа взаимоотношений людей с руководством и друг с другом перестанет быть обязательной, то Сталин уйдет из памяти и будет только одной из фигур нашей истории.

Елена Фанайлова: Тофик, хотела вас спросить, где лежит этот памятник Сталину, который показан в фильме? Как вообще этот эпизод сложился?

Тофик Шахвердиев: Эта голова лежала в Измайловском парке, где когда-то была дача скульптора Меркулова, он работал в сталинское время, выполнял заказы, очень уважаемый в то время скульптор. И когда мне сказали об этой голове, я снял на видео, сфотографировал, а через год решил, что такое уникальное зрелище достойно того, чтобы еще лучше фотография получилась, и поехал на то место. Эту голову выкопали и куда-то увезли, куда - не знаю.

Елена Фанайлова: И там вы гуляете со своей героиней, и она говорит о том, как любит Сталина?

Тофик Шахвердиев: Нет, конечно. Когда ищешь людей, которые станут героями твое работы, фильма, то, безусловно, долго-долго с людьми разговариваешь, и лучше всего брать с собой магнитофон. И потом, прослушивая записи, уже соображаешь, каким образом подать их мысли. И в то же самое время я узнал об этой скульптуре. Когда это сомкнулось, я ей предложил отправиться на то место, а там было пожарище, остатки этой дачи, и все это имело самый натуральный, естественный вид, что совпадало с ее желанием каждый год бывать в тех местах, которые связаны с именем ее любимого человека. Ее любимым человеком был Сталина, ради которого она отказалась от женихов, от семейной жизни, была одинокой до самой смерти. И вся моя картина построена на таких новеллах. Разные люди, о которых я узнал, обращаясь к "Огонек", "Известия" и прочие издания того времени, перестроечного, по письма я находил этих людей. Вот Корниенкова - это учительница, директор школы, она работала в Москве, другой мой герой из Краснодара. Тот человек, который конвоировал при Вышинском, был конвойным у Бухарина, он жил в Кишиневе. И люди либо приезжали ко мне в Москву, я их снимал, или я сам отправлялся с камерой по этим адресам. И фильм построен на новеллах, где человек рассказывает о своей преданности, своей любви к сталинским идеалам, к самому Сталину. Эта картина тоже носит апологетический характер, потому что в то время, в 1988 году, когда она была затеяна, я уже понимал, что говорить плохо о Сталине, собирать какие-то свидетельства его злодеяний смысла нет, все уже вышло наружу к тому времени, не надо ругать Сталина, а надо его хвалить устами тех людей, которые сохранили ему верность. Мне кажется, что сатира не должна быть злой, она должна быть мягкой, и тогда она работает значительно сильнее, чем просто если сказать, что этот человек негодяй. Понять, что и почему в душе этих людей осталось от того времени, ради чего они готовы идти на подвиги, на потери, очень важно. И название этого фильма "Сталин с нами" было подхвачено и многократно повторено в разных теле- и радиопередачах, это название я услышал от самих героев. Когда они выпивали вместе в честь в годовщины Сталина, я спросил их, какое название они бы предложили, и они сказали: "Сталин с нами".

Елена Фанайлова: Это поразительная история, фильм звучит невероятно современно, он звучит как пророчество. Почему его не хотели брать на телеканалы? Редакторы боялись, что эта неприятная правда как-то повлияет на сознание общества?

Тофик Шахвердиев: Я этого понять не могу. У меня много картин, я и сейчас делаю картины, и их в телевизоре нету. Притом что каждый раз, когда кто-то смотрит, говорит всякие восторженные слова, и даже люди, которые работают на телевидении и отвечают за программу, тоже хвалят работы мои, которые им приходилось видеть. Но говорят, что сетку надо менять, что "для нас важно, чтобы был регулярный поток ваших работ, чтобы каждую неделю мы ставили вашу картину, а так надо сетку ломать" и так далее. Короче говоря, для меня причина не в том, что это про Сталина, а причина в том, что, если картина несет что-то человечное, совестливое, то эта работа отвергается сразу.

Елена Фанайлова: Возможно, это и так. Я бы сказала, что картина слишком амбивалентна. У нее, с одной стороны, есть какая-то сатирическая составляющая, хотя никого режиссер не провоцирует, никаких комментариев нет, люди говорят все сами, и в то же время это попытка всмотреться в их души, что с ними происходит. Эта бесконечная женская душа, просто "невеста Сталина", в ее голове этот человек превратился в небесного жениха, ради которого она всем на свете жертвует.

Ксения Сахарнова: Я считаю огромным достоинством фильма "Сталин с нами" именно авторскую безоценочность.

https://www.svoboda.org/a/29085490.html

https://m.youtube.com/watch?v=oCBrL8O2J1I

image Click to view












































































=====




============










































===========























===============================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===================================

"Перестройка - фильм", Перестройка, 1989, ! - Документальные фильмы Перестройки, сталинщина, Горбачев

Previous post Next post
Up