Письмо Хомейни Михаилу Горбачёву

Jan 29, 2024 20:03

35 лет назад - 4 января 1989 года - спецпредставитель аятоллы Хомейни передал в Кремле Михаилу Горбачёву послание от высшего руководителя Ирана.

Это письмо было единственным письменным посланием Имама Хомейни, направленным лидеру иностранного государства.

Письмо Имама Хомейни было передано иранскими политиками Абдоллой Джавади Амоли, Мохаммад-Джавадом Лариджани и Марзийе Хадидчи во время их визита в Москву.

Это была первая встреча на высшем уровне в истории советско-иранских отношений со времен исламской революции 1979 года.

«Ваша смелость и дерзание в подходе к реальным мировым событиям могут стать источником преобразований, которые изменят общую ситуацию в мире», - говорилось в послании.

«Ваша решительность в пересмотре учения, которое долгие годы держало за железной стеной революционных сынов мира, достойна всяческой похвалы и одобрения», - писал Хомейни.

В письме Имам Хомейни заявил, что коммунистический блок распадается, и предложил Горбачеву рассмотреть ислам как альтернативу коммунистической идеологии.

«Прошу Вас обратить особое внимание и со всей серьёзностью подойти к исследованию ислама, и не только потому, что ислам и мусульмане нуждаются в Вас, а ради высоких ценностей, которыми обладает исламский мир и которые могут принести успокоение и спасение всем народам и распутать клубок основных проблем, волнующих человечество», - уверял глава Ирана.

В своём послании лидер исламской революции утверждал: «Отныне коммунизм следует искать в музеях политической истории».

«Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с лёгкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества», - завершил Хомейни.

Манифест иранского лидера обсуждался даже на заседании Политбюро ЦК КПСС 24 января. «Было отмечено, что направление иранским руководителем послания является добрым знаком в развитии советско-иранских отношений. - Говорилось в официальном сообщении - Есть все условия для того, чтобы Советский Союз и Иран всегда жили мирно, по-добрососедски, активно и взаимовыгодно сотрудничали друг с другом в самых различных областях».

В таком же дипломатическом и примирительном тоне было составлено ответное письмо Михаила Горбачева «духовному лидеру» Ирана. 25 февраля министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварнадзе в Тегеране передал послание Горбачева в руки Хомейни.

Отвечая на письмо, советский лидер постарался обойти острые религиозные углы, ограничившись вопросами двусторонних отношений и регионального сотрудничества.

По воспоминаниям Шеварднадзе, имам «был разочарован». Видимо Хомейни рассчитывал на то, что советское руководство введет в СССР законы шариата и возьмет курс на исламизацию всей страны…

======================

Письмо аятоллы Хомейни

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного! Ваше Превосходительство господин Горбачёв, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, примите пожелания благополучия и счастья Вам и Вашему народу. С Вашим приходом к власти ощущается новый подход к анализу мировых политических событий и в особенности к вопросам, касающимся Советского Союза. Ваша смелость и дерзание в подходе к реальным мировым событиям могут стать источником преобразований, которые изменят общую ситуацию в мире. Поэтому я счёл необходимым привлечь Ваше внимание к некоторым проблемам.

Вполне возможно, что круг Ваших размышлений и новых решений не выйдет за пределы попыток преодоления внутрипартийных трудностей, а также вопросов, касающихся исключительно Вашего народа. Однако даже в этом случае Ваша смелость в пересмотре учения, которое долгие годы держало за железной стеной революционных сынов мира, достойна всяческой похвалы и одобрения. Однако если Вы решите пойти дальше по этому пути, то первым делом, которое несомненно послужит успеху Вашего начинания, является пересмотр политики Ваших предшественников, заключавшейся в отречении общества от Бога и от религии, что, безусловно, нанесло сильнейший удар народу Советского государства. Знайте, что нет более объективного подхода к мировым событиям.

Конечно, неправильные методы и ошибочные действия прежних коммунистических руководителей в сфере экономики могли привести к тому, что Вам явился цветущий сад Запада и заворожил Вас, но знайте, что истина не там. Если Вы пожелаете на этом этапе распутать только клубок экономических проблем социализма и коммунизма, обратившись с этой целью к очагам капитализма на Западе, то не только не излечите своё общество от недугов, но и придёте к тому, что другие будут вынуждены исправлять Ваши ошибки, ибо если ныне марксизм зашёл в тупик в своих экономических и социальных исканиях, то и западный мир погряз в тех же проблемах, только в другой форме и других сферах.

Господин Горбачёв!

Следует обратиться к истине. Основная проблема Вашей страны лежит не в вопросах собственности, экономики и свободы. Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, и это ведёт и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего.

Господин Горбачёв!

Всем ясно, что отныне коммунизм следует искать в музеях политической истории, ибо марксизм не отвечает ни одной из истинных человеческих потребностей, потому что это материалистическое учение, а материализмом нельзя спасти человека от кризиса веры и духовности, который является главной болезнью человеческого общества на Западе и на Востоке.

Господин Горбачёв!

Возможно, Вы ещё не отвернулись от марксизма, доказывая его правоту и впредь будете говорить о своей вере в него, однако Вы и сами понимаете, что это не доказуемо. Первым нанёс удар по коммунизму вождь Китая, второй и, видимо, последний удар нанесли Вы. Ныне уже не существует в мире того, что называется коммунизмом. Однако я настоятельно призываю Вас к тому, чтобы, разрушая здание марксистских иллюзий, Вы не оказались в плену Запада и Великого дьявола. Надеюсь, что Вы удостоитесь великой чести того, кто сметёт со страниц мировой истории и истории Вашей страны последние следы загнившего коммунистического мира, существовавшего 70 лет. Отныне союзные вам государства, сердца руководителей которых верны своей родине и народу, уже никогда не пойдут на то, чтобы растрачивать более свои природные ресурсы на доказательство успехов коммунизма, хруст костей которого уже услышан потомками.

Господин Горбачёв!

Когда с минаретов мечетей в некоторых Ваших республиках семьдесят лет спустя раздалось «Аллах Акбар!» и свидетельство о пророческой миссии Последнего Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), все исповедующие подлинный ислам Мухаммеда заплакали от восторга. Поэтому я счёл необходимым призвать Вас вновь обратиться к размышлению относительно материалистического и божественного мировоззрения.

Материалисты избрали критерием познания ощущение. Они выносят неощутимое за рамки науки, а бытие считают тождественным материи и отрицают нематериальное. Следовательно, они считают фикцией существование Всевышнего, божественное откровение, пророчество и день Страшного суда. Тогда как критерием познания в божественном мировоззрении является ощущение и разум. Разумное подвластно познанию, даже если оно не дано в ощущении. Поэтому бытие распространяется на объективно существующее и невидимое, которое может существовать вне материи. Так же, как материальная сущность воплощается в отдельном объекте, эмпирическое познание опирается на разум. Священный Коран критикует основу материального мышления и тех, кто считает, что если Бог не видим, то он не существует на самом деле. Такие люди говорят: «Мы тебе не поверим, пока открыто лик господен не увидим». Коран отвечает: «Не постигают его взоры, а Он постигает взоры, Он проницателен и сведущ». Оставим Священный и Благословенный Коран и его объяснения по поводу откровения, пророчества и Страшного суда, поскольку для Вас это лишь начало пути. Я вовсе не хотел вводить Вас в лабиринты философских проблем, особенно проблем исламской философии, и поэтому ограничусь только несколькими простыми примерами, исходящими из самой сущности и совести человеческой и которые могут быть полезны и для политиков.

Очевидно, что материя и материальный предмет, какими бы они ни были, не осознают сами себя. Каждая сторона каменной скульптуры или материального образа человека не ведает о другой стороне. Однако очевидно и то, что человек или животное осведомлены о своём окружении. Они знают, где находятся и что происходит в окружающем их мире. Следовательно, в человеке и животном заключено нечто более высокое, чем материя, и отличное от неё. Это нечто не исчезает с гибелью материи и продолжает своё существование: плоть, прекратив своё существование, одухотворяется и живёт.

Человек по своей природе пытается во всём достичь абсолютного совершенства. Вы хорошо знаете, что человек стремится к абсолютной власти и его не удовлетворяет несовершенная сила. И если он станет властелином мира, то узнает о существовании другого мира и по своей натуре будет стремиться к тому, чтобы завладеть и этим миром. Какой бы учёной степени он ни достиг, всё равно, узнав о существовании других наук, он захочет изучить эти науки. Следовательно, должны существовать абсолютная власть и абсолютное знание, которая притягивает человека. Это и есть Всемогущий Бог, к которому мы все обращаемся, сами того не ведая.

Человек стремится к абсолютной истине, чтобы раствориться в ней, в Господе. И вообще стремление к вечной жизни заложено в каждом человеке, и оно свидетельствует о существовании бессмертного мира.

Если Ваше Превосходительство пожелает исследовать эти проблемы, Вы можете дать указание специалистам обратиться не только к западным источникам, но и к трудам Фараби и Абу Али ибн Сины (да успокоит Бог их души!) в качестве последователей Аристотеля, чтобы уяснить, что закон причинно-следственной связи, составляющий основу познания, постижим разумом, а не ощущением, а также пониманием общего смысла и общих закономерностей, на которые опирается любое рассуждение. Они могут обратиться также к книгам Сохреварди (да благословит его Бог!), последователя мудрого учения Платона, чтобы прояснить, что «материя и любой другой материальный объект нуждается в истинном Свете, не досягаемом для ощущения, а эмпирическое знание человека о самом себе не нуждается в материальных проявлениях». Вы можете попросить их обратиться к возвышенному учению Муллы Садра, дабы понять, что «истинное знание есть сущность, не зависимая от материи и любое размышление нематериально и не подчиняется правилам материи».

Не буду больше утомлять Вас выдержками из философских трактатов и не стану говорить, в частности, о Мухеддине бен Араби, ибо если Вы пожелаете изучить труды этого великого человека, направьте к нам в Кум нескольких компетентных и сведущих в этой области лиц, чтобы они смогли за несколько лет познать всю тонкость и глубину этих наук, ибо истинное познание без такой поездки не представляется возможным.

Уважаемый господин Горбачёв!

Изложив эти проблемы в качестве введения, прошу Вас обратить особое внимание и со всей серьёзностью подойти к исследованию ислама, и не только потому, что ислам и мусульмане нуждаются в Вас, а ради высоких ценностей, которыми обладает исламский мир и которые могут принести успокоение и спасение всем народам и распутать клубок основных проблем, волнующих человечество. Серьёзный подход к исламу, возможно, навсегда избавит Вас от таких проблем, как Афганистан. Мы не отделяем себя от мусульман всего мира и всегда заботимся об их судьбе.

Предоставив относительную свободу в совершении религиозных обрядов в некоторых республиках Советского Союза, Вы продемонстрировали, что уже не считаете, что религия - это опиум для народа. Разве религия, превратившая Иран в неприступную скалу перед лицом сверхдержав, - опиум для народа? Разве можно назвать опиумом для народа религию, устремлённую к установлению справедливости в мире и желающую освободить человека от оков материальных и душевных забот? Да, безусловно, та религия, которая станет средством предоставления материальных и духовных богатств исламских и неисламских стран сверхдержавам и будет кричать об отделении религии от политики, и есть опиум для народа. Но это уже не настоящая вера, а то, что наш народ называет «проамериканской» религией.

В заключение, хочу твердо заявить, что Исламская Республика Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с лёгкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества. Как бы то ни было, наша страна по-прежнему придерживается принципов добрососедства и развития двусторонних отношений и уважает эти принципы.

Желаю благословения тем, кто следует праведным путём.

Рухолла Алъ-Мусови Аль-Хомейни
11.10.1367 г. (01.01.1989)

========

Воспоминания Эдуарда Шеварднадзе о его визите в Иран в феврале 1989 года:

https://iraninfo.moy.su/publ/obrazy_irana/politika/vospominanija_ehduarda_shevarnadze_o_vstreche_s_imamom_khomejni/9-1-0-4

======================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=======================





























Хомейни, Иран, 1989, ! - История Перестройки

Previous post Next post
Up