ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В первой главе «Предпосылки к появлению самодеятельных организаций и их возникновение» проводится ознакомление с историей вопроса, основными вехами развития отечественной неформальной субкультуры. В этом же разделе предпринята попытка вычленения основных причин формирования самоуправляющихся структур и мотивов участия в них. Даны также основные типологические характеристики явления, его функции.
Было выяснено, что «неформальность», как социальное явление психологического порядка, связана в первую очередь с попытками человека максимально проявить свои индивидуальные качества в обществе. В подавляющем большинстве случаев на первый план выходят именно духовно-психологические мотивы, подтверждающие, что неформалы - это, прежде всего движение духа. Вероятно, превращение обычного человека в неформала - частный случай более общего процесса перехода из одной стадии психологического развития к другой. Для того чтобы стать неформалом, гражданин должен был перейти грань от «человека иерархического» к «человеку идеологическому»1. Чтобы сделать это ему необходимо было, образно выражаясь «убить в себе государство», что предполагало наличие у него следующих приоритетов: личных ценностей над государственными, собственных мировоззренческих убеждений над государственной идеологией (пропагандой), индивидуального - над массовым, духовных ценностей над материальными и т.д. Основной притягательной силой неформальных групп было сочетание практического действия с атмосферой доверительного, интенсивного общения на глобальные темы. Среда неформальной группы давала человеку ощущение причастности к социальному творчеству грандиозного масштаба. Кроме внутренней самореализации для человека неформальные организации придавали ускорение индивидуально-психологическому развитию, образовывали сети взаимосвязанных самоуправляющихся слабо контролируемых властями структур, участники которых за пределами своих организаций уже не могли «жить по старому».
__________________________________________________________________________
1 Шубин А. Ритмы истории. Периодическая теория общественного развития. М, 1997. С.37.
Необходимо также отметить, что «неформальное движение» не является сугубо специфическим явлением советской истории. Различные неофициальные объединения людей с общими взглядами, типами поведения известны с глубокой древности. Более того, в любом демократическом обществе определенный процент населения всегда вовлечен в деятельность различных «внесистемных» и альтернативных формирований, а их наличие является важнейшим индикатором демократического здоровья нации.
Реальное представление об истории становления и функционирования отечественного неформалитета, причинах его формирования, мотивах участия, знание основных характерных черт, структуры и функций позволяет вычленить основные тенденции развития неформальных объединений.
Во-первых, с середины 70-х гг. резко возросло количество спонтанно возникающих групп и объединений (в массе своей молодежных). Причем этот рост постоянно усиливался. С одной стороны, это были различного рода любительские объединения, работающие под «официальной крышей» (клубы, дворцы культуры, школы и т. д.). С другой - группы, которые не сотрудничали с официально признанными организациями и имели первоначально довольно узкую социальную базу.
Во-вторых, к середине 1980-х гг. стал намного богаче, чем когда-либо прежде, спектр интересов стихийных групп и любительских объединений. Всплеск активности неформалитета в современном значении этого слова произошел после принятия в стране курса на радикальное обновление общества. Начавшиеся с 1985 года процессы демократизации и гласности не только пробудили к активной социальной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Решение этих задач в рамках прежних общественных формирований было либо затруднительно, либо просто невозможно, и, как следствие, появились новые самодеятельные объединения. Если взять за точку отсчета 1985 год, общественно-политический неформалитет был в основном представлен узкими кружками единомышленников и друзей; в 1986 году кружковая среда сохранилась внутри складывающихся клубных структур, для 1987 года стали характерны конференции, в результате которых возникали межклубные ассоциации со своими руководящими органами, самиздатовской печатью и стремлением к окончательной легализации.
В-третьих, по нашим подсчетам, именно к 1987 г. можно было уже говорить о переходе самодеятельных движений в новое качество: начался активный процесс консолидации отдельных групп, течений, движений во всех вертикальных и горизонтальных направлениях. В названном году прошло более 80 различных региональных, республиканских и всесоюзных слетов, съездов, фестивалей встреч и т. д. вне официальных структур1.
Но на базе этих объединений еще не могли образоваться организации партийного типа. Помимо идеологической расплывчатости программных установок этому препятствовал и крайне низкий уровень организационной культуры, делающий бесплодными попытки "профессионализировать" неформальные объединения. С 1988 года самодеятельное общественно-политическое движение переживало кризис, когда исчерпанными оказались возможности клубно-кружковой формы, не имеющей возможности реализовать задачи политического влияния на широкой массовой основе, оказавшейся не способной без сильной сплоченной организации "переварить" большой приток новых участников в движение и, кстати, возникшей потребности в освобожденном аппарате внутри движения. Дело шло к достаточно последовательному образованию структур из некой аморфной массы, в процессе своей политизации как бы образующей центры кристаллизации. Иными словами, движение неформальных политизированных организаций в новых условиях усиливавшегося социального недовольства и нарастающего участия общества в активных формах политической борьбы неизбежно должно было принимать новые организационные формы, более соответствующие изменившимся обстоятельствам.
В целом же первые неформальные объединения, образовавшиеся за пределами государственно-партийной системы, её контрольных функций, имели значение опыта социальной активности индивидов во внепартийном пространстве. Они выступили "прообразами" будущей многопартийности и вместе с тем начальной школой политического лидерства, активизма, они показали перспективы развития всевозможных идейных ориентации. Таким образом, в общем виде неформальное движение клубно-кружкового типа 1986-1988 гг. можно охарактеризовать как складывание идеологических и организационных предпосылок становления протопартийных структур и многопартийности.
Во второй главе - «Особенности формирования и функционирования массовых объединений и движений» в качестве таковых исследуются возникшие практически во всех крупных городах России Народные фронты; предвыборные объединения и их производные - «парламентские фракции»; а также Объединенные фронты трудящихся. Разбирается, общее и особенное в способах формирования и характере функционирования национально-республиканских и российских городских Народных фронтов.
1 Плаксий С. Неформалы: сыновья или пасынки? // Полит. образование. 1988. № 7. С. 84.
Как уже отмечалось выше, к началу 1988 г. неформальное движение в СССР вступило в стадию генерализации, на которой различными неформальными организациями были предприняты попытки к объединению на основе критического отношения к социально-политической действительности. Именно в этом году в результате стихийных массовых акций по всей стране стали формироваться Народные фронты. (Причем следует отметить, что поводами для проведения акций часто служила необходимость подготовки к мероприятиям, инициированным органами государственной власти: к XIX Всесоюзной партконференции и особенно - к выборам народных депутатов СССР с ноября 1988 г. по весну 1989 г.).
Новый виток перестройки, порожденный кампанией по выборам народных депутатов СССР, изменил ситуацию. Неформальные объединения обрели реальную независимость от "формальных" структур и стали обычным явлением. Они появились почти повсеместно. Смутные "общие идеи" и хлесткие лозунги 1986-1987 годов стали вытесняться все более основательными платформами и программами; эклектичные "теории" - все более глубокими предложениями. Любопытство широких слоев населения к "экзотичности" неформальных объединений перерастало во все более осмысленную их поддержку.
Вместе с тем цели и программы объединений стали все больше поляризоваться. Некоторые из них ссорились и изничтожали друг друга еще в колыбели, другие, встав на ноги, бросились состязаться друг с другом в радикализме, нередко доводя это соперничество до экзальтированного нигилизма и экстремистских способов деятельности. Так, в противовес национальным "народным фронтам" рождались "интерфронты", стенкой на стенку шли друг на друга образования вроде "Демократического союза" и "Памяти". Но, самое важное, уже мало кто сомневался, что движение неформальных объединений переросло в значительный фактор общественной жизни, стало ее новым субъектом, что это движение впрямую связано с идеологией перестройки и стало ее общественно-политическим инструментарием. Народные фронты, некоторые другие подобные организации в республиках, областях, городах обрели масштаб массовых общественных движений, с которыми стали считаться местные партийные комитеты и Советы, республиканские компартии и правительства. Есть основания утверждать, что, выступая в качестве политических лобби, эти движения даже взяли под свой контроль многие действия официальной власти, а порой стали "срастаться" с нею, причем на своей, "народнофронтовской" платформе.
Выборы 1989 и 1990гг., с одной стороны, показали, что социальная поддержка правящей номенклатуры стремительно сокращается, общество испытывает потребность в новых идеологических ориентирах, а с другой стороны, они дали сильнейший стимул к самоорганизации массового общественного движения, к формированию первых в истории СССР парламентских фракций, к появлению новых, демократически ориентированных лидеров, развитию протопартийных структур, которые рассматриваются в заключительной главе.