ВПЕЧАТЛЕНИЯ МОСКВИЧА - ОЧЕВИДЦА ПОПЫТКИ БАКИНСКОЙ ОРАНЖЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Feb 28, 2006 12:04

Эдуард Глезин 28.11.2005

Недозревший апельсин

Приехал в столицу Азербайджана 5 ноября (уехал 16-го), накануне выборов в парламент. По сравнению с революционным Киевом, Баку предстал тихой гаванью. Ни тебе оранжевых ленточек на улицах, ни оранжевых элементов в одеждах граждан. Революцией и не пахнет.
Тем не менее, в штабе оппозиции были уверены в своем успехе. Там шла активная подготовка к выборам. Обстановка напоминала революционный Смольный. Мне вручили оранжевый значок с символикой оппозиции. Мой коллега из пресс-службы оппозиционного блока "Свобода" (Азадлыг) - Эльшан, убеждал меня, что им удастся завоевать минимум половину мест в парламенте и вывести на свой митинг 8 ноября до 50 000 человек.
В день голосования, внешне все было спокойно, хотя в воздухе и ощущалась напряженная атмосфера. Все административные здания были окружены вооруженной охраной. Рядом с ними постоянно караулили автобусы с ОМОНом в полной боевой готовности. Я жил в 300 метрах от дома правительства, так там во дворе разместилась целая армия. Так что в случае беспорядков город за 15 минут готовы были превратить в военный лагерь.
Побывал на нескольких избирательных участках. Но так как все они были в центре Баку, то больше походили на потемкинские деревни. Думаю, что в глубинке была совсем другая картина. То, что я видел вполне тянуло на высокие европейские стандарты. При входе на участок всем светили ультрафиолетом на большие пальцы обеих рук. Если пальцы не отсвечивали синим (от спецчернил), то гражданин предъявляя удостоверение избирателя, получал бюллетени, потом из баллончика ему опрыскивали теми самыми волшебными чернилами ногти на больших пальцах, потом он обязательно заходил в занавешенную кабинку (коллективного и открытого голосования как у нас, мне обнаружить не удалось), запечатывал бюллетени в конверт(!) и опускал этот конверт в прозрачные урны. Урны и кабинки были в зоне постоянного внимания многочисленных наблюдателей, которые сидели лицом к ним. На выходе из участка избирателя поджидала другая прозрачная урна. На этот раз с результатами опроса (экзит-пола). Правда, отвечать на вопросы социологов решались не все. Хотя ребята эзитпольцы заверили меня, что процент отказников не превышает 10-ти.
Благостная обстановка кардинально изменилась после закрытия участков. Зафиксированные факты фальсификаций и махинаций стекались в штабы оппозиции полноводной рекой. В целом ряде участков наблюдатели, безвылазно следившие за ходом и количеством проголосовавших, при подсчете бюллетеней с удивлением обнаруживали, что их вместо (условно говоря) 2 тысяч, оказывалось 3, а то и 4 тысячи. Кроме массовых вбросов практиковались и такие проверенные средства достижения нужных результатов как запуск «карусельщиков» (волшебные чернила легко смывались уксусом), групповые «экскурсии» правильных избирателей по городам и весям с пачками открепительных талонов и др. Если и это не помогало, и при подсчете голосов обнаруживалось, что побеждает оппозиционный кандидат, то при помощи милиции с участков удалялись все «посторонние» (наблюдатели и журналисты), и только после этого, в спокойной обстановке, выяснялось, что истинным победителем является все-таки провластный кандидат.
На следующий день лидеры блока "Азадлык" выступили с совместным заявлением о непризнании итогов выборов (в тот же день в этом к ним присоединились лидеры других оппозиционных партий и представители ОБСЕ).
И получилось так, что как раз в момент провозглашения этого меморандума я оказался под стенами штаба "Демократической партии Азербайджана" (ДПА), где руководители демократической оппозиции давали совместную пресс-конференцию.
Вокруг базы демпартии бурлили народные массы. У входа стояло несколько дюжих молодцов, которые пропускали только своих, и не слишком церемонились с осаждавшими здание страждущими, особо настырных буквально спихивали со ступенек у входа. Я принялся с обреченным видом фотографировать происходящее снаружи. Потом все-таки решил испытать судьбу, объяснить свою ситуацию и попытаться пройти внутрь. Каково же было мое удивление, когда один из охранников, вместо того чтобы встать горой на моем пути, начал дружелюбно махать рукой в мою сторону, мол "Давай, брат, заходи скорей". В общем, по фотоаппарату вычислили во мне журналиста.



Для приличия все-таки спросили, из какого я издания. Я по старой привычке ответил: "Московский комсомолец" и через пол минуты оказался в эпицентре событий. Еще через несколько минут протиснулся к самому столу с "виновниками торжества". В огромном зале яблоку негде было упасть. Люди стояли на подоконниках открытых окон.
До этих пор все развивалось по грузино-украинскому сценарию. Но, сказав «А», лидеры оппозиции так и не решились произнести «Б». Выведя народ на улицу, они так и не захотели выходить за рамки коридора, установленные властями. Не захотели взять инициативу в свои руки и начать бархатную революцию через ненасильственные акции протеста. Когда на митинге демонстранты скандировали: «Палатки на площадь» или «Умрем, но не разойдемся» на трибуну неизменно поднимался какой-нибудь оппозиционный функционер и говорил, что по его сведениям среди присутствующих есть гэбэшники-провокаторы, которые будут пытаться призывать людей остаться на площади или разбить палатки, но мы не должны поддаваться на подобные провокации. После таких слов вопрос о перерастании многотысячного митинга в народную революцию уже казался неуместным.
Когда 26 ноября двое из лидеров оппозиции (Али Керемли и Лола Гаджиева) решились таки призвать народ не расходиться, было уже слишком поздно. И даже жестокая расправа спецназовцев с мирными демонстрантами не могла оказать никакого влияния на ход событий.
Все предыдущие акции протеста слишком походили на элементарное выпускание пара народного негодования, ну и на демонстрацию силы тоже. Азербайджанской оппозиции явно не хватило своей Тимошенко - мотора и тарана революции.
Хотя с другой стороны, по сравнению с той же Украиной политический климат и степень беспощадности режима здесь совершенно не те. Это не Киев, где 300 человек могли блокировать работу Кабмина. С бунтовщиками здесь церемонится не будут. Но как сказал один великий мыслитель, в любой стране правление жестоко ровно настолько, насколько народ проявляет раболепие и готовность подчиняться...
Так или иначе, благодаря своему участию в митингах оппозиции я наконец-то снова (через год после Оранжевой революции) погрузился в оранжевую стихию! Дважды (на шествиях 9 и 13 ноября) промаршировал под своим героическим революционным стягом, в окружении оранжевой реки из знамен и транспарантов, демонстрируя солидарность российских демократов с азербайджанскими (ведь чем больше вокруг России свободных стран, тем быстрее она сама освободиться). И все это под скандирование "А-зад-лык!" (Сво-бо-да). Красота! Вспомнил молодость, так сказать:) Кстати слово «площадь» по-азербайджански ("мейдан") звучит почти так же, как и по-украински ("майдан"). Символично.
Все прошло по высшим "майданным" стандартам. Мною даже были замечены трое демонстрантов в шарфиках с надписью "ТАК - Ющенко!" Один из них оказался представителем азербайджанской диаспоры в Украине и ветераном Майдана. Кроме оранжевого шарфа на нем было удостоверение участника Помаранчевой революции на ленте. Над его головой развивался украинский прапор. Мы долго шли вместе, потом у трибуны нас "разъединило".



Раздал много интервью, в том числе нашим "Рен-ТВ" и "Эху Москвы", украинской телекомпании НТН, грузинской «Рустиви 2». Представлялся участником движения "Оборона". Потом прочитал в сообщениях информагенств, что в среде демонстрантов был замечен "оборонец" с российским флагом.
Речи ораторов мне синхронно переводили мои соседи по митингу. Лидер партии «Мусават» Иса Гамбар обратил внимание и на мой флаг, сказав, что с нами демократы всего мира.
Вообще на российский триколор реакция была как и в Украине. В подавляющем большинстве приветливо-благожелательная. Говорили: "Спасибо за поддержку", благодарили что приехал, жали руку и т.д. Хотя были два исключения из этого правила, с двумя попытками лишить митинг этого атрибута "имперской России". Но сами демонстранты-азербайджанцы, с таким рвением ставили покусителей на место, что те потом еще и извинялись передо мной. Одним из таких людей был «представитель с трибуны», посмотрел мой паспорт и вежливо, но настойчиво попросил убрать российский флаг, но за меня с таким напором заступились митингующие, что ему пришлось ретироваться.
Потом, отвечая на вопрос журналистов о том, что на митингах оппозиции встречаются флаги иностранных государств, И. Гамбар сказал, что их несут участвующие в акциях граждане иностранных государств: «Когда мы увидели на митингах флаги Украины, Грузии и Турции, то мы положительно восприняли этот факт. Но присутствие российского флага нас несколько удивило. Мы даже поручили расследовать этот вопрос. Было выяснено, что этот флаг поднял один российский гражданин. Мы попросили у него, чтобы он не поднимал российского флага на митинге. В ответ он сказал, что этим самым он пытается оказать поддержку демократическим процессам в Азербайджане. И мы посчитали эти высказывания обоснованными».
(http://www.day.az/print/news/politics/35599.html)
Вопрос о моем флаге на митинге поднимался даже на официальном уровне:
http://www.day.az/news/politics/34825.html
В главной оппозиционной газете «Азадлык» была заметка на ту же тему с фотографией моего флага крупным планом. Вот перевод: «Бурдыкин ищет человека, который поднял российский флаг на митинге. Временный поверенный в делах России в Азербайджане заявил, что поднявший флаг на митинге блока "Азадлык" не мог быть гражданином России. "Могу вас заверить, что на митинге оппозиции представителей России не было". Так, согласно сообщению АПА заявил временный поверенный РФ Петр Бурдыкин. П. Бурдыкин сказал, что возможно флаг был поднят представителями некоторых российских партий, сотрудничающих с азербайджанской оппозицией. «Может быть, представители той или иной партии принимали участие в митинге, но им не следовало поднимать флаг».
Вот такая вот бредовая позиция. Ведь государство - это не власть, а народ, в том числе и демократически настроенный. Демократы такая же часть России, как и сторонники существующего режима. Каждый россиянин, вне зависимости от его политических убеждений, в равной степени является представителем нашей страны и в полном праве это демонстрировать.



Кроме того, именно Путин, который сделал все, чтобы наши соседи плевались или шарахались при виде российского флага, меньше всего достоин с ним ассоциироваться.
На следующий день после митинга обнаружил в азербайджанской «Независимой газете» за 10 ноября 2005 года выжимку из своего блиц-интервью журналисту этого издания.
Эдуард Глезин: "Я приехал из Москвы, поэтому я держу российский флаг. Я представляю российскую молодежную организацию "Оборона". Год назад я с этим же флагом стоял на Майдане в Киеве. Нынешнюю ситуацию в Баку я оцениваю как предреволюционную. Примерно та же ситуация была в Украине год назад. Я собираюсь поддерживать демократический Азербайджан до конца".

(http://www.ng-az.info/arch.php?subaction=showfull&id=1131585809&archive=1131654428&start_from=&ucat=1&language=russian)

Вот еще цитата из бакинской газеты «Ведомости» (сайта у нее нет): «На митинге были замечены не только азербайджанские флаги, но и российский. Оказалось, что его принес с собой представитель российской молодежной организации «Оборона». Он участвовал в событиях на киевском Майдане, а теперь приехал поддерживать Бакинский майдан. За что ему персональное спасибо».
А вообще «неожиданное» появление российского стяга на оранжевом митинге отметила вся оппозиционная и независимая пресса. Официоз - молчок...

***
Здесь вполне достаточно русскоязычной прессы. Правда, нет русскоязычного телевидения и радио. Но зато ловится наш официоз 1 и 2 телеканалы, "Радио России" и даже "Европа плюс". В Баку практически все понимают по-русски и охотно на нем ответят на любые вопросы. Русскоязычный человек здесь чувствует себя как рыба в воде. Правда, если раньше на всех официальных учреждениях висели таблички на азербайджанском и русском, то теперь государственный язык дублируется английским…

***
По поводу армян здесь до сих пор не утихли страсти. С армянской фамилией просто невозможно устроится на работу. Тем, кто маскируется, тоже приходиться не сладко. При этом кто-то до сих пор уверен, что армяне получили по заслугам, т.к. во время войны за Карабах являлись пятой колонной в Айзербайджане, снабжали карабахцев, шпионили на них и т.п. Но другие в полголоса вспоминают как прятали у себя дома армян, спасая от геноцида, и убеждены, что один бакинский армянин стоил 10-ти ереванских азербайджанцев-беженцев.
Увидев древнюю армянскую церковь, сначала порадовался за возрождение азербайджанской толерантности, но, подойдя поближе, рассмотрел, что все входы в нее надежно замурованы камнем. Местный старожил рассказал, что в 1990г. во время армянского погрома церковь полностью разграбили (хорошо еще, что не разрушили), но после этого пытался меня убедить, что азербайджанцы самый мирный народ на Кавказе и в Закавказье...

***

По количеству агитпропа на улицах Баку здорово напоминает Москву 30-х годов. Гейдар и Ильхам Алиевы беспрерывно смотрят на вас с плакатов и «бигбордов», куда бы вы не пошли. Точно так же как в старые добрые времена советских граждан всюду сопровождали назойливые взгляды и до боли знакомые образы Ленина и Сталина. После встречи с Алиевым по прибытии в столицу Азербайджана, будь то на вокзале или в аэропорту, вы уже при всем желании не сможете с ним расстаться, до своего отъезда из этой страны, так пока и не сумевшей вырваться из антидемократического средневековья…

мое, ОСНОВНЫЕ ПОСТЫ, Азербайджан

Previous post Next post
Up