Пусть я последний рядовой с горящих Филиппин,
Мне не «братишка младший» черномазый сукин сын,
Я знаю слово «братство», но здесь не тот расклад,
И здешним негодяям брат один Уильям Тафт. Солдатская песня.
Крайне интересная и ценная книга, охватывающая партизанские войны на Филиппинах, в Малайе, Алжире и Вьетнаме, с конкретными рекомендациями - как правильно партизанить и как с партизанами бороться. Переводил и комментировал Всеволод Мартыненко, за что ему большое спасибо. Под катом - небольшая выжимка по Филиппинам.
Итак, в конце XIX века САСШ после взрыва броненосца «Мэн» решили прибрать к рукам Филиппины покарать международный терроризм в лице Испании.
У адмирала Дьюи по понятным причинам не хватало сухопутных войск, и он решил вернуть из ссылки лидера местных повстанцев Эмилио Агинальдо. Позднее Агинальдо утверждал, что американский консул пообещал признать независимость Филиппин и что Дьюи это обещание подтвердил. Адмирал заявил, что ничего подобного, просто передал партизанам сотню винтовок (консул в Гонконге - еще две тысячи), чтобы они развлекали испанцев до прибытия американского корпуса.
Итог - армия героически (17 убитых и 105 раненых) штурмует Манилу, Дьюи возмущенно сообщает журналистам, что у него был хитрый план договориться и так, а эти армейцы… А тем временем армия Агинальдо выросла до 30 тысяч, и ему совсем не хочется менять одних хозяев на других. Конфликт. В открытых боях одни американские части в роли загонщиков гонят повстанцев под огонь заградительных отрядов («доброе утро, Вьетнам»). Базы снабжения и командные пункты захвачены, вроде бы победа. Но Агинальдо решил партизанить, пока американцы не устанут и не признают права филиппинцев. С патронами, 60 % которых дают осечку, и никудышными стрелками много не напартизанишь - 25 партизан в упор стреляют по солдатам в каноэ, ранят… двоих. Зато карать «предателей» куда проще, и патроны экономятся. А солдатам приходится тащить по грязи обозы и сидеть гарнизонами в чужой стране, с чужим языком и чужой религией. Строишь дороги, школы, делаешь прививки, - а эти ниггеры и gugas не понимают добра. Гоняешься за повстанцами ночью - а они же тебе днем и улыбаются. Найдя товарища без головы, солдаты жгут ближайший городок. А положение приходится скрывать - на носу выборы, и формально главный упомянутый Тафт, а не военные.
Зато после выборов генерал Макартур (отец) по опыту гражданской войны издает приказ № 227 100. На помощь привлекаются нацменьшинства, партизаны приравниваются к мародерам, а пособников можно арестовывать без улик, поля и жилища сжигаются. При помощи гм, допросов водой удается выйти на Агинальдо и схватить его. Но в том-то и отличие партизанской войны, что на Филиппинах отряды партизан воевали практически сами по себе.
26 сентября 1901 года в Балангига несколько сот крестьян с мачете внезапно вырезают роту отдыхающих солдат во главе с командиром. Однако сержант собирает 38 уцелевших и пробивается к реке. Хоть невредимыми остались всего шестеро, а погибло 91 и ранено 23, на другой день пришла канонерка и мнение известного расиста Джека Лондона насчет того, что один белый в любое время может справиться с тысячью черных, а по воскресным дням - и с двумя тысячами, подтвердилось.
Начался террор. «Мирное» население сгоняли в охраняемые зоны, а остальная территория объявлялась вражеской… Убивалось всякое животное, могущее послужить партизанам пищей, торговля в мятежных провинциях воспрещалась, боеспособные мужчины в принципе не имели права передвигаться. Все чиновники, полицейские и священники секретным приказом либо выдавали партизан, либо отправлялись в тюрьму. Генерал Смит на вопрос офицера, с какого возраста допустима смертная казнь, якобы ответил: «можно убивать любого старше десяти лет». Ирония в том, что за четыре года до того пресса США поливала испанского генерала Валериано «Мясника» Вейлера за его концлагеря на Кубе.
Тактика разведки и патрулей сработала. В одной операции американцы потеряли 4 солдат убитыми и 19 ранеными, партизаны - 147 убитыми, 821 ранеными и 2943 сдались. Правда, попутно погибло еще 11 тысяч мирных жителей. В «защищенных зонах» скученные люди умирали от малярии, кори, дизентерии и холеры. Американцы раздавали рис (если могли его привезти), но очищенный - здравствуй, бери-бери. И еще одна особенность - за 1900 год официально убили 11 463 мятежника, а ранили 3297. Макартур на сенатском расследовании объяснил, что это благодаря отличной стрелковой подготовке. Даже те, кто был настроен против карательных мер, потом говорили: «Если бы мне пришлось вновь выполнить ту же работу, я бы убивал несколько чаще, чем надо было, и наверняка намного больше бы сжег». Зато партизаны сдались. Хотя другие продолжали воевать до 1911-1913 года. На Филиппинах среди прочих служили офицеры Маршалл и Першинг.
Характерно, что все это описывает не гнилой либерал, а сугубый практик, анализирующий методы наилучшей борьбы с терроризмом в современных условиях.
Продолжать? :)