СССР - ХРОНИКА РАСПАДА. (СПЕЦПРОЕКТ ГОРБАЧЕВ - ФОНДА )
http://www.gorby.ru/cccp/ В Таджикистане противостояние между коммунистами во власти и оппозицией, возникшей на волне перестройки, было усилено несколькими факторами. Во-первых, накопилось раздражение тем, что в советские годы руководство местной Компартии традиционно составляли выходцы из Ленинабадской области. Во-вторых, усилилось влияние исламских радикалов.
Возглавивший республику (в должности первого секретаря ЦК компартии) в начале перестройки Кахар Махкамов, как и его предшественник Рахмон Набиев, был уроженцем Ленинабадской области. И тот, и другой в разное время руководили Советом министров Таджикистана.
Перестройка, однако, способствовала изменению ситуации. Представители других регионов стали претендовать на власть, выступая в рядах оппозиции. Как результат, национально-демократическое (а также национально-религиозное) движение действовало в плоскости регионального противостояния. Так, движение "Растохез" ("Возрождение"), созданное в 1989 году и выступавшее под лозунгами демократизации и достижения суверенитета Таджикистана, требовало, помимо прочего, прекратить "засилье ленинабадцев" во власти. В целом по республике роль региональных лидеров возрастала - на фоне ослабления республиканской власти и снижения ее авторитета.
Митинг оппозиции в Душанбе. Осень 1991г.
К началу 1990-х годов раскол по региональному (точнее, религиозно-региональному) признаку оформился окончательно. На одной стороне оказались представители Ленинабадской и Кулябской областей, а также Гиссарской долины. Им противостояли исламисты, пользовавшиеся поддержкой жителей Гармской долины и Горного Бадахшана.
Похожие процессы шли и в некоторых других советских республиках (к примеру, борьба за влияние между "северянами" и "южанами" в Киргизии). Однако до масштабного противостояния после распада СССР дело там не дошло. Определенную роль сыграла позиция нового руководства республик, которое, действуя зачастую довольно жесткими методами, нейтрализовало радикально настроенные оппозиционные силы.
В Таджикистане власти в начале 1990-х годов тоже попытались разобраться с оппозицией, однако, не оценив соотношения сил, лишь способствовали обострению обстановки. События конца 1980-х - начала 1990-х в итоге стали прологом гражданской войны.
Сценарий, по которому развивались события в Таджикистане, в значительной степени определялся ростом влияния ислама. Следовало ожидать, что оппозиция - по крайней мере, ее часть - попытается использовать это влияние в политических целях. Однако этим дело не ограничилось. Постепенно исламисты заняли в рядах оппозиционеров доминирующее положение.
В Таджикистане, как и в других среднеазиатских республиках во времена СССР, ислам как вера, которой придерживалась значительная часть населения (вопреки официальной идеологии, ориентировавшей граждан на атеизм), продолжал существовать. Официально разрешенных мечетей и молельных домов было немного, гораздо больше было тех, что действовали подпольно.
Толчок к открытому распространению ислама был дан в конце 1990 года. В республике тогда был принят закон "О свободе совести и религиозных организациях", разрешивший свободное исполнение религиозных обрядов. Одним из следствий стало восстановление старых мечетей и строительство новых. Только за 1991 год в Таджикистане было зарегистрировано более 120 соборных мечетей, открыто более 10 медресе.
Осенью 1991 года в Таджикистане была официально создана Исламская партия возрождения. В своей программе, утвержденной на съезде в октябре, она резко критиковала "безбожную" коммунистическую систему и заявляла о намерении "построить общество, опирающееся на основы веры". Партия, как отмечалось в документе, "во всех жизненных делах исходит из Божественного вдохновения и не признает никакого закона, который противоречит шариату".
Нормы шариата ИПВ среди прочего распространяла на экономику (выступая против "монополизма, спекуляции, ростовщичества и других отрицательных экономических явлений"). Партия также требовала, чтобы в школах преподавалась та литература, которая пропагандирует исламские ценности. В программе отмечалось, что изучать следует и немусульманскую литературу, но в том случае, если конкретные произведения "соответствуют исламским ценностям, пропагандируют здоровый образ жизни".
Власти, видя растущее влияние исламистов, пытались помешать их легализации. В упомянутый закон 1990 года "О свободе совести и религиозных организаций" был включен прямой запрет на создание "каких-либо партий религиозного характера, их организационных структур".
Однако уже через месяц после съезда - в ноябре 1991 года - Исламской партии возрождения удалось добиться официальной регистрации. В тот период как раз происходила смена руководства республики. Прежний руководитель Кахар Махкамов ушел в отставку под давлением оппозиции. Сменивший его на посту президента Рахмон Набиев (он был избран в конце ноября) предпочел заключить с оппозицией соглашение (новый президент пообещал не преследовать оппозиционных лидеров, те в ответ пообещали не выходить за рамки закона).
Что касается демократической оппозиции, сформировавшейся в Таджикистане перед распадом СССР, то составить серьезную конкуренцию ИПВ она не смогла. Движение "Растохез" и отколовшаяся от нее Демократическая партия Таджикистана, начав под лозунгами демократии и национального возрождения, постепенно стали сближаться с исламистами. В годы гражданской войны движение "Растохез" вообще оказалось в рядах "Объединенной таджикской оппозиции" - сторонников исламизации страны. Аналогичную позицию заняла и Демократическая партия.
Гражданскому противостоянию в Таджикистане предшествовали события, произошедшие в феврале 1990 года в Душанбе. Тогда митинг, начавшийся из-за слухов, перерос в погромы и массовые беспорядки. Подоплека событий отличалась от той, которая позднее привела к гражданской войне. Тем не менее, беспорядки в Душанбе продемонстрировали, что угроза массовых экстремистских выступлений в республике реальна и что быстро пресечь эти выступления власти не способны.
Поводом для беспорядков стали слухи, распространявшиеся в связи с приездом в Душанбе армянских беженцев (армян, которые в прошлом жили в Баку, но после прошедших там погромов бежали к родственникам в Таджикистан). Распространители слухов утверждали, что власти якобы согласились предоставить беженцам квартиры в столичных новостройках - предназначенные для тех душанбинцев, которые давно дожидались очереди на новое жилье.
Слухи подействовали. 11 февраля у здания ЦК компартии Таджикистана состоялся митинг, участники которого (несколько сотен человек) потребовали от властей объяснений. На следующий день на митинг пришли уже несколько тысяч человек. При этом наряду с антиармянскими выступлениями стали звучать и лозунги, направленные против тогдашнего главы республики - первого секретаря ЦК компартии Кахара Макхамова. К тому времени большая группа армянских беженцев решила покинуть Душанбе: на двух самолетах их отправили в Ереван.
Власти Таджикистана, со своей стороны, не приняли мер, чтобы успокоить толпу. Очевидцы тех событий считают, что выступление главы республики могло бы разрядить обстановку. Однако Макхамов к митингующим не вышел.
Обстановка у здания ЦК обострялась, начались столкновения с милицией. Милиция в итоге применила оружие. Разозленная толпа пошла по городу, устраивая погромы и поджоги, переворачивая машины. Жертвами погромов стали представители нетаджикского населения (в частности, русские). Параллельно начались грабежи магазинов и складов.
13 февраля - на следующий день после начала погромов - в Душанбе были переброшены армейские подразделения, в городе был введен комендантский час. После этого беспорядки прекратились. Всего за несколько дней были убиты более 20 человек, более 500 получили ранения.
Позднее Каххор Махкамов, возглавлявший республику, заявил, что к организации беспорядков была причастна оппозиция (по выражению бывшего партийного функционера - "люди, которые стремились к власти"). Из его объяснений следовало, что оппозиция хотела дестабилизировать обстановку и для этого якобы даже заручилась "поддержкой высокопоставленных представителей КГБ". Высказывалась и противоположная версия, в которой также фигурировали представители КГБ: из нее следовало, что беспорядки были устроены местной властью (с помощью представителей спецслужб), пытавшейся таким образом создать повод для подавления оппозиционных движений.
После февральских событий первый секретарь ЦК компартии Таджикистана Кахар Махкамов подал в отставку. На деле, правда, увольняться ему не пришлось: пленум ЦК отставку не принял. Позднее Махкамов ненадолго занял созданный в республике пост президента - в этой должности он пробыл до конца августа 1991 года.
Отставку главы республики в итоге спровоцировало его поведение во время августовского путча в Москве. Глава республики тогда не внял просьбам оппозиционеров осудить ГКЧП и занял выжидательную позицию. В сложившейся ситуации он поступил примерно так же, как и большинство руководителей советских республик. Однако оппозиция использовала как повод для того, чтоб обвинить президента в поддержке ГКЧП и потребовать его отставки. 31 августа Махкамов оставил свой пост.
Вскоре после его отставки - 9 сентября 1991 года - Таджикистан официально объявил о независимости. Позднее, вместе с большинством бывших советских республик, он вошел в состав Содружества независимых государств.
lenta.ru
===================================================================
ДЕКЛАРАЦИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ ТАДЖИКСК0Й СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Верховный Совет Таджикской Советской Социалистической Республики :
глубоко осознавая историческую ответственность за судьбы таджикского народа и его национальной государственности,
исходя из неотъемлемого права каждого народа на самоопределение,
сознавая, что свободное и равноправное объединение советских наций в рамках обновленного СССР гарантирует их всестороннее развитие,
подтверждая уважение достоинства и прав людей всех национальностей, проживающих в Таджикской ССР,
во имя обеспечения каждому человеку права на достойную жизнь,
выражая волю народа Таджикской ССР,
торжественно провозглашает суверенитет Таджикской Советской Социалистической Республики и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство,
1. Таджикская Советская Социалистическая Республика есть суверенное многонациональное государство.
Государственный суверенитет Таджикской ССР выражается в единстве и верховенстве государственной власти на всей территории Таджикской ССР и независимости во внешних сношениях.
2. Граждане Таджикской ССР, независимо от их национальности, составляют народ Таджикской ССР, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Народ осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции
Таджикской ССР.
Ни одна политическая партия, общественная, религиозная организация, массовое движение, группа людей или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Таджикской ССР. Это право принадлежит только Верховному Совету Таджикской ССР.
3. Государственная власть в Таджикской ССР осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
4. Таджикская ССР на своей территории самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социально-культурным строительством, за исключением тех, которые ею добровольно будут переданы Союзу ССР.
5. На территории республики устанавливается верховенство Конституции Таджикской ССР и законов Таджикской ССР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Таджикской ССР, приостанавливается Верховным Советом Таджикской ССР. Разногласия между Таджикской ССР и Союзом ССР по поводу законности актов разрешаются в установленном порядке.
Все граждане Таджикской ССР, лица без гражданства, государственные, общественные и религиозные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Таджикской ССР и законами Таджикской ССР и находятся под защитой закона.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории республики осуществляет прокурор Таджикской ССР, назначаемый Верховным Советом Таджикской ССР. Прокурор Таджикской ССР ответственен и подотчетен Верховному Совету Таджикской ССР.
6. Таджикская ССР признает и уважает суверенные права Союза ССР и союзных республик; строит свои взаимоотношения с ними на основе договоров, соглашений; может иметь своих полномочных представителей в других союзных республиках.
7. Таджикская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза ССР в порядке, устанавливаемом союзным договором и основанном на нем законодательстве.
8. В Таджикской ССР все политические партии, общественные организации, массовые движения, действующие в рамках Конституции Таджикской ССР, являются равноправными, им создаются условия для участия в управлении государственными и общественными делами.
9. На территории Таджикской ССР устанавливается республиканское гражданство. Каждый гражданин Таджикской ССР одновременно является гражданином СССР.
10. Таджикская ССР гарантирует всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории республики, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, всю полноту прав и свобод, предусмотренных Конституцией Таджикской ССР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.
Таджикская ССР проявляет заботу и принимает меры по охране и защите интересов граждан Таджикской ССР, находящихся за пределами республики.
11. Территория Таджикской ССР является неприкосновенной и не может быть изменена без согласия ее народа.
12. Таджикская ССР имеет исключительное право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством республики. Земля, ее недра и другие природные ресурсы на территории республики являются исключительной собственностью Таджикской ССР.
13. Таджикская ССР образует специализированные банки, самостоятельно определяет финансовую, кредитную и ценовую политику.
14. Таджикская ССР обеспечивает национально-культурное возрождение таджикского народа, его добрые исторические обычаи и традиции, а также гарантирует всем национальностям, проживающим на территории республики, гражданские, политические, экономические права и их свободное национально-культурное развитие.
15. Таджикская ССР осуществляет непосредственные сношения с иностранными государствами, заключает с ними договоры экономического, культурного и научно-технического характера, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, в случае необходимости принимает участие в деятельности международных организаций.
16. Таджикская ССР является сторонником общепризнанных принципов и норм международного права, решения всех разногласий политическими средствами, уважает права, свободы и суверенитет всех народов и стран, стремится к дружбе, братству и дальнейшему прогрессу во всем мире.
17. Ежегодно отмечать 14 октября как день образования Таджикской Советской Социалистической Республики, объявив его выходным днем.
18. Символы государственного суверенитета Таджикской ССР -герб, флаг, гимн - являются священными, их неприкосновенность охраняется законом.
19. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции Таджикской ССР, заключения Союзного договора.
Декларация принята 24 августа 1990 года на второй сессии Верховного Совета Таджикской ССР двенадцатого созыва.
ЗАЯВЛЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Принимая во внимание революционные изменения в СССР и уважая стремление входящих в него суверенных республик по-новому построить отношения между собой,
- исходя из права народов на самоопре¬деление и сознавая ответственность за судьбу народов, населяющих Таджикистан,
- подтверждая свою приверженность Все¬общей Декларации прав человека, другим общепризнанным нормам международного права и Декларации прав и свобод чело¬века, принятой V внеочередным Съездом народных депутатов СССР,
- стремясь к созданию демократического правового государства, обеспечивающего надлежащий уровень жизни, гарантирую¬щего защиту чести и достоинства каждого гражданина,
- в соответствии с принятой 24 августа 1990 года Декларацией о суверенитете Ре¬спублики Таджикистан.
Верховный Совет провозглашает госу¬дарственную независимость Республики Таджикистан.
Республика Таджикистан выступает за заключение договора о Союзе суверенных государств, экономического соглашения между суверенными и независимыми госу¬дарствами на равноправных и взаимовы¬годных условиях при свободном выборе форм своего участия в договоре и со¬глашениях, является сторонником созда¬ния системы коллективной обороны и бе¬зопасности Союза суверенных государств.
В международных отношениях Респуб¬лика Таджикистан выступает в качестве самостоятельного субъекта международ¬ного права, добиваясь в своей деятельно¬сти достижения прочного мира, ликвида¬ции ядерного и другого оружия массово¬го уничтожения, недопущения примене¬ния силы в решении спорных вопросов и противоречий между суверенными государствами, развивая сотрудничество меж¬ду ними в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Республика Таджикистан объявляет се¬бя открытой для непосредственного подпи¬сания равноправных и взаимовыгодных двусторонних и многосторонних соглаше¬ний и договоров, не ущемляющих интере¬сы каких-либо суверенных государств, со всеми партнерами без всяких предвари¬тельных условий.
Принято на внеочередной сессии Вер¬ховного Совета Республики Таджикистан двенадцатого созыва.
9 сентября 1991 года.