Оригинал взят у
al_ven в
Проблемообразование. Системный подход Несколько иронично-провокативный отрывок из книги А. фон Шлиппе, Й. Швайтцер "Учебник по системной терапии и консультированию" (скачать книгу целиком можно
ЗДЕСЬ) о проблемообразовании:
"Как создаются проблемы?
В несколько упрощенном виде начальная фаза проблемообразования выглядит следующим образом:
1) Выявление - придумывание проблемы.
При наблюдении за поведением человека/людей (например, супружеской пары, членов семьи, учеников, производственного коллектива, подозреваемого в совершении преступления) кто-то (например, член семьи, учитель, руководитель, полицейский или консультант) приходит к выводу, что «здесь что-то не так». Подобная идея может возникнуть и при наблюдении за собственным поведением.
2) Возникновение коммуникационной системы, определяемой проблемой.
Идея (п.1) распространяется между всеми людьми, состоящими в данной коммуникации, таким образом, что выявленная проблема становится основным содержанием общения и занимает в нем центральное место: все большее количество людей втягиваются в дискуссию, а их внимание концентрируется на том, что происходит «не так».
3) Пояснение проблемы
Для проблемы ищут, находят и принимают такое объяснение, которое, с одной стороны, настолько «прозрачно» и понятно, чтобы каждый смог принять его, а с другой стороны, не обещают конкретных решений и не обеспечивают путей для этого решения. Среди объяснений, касающихся безвыходных ситуаций, можно выделить несколько наиболее типичных вариантов:
«прошлое как судьба» - тип объяснения, при котором необратимым событиям прошлого (ошибкам, чувству вины, детским травмам, генетическим дефектам, несчастным случаям и т.п.) приписываются определяющее, непоправимое влияние на возникновение данной проблемы: «Эти отношения сломали его», «Она духовно уничтожена»;
«обвинение» - тип объяснения, при котором вина за сложные проблемы в межличностных отношениях перекладывается на индивидуальные особенности участников, которые не желают или не способны решить проблему (плохой, «испорченный» ребенок, неспособный коллега по работе, грабительская организация и т.п.);
«все мы слишком слабы и ничтожны» - тип объяснения, при котором все, кто задействован в проблеме, объявляются беспомощными, а предпочтение в принятии решения отдается третьей - внешней - стороне, на которую будто бы никто не в силах оказать влияния: «там, наверху», «общество», «Бог», «КГБ/ЦРУ», «рынок», «эти родители завладели им до такой степени, что он просто не в состоянии освободиться от их пут».
4) Поведение, направленное на стабилизацию проблемы.
Люди, задействованные в проблеме, в течение некоторого (иногда длительного) времени ведут себя так, будто пребывают в безвыходной ситуации или же будто предполагаемое решение находится в ведении совершенно чужих людей. Именно здесь в полное мере проявляется сила описаний. Ведь там, где язык вводит нас в заблуждение и не дает увидеть необходимое решение или же подводит нас лишь к единственному решению, мы не найдем новых, творческих возможностей. Поэтому при длительных отношениях, направленных на стабилизацию проблемы, особую роль играют симметричные («око за око») и комплементарные отношения (больной-доктор, грешник-священник)....
Как хронифицировать проблему: инструкция
Все живые системы постоянно переходят из одного состояния в другое. Ни одна из них (клетка, домашнее животное, психолог, психиатрический пациент) не может не изменяться. Тем не менее психотерапия в течение длительного времени ориентировалась на вопрос: «Каким образом мы достигаем изменений?» Однако с системной точки зрения куда более интересным звучит вопрос: «Как некоторые люди добиваются того, чтобы не изменяться, или, по крайней мере, производят впечатление неизменяющихся?» Из этих вопросов следовало бы выделить прежде всего следующий элемент: каким образом человек, общаясь с другими, может сохранять проблему, несмотря на то, что противоположной задачей его общения является освобождение от нее? Для этого нужно обладать определенным талантом - быть своего рода «властелином проблемы», всякий раз заново деконструировать и хронически пестовать, оставаясь в нескончаемом прошлом, двигаясь, подобно улитке, в настоящем и не имея будущего....
Следует иметь в виду, что в одиночестве хронифицировать проблему достаточно сложно
Сделай сам: рекомендации по хронификации проблем
Курс для начинающих
Избегайте воспринимать течение времени. Направляйте свое внимание на все, что происходит в данный момент, и не пытайтесь замечать какие-либо изменения.
Избегайте четкого обозначения (маркировки) изменений в вашей жизни какими бы то ни было «переходными ритуалами». Не празднуйте дни рождения, важные события (например, годовщины свадьбы), выход на пенсию; не посещайте юбилеи и похороны.
Относитесь к себе как к жертве - ни в коем случае не рассматривайте себя как виновника или участника происходивших событий. Старайтесь как можно более детально анализировать, как и где ваши родители (которые вас не любят или чрезмерно о вас заботятся), ваши учителя-деспоты, одноклассники, однокурсники, коллеги и начальники, ваша болезнь и ваши общественные отношения - именно вам не дают шанса и лишают любой возможности сделать самостоятельный выбор.
Если вам удалось создать для себя прошлое, испещренное стойкими и неразрешимыми проблемами, не позволяйте ввести себя в заблуждение мыслями о том, что ваши дела сегодня могли бы идти гораздо лучше, которые могут вывести вас из равновесия. Руководствуйтесь девизом «Мое прошлое и является моей судьбой»
Рассматривайте и описывайте для себя ваше нынешнее поведение только как дефицитарное, но ни в коем случае не как осмысленное или творческое реагирование на происходящее. Никогда не воспринимайте ни свое поведение, ни поведение других людей в его контексте, а лишь как выражение постоянно существующих качеств и дефектов
Избегайте подробных фантазий о своем будущем; максимум, что вы можете себе позволить, это представлять будущее глобально - в виде темной зияющей дыры
Если вам сейчас плохо, приложите все усилия, чтобы избежать любых размышлений о том, что вы делали бы сегодня, если бы вам стало лучше.
Мысленно проработав эти рекомендации, начинайте соответственно себя вести - и стабильная, хроническая, внутренне детерминированная проблемная модель переживаний у вас готова. Полезно будет также, если значимые для вас люди будут разделять вашу позицию, усиливать ее и, соответственно, рассматривать вас как абсолютно беспомощное ничто."
ИСТОЧНИК Книга Шлиппе и Швайцера очень неплоха. Закачивается она так - ИТОГ: НЕ ВЕРЬТЕ УЧЕБНИКАМ (ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, НАШЕМУ).
Очень важный (для меня) метакоммуникативный посыл, вызывающий уважение.
Авторы затрагивают широкий круг тем - от "чисто" практических и профессиональных, до философских и политических.
Например: Не является ли словечко «системный» проективным тестом?;
2.2. Краткая история системно-теоретического движения;
2.3. Что есть система?
2.4. Кибернетика первого порядка: часть и целое, границы, правила
Соотношение части и целого: подсистема и внешний мир
Границы Правила
2.5. От гомеостаза к флюктуации, хаосу и синергетике ...
Концепция гомеостаза
"По ту сторону от гомеостаза": флюктуация
Синергетика: от хаоса к структуре
2.6. Как жизнь творит себя сама: теория аутопоэтических систем
2.7. Не более чем коммуникация: теория социальных систем
2.8. Возвращение к личности: теория систем, центрированная на личности
2.9. Мир, созданный общими усилиями: социальный конструкционизм
2.10. Конец больших проектов: философия постмодернизма
3. Основные вопросы системной терапии
3.1. Реальность: что такое действительность?
3.2. Каузальность: что является причиной чего?
3.3. Язык и рекурсивность: как создаются социальные действительности?
"Империя языка"
Язык как средство упорядочивания, язык как тривиализатор
Рекурсивность языка
Язык и системы
4. Системное понимание проблем
...
Немного цитат "М. Сельвини Палаццоли сообщает о своих затруднениях, связанных с ее террапевтическим ощущением «тирании, исходящей от языка как такового».
«Мы должны заставлять себя систематически избегать глагола «является» и заменять его глаголом «кажется». Так, например, если отец... выглядит во время сессии грустным, нам следует всячески воздерживаться оттого, чтобы не сказать ему: «Вы были грустны»... Вместо этого нам следует молча сконцентрировать свое внимание и попытаться
выявить все возможные влияния подобного поведения на других..."
"сама действительность не являются результатом личного, так называемого солипсического процесса, а представляют собой коллективный и консенсусный феномен. Люди не живут разрозненно; они всегда живут в системе социальных взаимосвязей. И то, что мы определяем как "дейстительность», п р о и с х о д и т из «диалога». Для нас действительное - это то, что м ы у ч и м с я распознавать как «действительность в процессах длительной социализации и языкового опосредования. Системы конструируют общие пространства действительности на основе взаимной договоренности"
V. КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
15.2. Системная семейная терапия как консервативная социальная технология?
читать
ЗДЕСЬа также
"-Пренебрежение ответами на вопрос о реальности, о физическом или эко-
номическом влиянии на терапию оставляет без внимания ее асимметрич-
ный характер. К таким вопросам относятся прежде всего следующие: Кто
контролирует счет в банке, кто следит за финансами? Кто решает, пере-
едет ли семья в другое место? Кто чаще пользуется большим семейным
автомобилем? Кто отрабатывает больше часов в неделю, с учетом про-
фессиональной деятельности и домашней работы? (Руководство по по-
становке этих и других вопросов можно найти в работе Пинль (Pin!, 1995)).
-Принцип взаимного циркулярного влияния в социальных системах не
означает, что каждое из этих влияний от других ничем качественно не
отличается. Так, при наличии силы и необходимых условий для злоупот-
ребления «жертва» имеет, как правило, меньшую свободу оказывать
влияние на других по сравнению с «преступником».
-Недостаточный учет этого при поверхностном подходе к проблемам цир-
кулярности может (сознательно или бессознательно) лишь укрепить от-
ношения насилия.
глава V. КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
СИСТЕМНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
15.1. Полоролевая «чувствительность»: насколько враждебна системная терапия к женщинам?"