Художественный фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние"

Jan 18, 2011 23:28

35 лет назад - 21 ноября 1986 года - в московском Доме кино состоялась кинопремьера антитоталитарного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

Ровно 35 лет назад - 1 ноября 1988 года - по Первой программе Центрального телевидения в самый прайм-тайм (сразу после программы «Воемя») состоялась телепремьера антитоталитарного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние». На следующий день - 2 ноября - в эфире Второй программы отвели целый час на обсуждение этого знакового фильма телезрителями и кинокритиками.

=============

Воспоминания о премьере фильма «Покаяние»

https://youtu.be/SvExGGsOU5U?si=QbbadmrD_zR3P77j

========

«Покаяние» 40 лет спустя

https://ed-glezin.livejournal.com/2005678.html

==========







В 1987 году фильм выходит в широкий прокат. Киношедевр, название которого стало одним из слоганов освободительной Перестройки Горбачева, как позже выразится сам Михаил Сергеевич, был создан «под прикрытием [Эдуарда] Шеварднадзе», тогда - первого секретаря ЦК Компартии Грузии. С 1984 года фильм лежит на полке. «Покаяние» становится одним из главных символов перемен, давших начало дискуссиям о советском прошлом. Образ главного героя, сыгранного Автандилом Махарадзе, внешне воплощает в себе и Берию, и Гитлера, и Муссолини. Фраза «К чему дорога, если она не приводит к храму?» становится крылатой.

«Авторы фильма входят со зрителем в немой договор: то, что нам рассказывают, не сводимо к какой-то одной исторической фигуре, хотя у людей старших поколений на памяти слишком много такого, что заставляет воспринимать этот «сюр» почти как документализм, - пишет в дни начала массового показа кинокритик «Московских новостей» Владимир Лакшин. - Ведь живо не одно поколение, которое помнит времена жестоких репрессий, нарушения социалистической законности, которое было свидетелем преступной деятельности Лаврентия Берия. <…> Появление на экранах фильма «Покаяние», я уверен, станет заметной вехой для советского и всего мирового кинематографа. Пусть читатель не сочтет это преувеличением. Мы столь много хвалили поспешно и зазря, что не знаешь, какие слова подобрать, когда в нашем киноискусстве возникло явление, которое для многих людей станет душевным потрясением, многих побудит задуматься».

«Вы можете себе представить более значительное произведение против тоталитаризма, чем «Покаяние»? - задавался риторическим вопросом Эдуард Шеварднадзе в интервью американскому журналу «Вестник» в 1998 году. - А я дружил с Тенгизом. Однажды он принес мне сценарий и сказал: «Знаю, конечно, это нельзя будет снимать, но все-таки прочтите». На следующий день я летел в Москву и уже в гостинице ночью начал читать сценарий и дочитал его до конца к трем часам ночи. Не смог заснуть, представляя себе, как это будет выглядеть на экране. Утром дал прочесть сценарий жене. Она была в шоке, так как перенесла все эти несчастья - расстрел отца, преследования семьи… Когда я вернулся из Москвы, пригласил Тенгиза и сказал ему: «Ты не имеешь права не снять этот фильм, но на экраны он не выйдет… Даже я в Грузии не могу тебе помочь. Москва не даст тебе снимать этот фильм. Но ты сделай что хочешь, но сними, положи на полку - придет время, этот фильм будет уникальным». Должен сказать, что Нугзар Попхадзе, который руководил тогда телевидением, нашел 600 000 рублей - у него были хорошие отношения со своими московскими руководителями, - и в Москве даже не открыли сценарий… Когда встал вопрос о выпуске «Покаяния» на экраны, начались запреты, исключения из партии и т. д. Уже во время перестройки Горбачев, Яковлев и я были за прокат этого фильма, но решающее слово, как ни странно, сказал Лигачев… Семья его жены, как и моей, пережила все те же несчастья. Когда они с женой посмотрели фильм, Лигачев был настолько тронут, что не смог скрыть этого и сказал, что фильм необходимо показать».

В свою очередь Михаил Горбачев отмечает в мемуарах, что фильм, наравне с романом Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» , «помог преодолеть опасения последствий разоблачения тоталитаризма» и «произвел впечатление разорвавшейся бомбы, стал явлением не только художественным, но и политическим». «Идеологи предлагали обсудить на Политбюро, пускать ли его в широкий прокат, - добавляет он. - Я воспротивился, считая, что вопрос этот должны решать сами кинематографисты, творческие союзы. Там только этого и ждали. Так был создан прецедент, и скоро с полок посыпались произведения, задвинутые туда цензурой».

http://gorbymedia.com/post/05-13-15-1986









Четверть века незавершающегося покаяния (Кетеван Абуладзе об отце и его фильме)

Владимир Тольц: 25 лет назад, в 1986, с "закрытых" просмотров начал свой экранный путь снятый еще в догорбачевскую пору фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние". На большой советский экран он вышел в 1987. И в том же году был обмечен Гран-при на Каннском кинофестивале. Были о другие награды. А главное то, что именовалось в прессе, "широкий общественный резонанс", связанный прежде всего с очередной ревизией советского исторического мифа.

1987. Разговоры после просмотра "Покаяния". (Фрагмент фонограммы из фильма В.Балаяна "Ностальгия по оконному стеклу":

- Интересно посмотреть так ли это, как мы знаем, или по-другому понимают новые режиссеры.

- Что было я знаю, я хотел бы видеть - смогут ли показать.

- Без волнения я говорить не могу. Мне, конечно, хотелось бы, увидев этот фильм, то, что я мальчишкой помню, а теперь уже взрослый человек 60 лет, убедиться в том, что, действительно, правда восторжествовала.

- Хочется знать, как нам преподнесут все то, что мы видели в свое время. Мы были детьми. Что пережили родные, близкие, друзья. Мы очень много не знали. Во-первых, и возраст наш был недоступный для этих еще информаций. Вообще, что мы знали? В Кремле не знали. Сам Сталин сидел и не знал, что Берия делает…

- Наше довоенное время, когда было очень тяжело. То же самое и сегодня - те же самые вопросы, так же могут и кого-то засудить, и кому-то не поверить, обвинить и т. д.

Владимир Тольц: Даже в дискуссиях разговорившихся в ту далекую перестроечную пору киноведов (да и через 20 лет тоже) смысловая политическая составляющая абуладзевского шедевра анализировалась куда основательнее художественных особенностей этой кинопритчи. Попутно создавался и миф ее рождения. Молва наращивала его разного рода конспирологическими деталями вроде рассказов о противостоянии отстаивавшего фильм Эдуарда Шеварднадзе и КГБ.

Дальше тут: http://www.svobodanews.ru/content/transcript/2277758.html

Как снимали «Покаяние»
http://istpamyat.ru/lyudi-i-sudby/kak-snimali-pokayanie/



Х/Ф Покаяние
https://www.youtube.com/watch?v=GqPEKR1ZLEs

image Click to view











«Покаяние» - жестокая притча Тенгиза Абуладзе» Программа передач Светланы Сорокиной.

Эта философская притча выдающего мастера грузинского кино перевернула сознание огромного числа зрителей и стала знаковой с момента выхода на экран. Но на вопрос, прозвучавший из уст героини Верико Анджапаридзе «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?», мы так и не ответили по сей день.

В студии «Программы передач» Светланы Сорокиной кинокритик Андрей Плахов рассказывает, какую роль в судьбе картины сыграл Первый секретарь ЦК Грузии Эдуард Шеварднадзе. Писатель и публицист Лев Аннинский и правозащитник Михаил Федотов объяснят, почему они испытали шок, посмотрев этот фильм. Известный историк, сын репрессированного командира Красной Армии Рой Медведев и историк Александр Колпакиди поспорят о том, какую роль сыграл Сталин в судьбе России? Как относиться к сталинским репрессиям? Нуждается ли общество в покаянии за грехи того времени?

Запись всей передачи тут: https://vk.com/video?q=покаяние&z=video590563_158998443

https://youtu.be/7Ufs7DRQx_E

image Click to view



Леонид Парфенов о фильме "Покаяние"

https://www.youtube.com/watch?v=0TD-prjT_iM

image Click to view



ПОКАЯНИЕ Тенгиза Абуладзе
https://www.youtube.com/watch?v=2cvRg8tEG4w

image Click to view



===================

Журнал "Дилетант" о фильме "Покаяние":

https://diletant.media/articles/36136166/

=================




Из рецензии 1987 года:
http://kino-cccp.net/dir/1-1-0-2365

«Покаяние» впервые за долгие годы пробило брешь в полосе «фигуры умолчания» о наиболее острых и болезненных событиях отечественной истории XX века.

Разумеется, Тенгиз Абуладзе обращается к проблеме более широкой, чем конкретное проявление «культа личности» второй половины тридцатых годов. Главный герой фильма некий Варлаам Аравидзе в блистательном исполнений Автондила Махарадзе даже внешне похож на нескольких диктаторов - черная рубашка Муссолини, квадратик усиков Гитлера, пенсне в золотой оправе Берия... Но тем не менее в контексте условной, полуфантастической атмосферы притчи, где обращение «господин» совмещается с ультралевыми лозунгами маоистского толка, и автомобили - с рыцарскими доспехами и средневековыми мантиями судей, главенствующим остается узнаваемый материал нашей истории.

Ее трагические страницы особенно ощутимы в сцене, когда один из арестованных Варлаамом бывших руководителей без тени иронии обвиняется в заговоре с целью прорыть туннель «от Бомбея до Лондона», а сам диктатор торжественно объявляет на митинге, что из каждых трех человек «четверо - враги», и, если надо, он поймает черную кошку в темной комнате, даже если ее там нет…

Варлаам Аравидзе, безжалостно сеющий вокруг себя зло, во имя якобы «гуманистических идеалов», активно и целенаправленно плодит вокруг себя доносчиков, нерассуждающих исполнителей, слащавых льстецов. При этом Варлаам любит похвастаться своим демократизмом, мнимой любовью к искусству. Даже Шекспира почитает и оперную арию споет. На словах поддержит просьбу художника о спасении памятника древнего зодчества. Но за зловеще поблескивающими стеклами очков маленькие глазки наполнены ядовитым холодом змеи, готовой в любой момент нанести смертельный удар. Всей своей пластикой Варлаам напоминает гиену, под покровом ночи выбирающей свою беззащитную жертву.

Но не только ради разоблачения негативных страниц прошлого поставил «Покаяние» Тенгиз Абуладзе. Если бы он ограничился задачей восстановления истины в истории, значение фильма было бы, наверное, меньшим. Но «Покаяние» не только картина об истории, но и о том, как эта история влияет на будущее, на тот мир, в котором мы живем. Вот почему так важна в фильме линия наследника Варлаама Аравидзе - его сына Авеля, преуспевающего государственного чиновника (эта роль тоже сыграна А. Махарадзе) и восемнадцатилетнего внука. А ведь уже никого не арестовывает и не убивает. В крайнем случае, он может «помочь» неугодному человеку «подлечиться» в психиатрической клинике. Он одет в превосходно сшитый костюм, отнюдь не напоминающий полувоенный френч. Его жесты и движения неторопливы и полны отчетливо осознаваемой значительности. У него превосходный особняк, отличный автомобиль, красивая жена, послушный сын... И он, разумеется, ничего не хочет менять в этой обеспеченной, запрограммированной на много лет вперед жизни. Ворошить историю, докапываться до истины - помилуй бог, зачем? Пусть Варлаам и совершил когда-то «отдельные ошибки», но для чего об этом вспоминать, бередить старые раны? А то как бы чего не вышло... Сын Варлаама лишен активности отца, он живет на счет отцовского «фундамента». Авель и его друзья провозгласили своим лозунгом «бег на месте общепримиряющий»...

Знакомая фигура, не правда ли? Еще недавно такого типа люди во многом определяли развитие отечественной экономики и культуры, солидно сидели в кабинетах с бесчисленными телефонами…

Трагедией обернулась для Авеля его «жизненная позиция», с которой не смог согласиться его сын, поверивший в правоту слов дочки погибшего Сандро Баратели, - Кетеван, открыто заявившей на суде, что такие люди, как Варлаам, не имеют права даже быть преданными земле после смерти.

Во многих рецензиях, появившихся еще до выхода «Покаяния» на экран, сюжет фильма пересказывался весьма детально, что вызвало, на мой взгляд, обоснованное

недовольство читателей, которые хотели самостоятельно «войти в течение реки» картины. Вот почему мне хотелось в этих заметках, не затрагивать подробности сюжета, поделится теми чувствами и мыслями, которые вызвал этот фильм…

Фильм Тенгиза Абуладзе подтвердил простую истину, которую почёму-то в течение долгих лет не могли понять чиновники от искусства: аудитории нужны не только зрелищные, развлекательные ленты. Зрителям необходима правда. Без прикрас умалчиваний. Без помпезного блеска и «выбранных мест» из истории.

Многие художники в течение последних десяти-пятнадцати лет были вынужден говорить правду эзоповым ком, погружая ее в подтексты. Отсюда и нередко возникавшие «ножницы» между высоким художественным уровнем иных картин и их зрительским успехом. Т.Абуладзе задумывал и снимал свой фильм именно в эту эпоху, но его «шифры» демократичны своей сути. Аллегории и символика «Покаяния» не мешают автору называть вещи своими именами. Это протест против любой власти, основанной на бесчеловечной диктатуре, Т.Абуладзе убежден, что наследники Варлаама Аравидзе не смогут взять верх в обществе, повернуть его вспять, в тихую заводь болота; мнимых успехов и дутых цифр. Но для того, чтобы этого не случилось, нам необходима историческая память...

Александр Федоров
15 марта 1987 г.







===========

Из комментариев в Фейсбуке:

Елена Селицкая

Эпохальный фильм... Без преувеличения! Очень сильные параллели с нынешним временем видятся...

Анна Готлиб

Фильм- гениальный, много раз вскй семье смотрели и восторгались.Да, к несчстью, много параллелей...

Галина Рогова

В нашем институте мировой экономики и международных отношений, накануне выхода фильма на большой экран, фильм презентовал сам режиссер. После просмотра ему устроили бурную овацию.

Людмила Иовчук

Эмоции были сильнейшие. Знаковый фильм эпохи.

Татьяна Смирнова

Фильм гениальный. Как бы надо его показывать постоянно по телевизору.

Геня Блох

Это был самый достойный фильм из СССР,который должен был быть представлен на Оскар.И он бы его получил! А "Жизнь и судьба " В.Гроссмана достойны были Нобелевской премии по литературе.Кто из молодого поколения этот фильм смотрел,а книгу читал? Думаю,что немногие.

Татьяна Матехина

"Покояние" - шок, потрясение и одновременно красота, главная героиня, ее родители, работа оператора, музыка, костюмы...

Дмитрий Тикос

Выйдя из кинотеатра Ленинград с другом после просмотра, до дома мы шли молча, такое впечатление произвел фильм, нам было по 16.

Вадим Домалчук

Тогда он вызвал шок и желание узнать больше. А узнавая больше понимал ужас обмана в котором живём.

Ольга Ерошенкова

Фильм поразил, вышли после просмотра и не могли разговаривать.

Дина Мухамедхан

"Покаяние" - это вечный антидот, это моральный урок всем поколениям, чтобы не повторялись ужасы былых трагедий. Чтобы не гибли миллионы людей по воле тиранов. Уроки сталинских репрессий, к сожалению, до сих пор не извлечены. Необходима Достойная Память о погибших, о безвинно пострадавших людях. Но есть случаи увековечения палачей и сегодня. Значит Покаяния еще не произошло.... И фильм этот как набат зовет к памяти, к совести. Этот фильм будет всегда и везде нужен.

Наталья Лофик

Удивительный фильм!
Это действительно покаяние.
Это то, чего так хотели , но так и не дождались от этой жуткой империи зла.
Напротив, она возраждается на наших глазах.
И фильм этот потрясающий не является для нее "скрепой"
Она породила нового монстра.

Валерий Булатов

Помню. Глоток свежего воздуха!

Евгений Скуратович

А теперь Покаяние осталось под толстым слоем соловьиного помета. Как легко из человека сделать злобное животное и наоборот. Вот только наоборот получается при велаканах духа, о не при злобных карликах.

Майа Зигель

Этот фильм должен увидеть каждый даже в наши дни. И не только те, кто пострадал от репрессий, но и новое поколение. Чтобы это никогда не повторилось, и все знали .как это было...

Наташа Коприева

Именно после этого фильма я возненавидела совок. До этого просто не знала.

Вадим Абрамов

Потрясающий фильм! Сколько раз смотрел уже не помню,но каждый раз он производил неизгладимое впечатление и я открывал все новые и новые грани жизни моих предков, которые это пережили.

Раиса Калика.

Видела этот фильм. Гениально. Как будто читала повесть о том, что без покаяния за содеянное: страх, доносы, лагеря, уничтожение личности, унижения и многое другое, снова и снова будут ставить на пьедестал тирана, ждать возвращения режима «твёрдой руки»

Алексей Митрофанов

Всем, кто любит сталинские времена надо посмотреть этот фильм, постараться поставить себя на место главных героев! Может спадет с глаз пелена!

Валерий Тарусин

Я помню своё ощущение и чувство общности с теми , кто выходил из к/т Россия после просмотра!

Надя Кузнецова

Я помню шок и страх что все может повториться. Этот фильм не видела с тех пор.

Максим Матюшин

В 1986 году было больше свободы и смелости у режиссеров и партии чем сейчас.

Ольга Радько

Этот фильм - до сих пор одно из сильнейших моих киновпечатлений в жизни, а Мераб Нинидзе - один из любимых актеров.

Ольга Черная

Этот фильм надо смотреть всем. А тем, кто не хочет, принудительно! И пусть это принуждение будет единственным принуждением такого рода. Пусть это будет уроком для тех, кто скучает по сильной руке.

Зоя Рашидова

Отстояла в очереди в Москве в кинотеатр "Россия" . Желающих посмотреть фильм видимо -невидимо, хвост толпы достигал памятника Пушкину. Долго ходила под впечатлением, дышала воздухом перемен, которые неотвратимо надвигались.

Александр Волошин

"Покаяние" Абуладзе и захаровский фильм "Убить дракона" - необходимо показывать в прайм-тайм еженедельно. включить в школьные программы...

Виктория Ивлева

Так получилось, достаточно случайно, что за несколько дней до премьеры ПОКАЯНИЯ в Москве я была в Тбилиси и имела счастье чуть-чуть поговорить с Тенгизом Евгеньевичем Абуладзе, создателем этой картины, ставшей главным фильмом перестройки. Дурой я была тогда почти полной, правильных киношных вопросов задавать не умела, о фильме толком никто ничего не знал, ходили слухи, что он про Берию... Нет, Берии в фильме нет, - отвечал мне батоно Тенгиз, поглядывая лукаво.
Берии в фильме и вправду нет, вернее, как бы нет, потому что он, конечно, есть, и именно бериевским духом, омерзительным обаянием ада, мучений и гибели, бериевскими жестокостью, ложью и вездесущностью - никуда от него не скрыться - его злобой и мстительностью пронизан этот фильм- трагическая сказка о как бы не нашей истории, хотя аллюзии были более чем прозрачны...
Почему-то до наших дней из всего ПОКАЯНИЯ дошла только фраза про дорогу, которая не нужна, если она не ведет к храму. И даже невероятную сцену со сплавляемыми бревнами, на которых заключенные пишут свои имена в робкой надежде. что кто-то увидит и сообщит родным, почти никто не помнит.

Благодаря знакомству с Абуладзе я попала в Большой зал Дома кино на Васильевской на премьеру ПОКАЯНИЯ. Это было осенью 1986. Других премьер с таким количеством людей, стоящих, висящих, лежащих, протискивающихся любым способом в зал, обивающих пороги служебного входа, я, пожалуй, не помню. Таких рыданий и оваций - тоже. Это было триумфальное шествие правды и перестройки.

Вот что еще помню из своих вопросов: я спросила Абуладзе, каким должен быть правитель, и ожидала долгого ответа с перечислениями.
Он ответил:
- Правитель должен быть добрым.

Тогда я совсем этого не поняла.
Теперь - понимаю.

На снимке: кадр из фильма. Сцена с бревнами.






























































image Click to view



image Click to view



image Click to view






























=============
















===========










===========












«Покаяние», ! - История Перестройки, 1987, ! - Кино Перестройки, ! - Десталинизация, ! - Гласность, Горбачев

Previous post Next post
Up