38 лет назад - 31 января 1986 года - в Ленинградском ДК имени Ленина состоялся дебют группы «АВИА».
Участники новой группы показали программу "Из жизни композитора Зудова", которая легла в основу их дебютного альбома «Жизнь и творчество композитора Зудова», записанного на студии Алексея Вишни той же весной.
На обложке первой официально выпущенной в 1988 году пластинки «Всем» было написано кредо группы:
«Для правильного понимания произведений АВИА требуется политическая грамотность, знание азов пролетарской культуры и тонкое чувство юмора».
Питерская группа АВИА появилась на свет в сентябре 1985 и объединила силы трёх блестящих инструменталистов и самобытных авторов песен, пути которых впервые пересеклись тремя годами раньше в составе Странных игр - одного из наиболее любопытных феноменов отечественного рока первой половины 80-х, чья музыка, вне всяких сомнений, привила ему интонации новой волны.
Алексей Рахов - саксофон, гитара, аккордеон, бас, вокал.
Николай Гусев - клавишные, вокал.
Александр Кондрашкин - барабаны, перкуссия, вокал.
Название АВИА с ударением на "И" сами участники негласно расшифровывали как "Анти-ВИА", что было должно, по их замыслу, противопоставить живое и искреннее творческое начало казённой банальности и лицемерию тогдашней официозной эстрады.
1 июня 1986 года АВИА выступили на III Фестивале Рок-клуба и стали лауреатами, а Гусев и Кондрашкин уже традиционно были отмечены как инструменталисты, однако, сами музыканты ясно ощущали необходимость расширить арсенал своих выразительных средств. С этой целью в ноябре 1986 АВИА привлекли к сотрудничеству актера мим труппы "Лицедеи" Антона Адасинского (который в середине 70-х играл на гитаре в школьной группе Рахова!). Его новаторские идеи оказались созвучны музыке группы, и уже вскоре АВИА разрослись до масштабов целого театра, который включал актеров/музыкантов Марата Темиргазова, Елену Бобрецову, Татьяну Миронову, а также шоу группу (своего рода кордебалет), состав которой колебался в интервале от пяти до десяти человек!
В декабре 1987 группа с успехом представляла Питер на "Рок-Панорама-87" в Москве, где разделила аплодисменты публики с Nautilus Pompilius, после чего начала регулярно гастролировать по стране. На телеэкранах появились их номера "Весенняя массовая", "Я не люблю тебя" и т.д., которые, по сути дела, стали первыми отечественными видеоклипами.
Отвечая изначально декларированной установке на пародию, гротеск, иронию и музыкальную стилизацию, АВИА сатирически переосмысливали и выворачивали наизнанку стереотипы массового сознания, доводя до абсурда идеологические штампы и умело обыгрывая реалии повседневной жизни; они пародировали тоталитарный масскульт 30-х, официозные ритуалы, казуистику масс-медиа и эстрадные штампы, что делало их творчество доступным даже не понимающей языка аудитории. Благодаря этому, начиная с 1987 года АВИА всё чаще выезжали за рубеж, где их "тоталитарный китч" моментально встретил горячий отклик. Во второй половине 80-х АВИА гастролировали практически во всех странах Европы и выступали на рок-фестивалях в Великобритании, Финляндии, Италии, Германии и т.д.
В 1988 фирма "Мелодия" издала второй альбом АВИА Всем!, который два года спустя с легкой руки экс менеджера Pink Floyd Питера Дженнера был переиздан в Великобритании фирмой Hannibal Records и удостоился четырех звёздочек во влиятельном журнале "Q".
Творчество ленинградской группы «АВИА» было построено на воспроизводстве раннесоветской символики с её торжественными лозунгами и конструктивистской визуальной эстетикой. Используя яркую сценографию, музыкальные марши, песенные речёвки и пирамиды физкультурников, музыканты группы подчёркивали, что старались не пародировать раннюю советскую культуру, а искать в ней вдохновение.
Антрополог Алексей Юрчак, работавший в конце 1980-х годов менеджером «АВИА», писал, что ирония, пропитывавшая выступления группы, была «направлена не только против "системы", но и против упрощенного к ней отношения, против тенденции сводить коммунистический проект до тривиальной "империи зла"…».
Участники АВИА воспроизводили и точно имитировали идеологические символы, полностью разрушая их первоначальные смыслы.
Однако главные хиты группы могли пониматься аудиторией буквальным образом. Например, показанный в эфире ЦТ видеоклип на ироническую песню «Я не люблю тебя», вызывал искренние переживания слушателей за судьбу её лирического героя:
Похоже, что у "Ласкового Мая" появился серьезный конкурент. После показа по ЦТ видеоклипа и выхода пластинки ленинградского "АВИА" редакцию захлестнул шквал читательских писем с просьбой напечатать в нашей рубрике ноты и текст песни "Я Не Люблю Тебя". Вот что пишет наш постоянный автор ветеран труда И. Разумный:
"Глубоко проникли в душу мне самобытные слова этой песни".
К нему присоединяются учащиеся 5-8 классов Засадовской средней школы:
"Нам очень жалко героя этой песни, но мы верим, что он еще встретит настоящую любовь".
[Песня субботы // На Смену (Свердловск), 1 апреля, 1989].
============
АВИА - это не реклама гражданской авиации.
группа АВИААВИА - это не антивокально-инструментальный ансамбль, как нас обычно представляют.
АВИА - это вообще ничего не значит.
Нас часто сравнивают с "Синей блузой" - театром двадцатых годов. Но это оттого, что теперь мало кто знает о "Синей блузе".
Мы - несомненно, рок-группа. Официально - музыкальный театр-студия при Ленинградском Дворце молодежи.
Нас двадцать человек. А когда-то было трое. Не исключено - ряды наши будут расти.
Мы говорим всегда серьезно.
Мы делаем на сцене гротесковое шоу, просто шоу, театр-абсурд, пародию на то-то и тех-то - так считают журналисты. На самом деле мы делаем то, что видим, знаем, исходя из своих представлений об искусстве, жизненного опыта и знаний,
- Марина, а не кажется ли тебе странной бритая наголо девушка из этой группы?
- Маша, давай не будем об этом говорить: прочтет какой-нибудь бюрократ и на основании ее "лысости" "прикроет" группу. Или поставит условие, немедленно изменить прическу, а то...
- Бритая девушка вызывает у меня отвращение.
- В конце концов это ее личное дело. Возможно, протест против ханжества...
- Даже если это мое ханжество - я буду его всячески в себе культивировать. Пусть это тоже будет мое личное дело.
Мы никому не навязываем своей музыки. Ведь все по-разному смотрят на мир. И если кого-то не волнует то, о чем мы говорим, он просто встает и уходит.
Специально для родителей!
Ах, если бы вы лучше понимали своих детей, то скучным и сердитым "нотациям" не пришлось бы конкурировать с пением бритоголовой девушки.
Специально для юных читателей!
Наши мамы и папы выросли на других ритмах, они привыкли к другой музыке. Требуя от них понимания, постарайтесь понять и их.
У наших зрителей - самый широкий возрастной диапазон, что, как известно, препятствует организованному фанатизму.
Мы - против поддерживающей в трудную минуту группы поклонников. Это уже футбол, а не музыка.
Когда на наших концертах кричат - это мешает.
Журнал «Работница», #4, 1988 год.
=================
Наш неформат:
http://www.nneformat.ru/forum/viewtopic.php?p=22389 =================
Премьера Праздника во Взгляде (1988)
https://youtu.be/Simzp8WyI1o?si=DjHXRwK_xjSO3doq ========
АВИА на Музыкальном ринге (1989)
https://youtu.be/cRlHWeu1Hjs?si=j0IWa8SDhlll79cU =========
АВИА в 2016 году
https://youtu.be/-opRVt9OBKk?si=c6IYnBqLzj-iOCkX ======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================