12 сентября 1990 года в районе Джунгарских ворот осуществлена стыковка железных дорог СССР и КНР.
Из статьи в газете «Известия»
«Открыт великий рельсовый путь»:
В Китае с большой ответственностью отнеслись к возрождению магистрали, в которой наши со седи видят ближайшее «окно в Европу». Дорога проходит по маршруту древнего «Великого шелкового пути». От Урумчи - столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района - до нашей границы сооружен целый ряд современных станций.
Рабочее движение открывается здесь в ближайшее время, а в начале нового года начнутся грузоперевозки между СУАР и Казахстаном. В 1992 году пас сажирское и товарное движение через Алашанькоу и Дружбу на Европу и в обратную сторону станет регулярным.
По сути дела открывается трансазиатская магистраль, которую можно назвать «великим рельсовым путем». Это кратчайший железнодорожный маршрут из Европы в Центральный Китай - в Пекин, Шэнхай, Гонконг.
================
Идея пробить ворота в Китай именно в этом месте появилась, вызрела и отчасти реализовалась еще в 50-х годах. По комсомольским путевкам сюда, как им казалось, на край земли, к черту на кулички, строить станцию с символическим названием Дружба приехала молодежь которая составила костяк первого строительного десанта.
Жизнь в этой аэродинамической трубе, как часто называют Джунгарские ворота, не показалась раем. Но работали молодые рабочие на совесть, некоторые из возведенных ими объектов служат верой и правдой до сих пор. И не вина комсомольцев-первопроходцев, что во время «великой», затянувшейся на долгие годы ссоры между соседями их детище чуть было не занесло песками Сарыкумов.
Соединение 12 сентября 1990 года «золотым звеном» железных дорог СССР и Китая устранило этот исторический нонсенс и открыло новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.
===========
В октябре 1954 года в Пекине было подписано коммюнике о строительстве железной дороги Ланчжоу - Урумчи - Алма-Ата.
Но в 1961 году неоднократно планировавшаяся стыковка железных путей была отложена окончательно. Резко ухудшились отношения между Китаем и СССР, со станции Дружба (так именовался Достык в советские годы) был эвакуирован гражданский персонал, вместо него пришли военные…
Жизнь вернулась в этот суровый край спустя три десятилетия, когда в 1990 году наконец произошла долгожданная стыковка железных магистралей СССР и КНР. Казахстан отправил свои первые десять вагонов на китайскую пограничную станцию, пять из них - с железорудным концентратом. А по китайской колее на станцию Достык пришли четыре вагона с сахаром.
Сегодняшний ассортимент гораздо шире - это товары народного потребления, керамогранит, строительные, огромное наименование пакетированных, тарно-штучных, сыпучих грузов. Товар транзитом через Казахстан идет в Россию, Узбекистан, Туркменистан и другие страны.
https://www.caravan.kz/articles/dostyk-vorota-druzhby-i-gostepriimstva-370562/ =====================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ===============