Чуйский тракт для меня делится на две части. Первая тянется где-то до Маймы, она для меня - нарастающее радостное ожидание, когда вглядываешься в даль, надеясь скорее увидеть гору Бабырган. Если показался, значит скоро приедем.
На этом участке дороги, на мой взгляд (очень и очень субъективный), ничего особенно интрересного не встречается. (Разве что село Сростки, в котором жил Шукшин, а сейчас находится его музей (но не дом-музей, не надейтесь, т.к. дома давно уж нет), и еще каждый год в конце июля проходят
Шукшинские чтения.) Там любят останавливать туристов для закупки меда, но с каждым годом цены растут, а качество пдает, поэтому не советую.) Ктати, если едете до Горного своим ходом, лучше всего заказать машину заранее или сесть на маршрутку. Возможно (даже очень возможно), вам повезет - попадется один из тех водителей, которые могут дать фору любому гиду. Тогда вы узнаете, как строился Чуйский тракт, какие известные люди отсюда родом, если вдруг не знаете/не помните, что написал Шукшин - вам перескажут основные произведения; еще вам обязательно пообещают хорошую погоду, если над Бабырганом чистое небо (это местный барометр), и даже сообщат, что на повороте в Горно-Алтайск находится публичный дом; ну и, конечно, вас ожидают всякие байки и легенды.
С Маймы появляется радостное ощущение - "все, дома" (хоть для меня Алтай и не дом, но после стольких лет ежегодных поездок ощущение примерно такое). Да и пейзаж становится интереснее - начинаются горы (и это главное!), справа поблесивает Катунь какого-то нереального цвета (особенно в начале осени - тогда она молочно-изумрудная). Дальше идет нарастание туристической активости - турбазы попадаются все чаще, мимо проносятся самые известные места (Ая, Манжерок, Аржан-Суу (кафе море сувениров)). И так до Усть-Семы, где дорога разветвляется на две: прямо - Чемальский тракт (туда устремляется основной, хотя и обмелевший, турпоток), направо, через Катунь - продолжается Чуйский. От этого места Чуйский ракт становится значительно менее туристическим - баз на порядок меньше, в селах не сдают жилье и бани, магазины работают с перерывами на обед и выходными днями. На некоторое время пейзаж вновь становится обыкновенным - ведь Чуский покинул Катунь и гористую местность. Но это на первый взгляд - на самом деле здесь растет много реликтовых растений, хотя это, конечно, на любителя. Кстати, около села Камлак (от "кам" - "шаман") есть ботанический сад. Шебалино - последнее село с несколькими заправками, дальше их меньше (но по одной в каждом крупном селе есть точно, так что это не проблема), а бензин постепенно дорожает (в Акташе на рубль-полтора дороже).
Следующая традиционная остановка - Семинский перевал. Если честно, особого впечатления он на меня не произвел - слишком пологий (подъем - 9, спуск - 11км), высота не чувствуется, да и виды дальше будут гораздо интереснее. Кроме того, на его плоской вершине всегда много народу. Здесь можно купить еду и сувениры, а также переночевать в гостинице (чего делать не советую, т.к. цены сильно завышены; недалеко от следующего перевала (Чике-Таман), на кардоне, ночевка обойдется значительно дешевле).
Самое красивое-интересное начинается как раз после Семинского, со следющего перевала Чике-Таман. Он не очень высокий, но за счет крутизны кажется выше, с него открывается замечательный вид - холмы и горы, как мягкие плавно переходящие друг в друга волны. В общем, все бы хорошо, если бы не изрядная загаженность и дикое количество надписей в стиле "здесь был Вася" (кстати, по этому поводу еще В.Я.Шишков сетовал в начале ХХв.).
Вскоре после Чике-Тамана Чуйский тракт возвращается к Катуни, и начинается череда бомов (система скала-дорога-скала-река). Вот в этом месте никогда не могу удержаться от остановки.
Около Ини горы становятся совсем сказочными - они кажутся недавно выросшими из земли (а, может, еще растущими) или застышими великанами (которые вот-вот зашевелятся); от их "живого" вида проникаешься традиционной связью человек-гора (ведь многие горы - застывшие персонажи легенд, а также что-то вроде тотемов для алтайских сеоков (родов)).
Но воссоединение Дороги и Реки не надолго, после слияния Катуни и Чуи тракт пойдет вдоль Чуи.
Калбак-Таш - группа наскальных рисунков прямо у дороги. Их вообще много в этом районе, но остальные придется поискать, и мимо этих промахнуться невозможно - рядом сделана стоянка, сами рисунки обнесены мини-заборчиком с ленточкой, работает экскурсовод.
Белый Бом (Ак-Бом). Здесь, пожалуй, самая крупная турбаза в этом районе - поэтому красиво, но людно.
За Акташом вдали показываются, как говорт альпинисты, "настоящие горы".
Тракт убегает в даль, к границе с Монголией.
Кстати, качество дороги достаточно высокое, никаких неожиданностей в виде ям и т.п. не встречается. В конце прошлого сезона участок в несколько км при съезде с Семинского (в сторону Ташанты) был на капремонте, в этом, думаю, доделали. Единственная проблема - много ограничений скорости, которые никто не соблюдает, так же как и запрещение обгона. Поэтому будьте осторожны:)
P.S. О том, что Чуйский тракт не просто участок дороги от Бийска до Ташанты, а легенда, главная страница которой трагична - труд заключенных концлагерей, я не буду рассказывать, про историю тракта можно в Википедии
почитать