35 лет назад - 6 января 1989 года - состоялась встреча Михаила Горбачева с деятелями науки, искусства и главными редакторами.
Горбачев на ней так описывает происходящее в стране: «Ощущается ностальгия по старым временам, слышатся призывы к «твердой руке». Говорят, что рамки социализма для перестройки тесны.
Раздаются упреки в отсутствии у коммунистов программы перестройки. Критики перестройки «справа» и «слева» смыкаются». Ответом на это служит экономическая реформа, перевод на хозрасчет и самофинансирование.
«Остроту приобретает вопрос о ценообразовании и реформе цен, - говорит Горбачев. - Работа идет. И когда появятся серьезные предложения на этот счет, мы их обязательно вынесем на всенародное обсуждение. Предстоит придать новый характер деятельности всех общественных институтов в стране.
Вполне логично, что партия должна начать с себя в реформе политической системы. Сейчас как никогда нужна консолидация сил, максимальное их сосредоточение на решении проблем перестройки. Высока роль и ответственность интеллигенции».
«На встречу, - пишет литературный критик Наталья Иванова, - интеллигенция, считающая себя все еще влиятельной, возлагала особые надежды: просвещения и воспитания генсека, а также изменения генеральной линии в нужном направлении». Она помнит, что Горбачев высказался особо по поводу дискуссий: «…мы приветствуем их, мы за дискуссии… За плодотворные дискуссии». Он твердил (вслед за известной статьей в «Правде»), что «у нас еще не овладели культурой дискуссии», шутил: «Может, к нашим литераторам применить принцип одностороннего разоружения?»
Присутствовавший на встрече Виталий Коротич замечает вдруг, что «у народа исподволь вызревает и формируется новое доверие к советской власти». Иванова вспоминает: «Сказав ритуальную фразу, редактор горбачевского призыва, наряду с редакторами «Знамени» Г. Баклановым и «Нового мира» С. Залыгиным (смена руководства журналами была произведена за два с половиной года до этой встречи), ненавидимый «заединщиками», перешел в нападение и сформулировал истинную причину яростного неприятия гласности: «Целый ряд писателей… личную свою беду гибнущего собственного всевластия стремится представить как трагедию страны и системы».
По сходной модели выстроил свое выступление редактор «Молодой гвардии» Анатолий Иванов. Ритуальная «клятва верности» («Гласность, демократия, перестройка нужны нам как воздух. Это очевидно») сопровождалась незамедлительной оговоркой: «Но очевидно и то, что стоит где-то сместить оттенки, переставить акценты, а то и, прикрываясь гласностью…» Тут же были названы поименно и обвинены в идеологической диверсии те, кто «сместил» и «переставил», - пропагандирующие «мелкобуржуазные и буржуазные взгляды» органы печати: »Огонек», »Московские новости», рижский »Родник»».
Пикировка в присутствии Генерального секретаря - уже открытое противостояние представителей разных политических лагерей, видимая борьба.
1. Загладин, Вадим. «Хроника Перестройки, 1985-1991″. Горбачев-Фонд.
http://www.gorby.ru/activity/expocenter/build/2. Иванова, Н.Б. «Первый съезд народных депутатов СССР: 20 лет спустя». Горбачевские чтения. Вып. 7. Москва, Горбачев-Фонд, 2010.
Источник:
https://gorbymedia.com/post/01-06-1989 ==========
Из книги А.Д. Сахарова «Горький, Москва, далее везде…»:
В начале января 1989 года (кажется, 6-го) состоялась встреча М. С. Горбачева с приглашенными представителями интеллигенции - известными писателями, учеными, артистами. Такие встречи уже проводились до этого - в этот раз впервые был приглашен и я. Кроме Горбачева, на встрече присутствовал Рыжков, но не выступал. Встреча началась с довольно длинного выступления Горбачева. Он говорил, что перестройка вступает в самый ответственный период, когда нужно последовательное решение ее задач и в то же время недопустима излишняя поспешность, перескакивание через необходимые промежуточные этапы. Опасность справа и опасность слева одинаково серьезны. В этих условиях важна консолидация всех здоровых сил в стране, объединение вокруг основных целей, при этом вполне допустимо и даже полезно различие в понимании более частных вопросов, если оно не перерастает в склоку, личную вражду. Горбачев, по-видимому, пытался как-то помирить различные группировки в писательской среде, в других областях культуры. Но уже из первых выступлений писателей русофильско-антиинтеллигентского крыла и их идейных противников было видно, что противоречия зашли слишком далеко, чтобы их можно было так просто устранить.
Выступавшие далеко не ограничивались вопросами культуры, затрагивая экономические, социальные, межнациональные, правовые вопросы. Краткое содержание выступлений было потом опубликовано в газетах, но более острые места, как общеполитического, так и личного характера, были опущены. Я собирался выступить, но колебался, не вполне понимая, что и как говорить. Когда же я наконец решился, в списке было слишком много ораторов и я не получил слова. В речи академика Абалкина давалась впечатляющая картина экономического кризиса и делался вывод: «Кавалерийская атака на административно-командную систему не удалась, и мы должны перейти к планомерной осаде». Эта фраза не вошла в опубликованный отчет. Примерно то же говорил Абалкин на XIX партконференции. Мне казалось, что позиция Абалкина неприемлема для Горбачева как слишком радикальная и критическая. Через несколько месяцев я понял, что ошибался.
Ульянов в своей речи затронул вопросы «Мемориала» - в частности, судьбу счета. Виктор Астафьев говорил о том, что указы о митингах и демонстрациях и полномочиях специальных войск антидемократичны, содержат возможность расширенного толкования, расправ над мирными демонстрациями и митингами - как это произошло в Минске, в Куропатах, в Красноярске и других местах. Это было одно из наиболее важных выступлений на встрече. Оно «задело за живое» Горбачева. Он стал возражать Астафьеву, приводя в пример события в Сумгаите, как доказывающие необходимость быстрого и решительного реагирования. «Мы опоздали в Сумгаите на 3 часа, и произошла трагедия. Рабочие требуют от нас, чтобы мы не допускали анархии». Как мне было ясно, Горбачев смешивал две совершенно различные вещи - преступные акты убийств, насилий, зверств в Сумгаите и конституционные мирные демонстрации и митинги, в которых находит свое выражение мнение народа. Без демократического движения снизу перестройка невозможна, и бояться этого нельзя. Ссылка на рабочих явно была придумана. Я стал пробираться к трибуне со своего места, расположенного в самом заднем ряду, надеясь получить слово. Но, когда я услышал, что «в Сумгаите мы опоздали на 3 часа», я не выдержал и громко крикнул: «Не на 3 часа, а на 3 дня. На автовокзале стоял батальон, но не имел приказа вмешиваться. До Баку полчаса езды…» Горбачев явно был недоволен моей репликой и воскликнул: «Вы, видимо, наслушались этих демагогов» (он как-то так сказал, что было сначала ясно, что речь идет об армянах-демагогах, потом немного изменил формулировку). Я тут же отдал заранее составленную заявку на выступление, надеясь сказать и об указах, и о «Мемориале», но, как уже писал, не получил слова. Армянский писатель хорошо говорил о Нагорном Карабахе, литовский - о республиканском хозрасчете.
Я подошел во время перерыва к Горбачеву и Рыжкову и говорил об армяно-азербайджанских проблемах - о том, что никак нельзя толкать беженцев на возвращение назад - сейчас нет для этого условий, возможны новые трагедии, о необходимости освобождения членов комитета «Карабах». Горбачев слушал с явным раздражением, Рыжков, как мне показалось, - с интересом. Но возражал мне именно Рыжков, ссылаясь, как и Яковлев, на невозможность вмешиваться в работу следствия. Рыжков также сказал, что он не может взять меня с собой в Армению - это вызовет нежелательную реакцию в Азербайджане (речь шла об организации помощи). Рыжков сказал, что он получил телеграмму четырех академиков о канале Волга - Чограй. Он не знал, что стоимость строительства канала составляет 4 млрд. рублей, - он думал, что около 2 млрд. Я заметил, что если реально обеспечивать отсутствие фильтрации воды по ходу канала, что абсолютно необходимо с экологической точки зрения, то стоимость возрастет еще больше, чем до 4 млрд. Весь разговор с Рыжковым был очень доброжелательным.
======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================