Мой рассказ об очень интересном содержании Встречи представителей действующих экопоселений в экопоселении Ковчег, Калужская область, 4-7 февраля 2010 года.
Я ездил туда представителем от нашего экопоселения
Смаглинка (Зеленчукский район Карачаево-Черкесии). Всего на Встречу приехало 50 человек от 33 экопоселений России и ближнего зарубежья.
В качестве предисловия приведу цитату из
"официального" отчёта о Встрече с сайта Ковчега:
«При организации были учтены пожелания, сделанные при подведении итогов прошлой встречи, и участники опробовали новый формат. В этот раз презентация поселений была перенесена на первый день встречи, и рассказывали о себе только те поселения, которые не принимали участия в прошлогодней встрече. В итоге фильм этой встречи будет как бы продолжением и дополнением фильма о прошлой. Освободившиеся второй и третий дни были посвящены глубокому обсуждению пяти тем, наиболее актуальных для поселенцев. Их список был сформулирован за 2.5 месяца до встречи по обсуждениям предыдущих четырех встреч, он был разослан будущим участникам. Люди обсудили темы у себя в поселении и выбрали наиболее актуальные, также можно было предлагать свои темы. Пять выбранных тем:
• Взаимоотношение между людьми в поселении.
• Дети. Воспитание и преемственность.
• Как заработать деньги в экопоселении.
• Восстановление старой и создание новой культуры.
• Экологизация жизни в экопоселении.
На первом месте по результатам голосования оказалась тема взаимоотношения людей в поселении. На втором - дети, третье и четвертое место к нашему удивлению разделили экологизация и культура (хотя в чем-то это неудивительно, в последний год прошла волна применения не экологичных решений, озаботившая многих, да и культура - явно важна). И на последнем месте - вопрос зарабатывания денег (видимо, он более-менее решен у тех, кто уже живет). Опрос проводился заранее по почте, и далее желающим участникам было предложено сделать доклады по этим темам.
На самой встрече обсуждению каждого из поставленных вопросов уделялось по полдня. Сначала участники слушали доклады по теме, после чего обсуждения шли в круглых столах по 8-10 человек, что давало возможность успеть высказаться каждому участнику. В конце каждой темы группы рассказывали о результатах своих обсуждений, наиболее глубоких высказанных мыслях, наиболее интересных примерах практической реализации. Такой ход встречи позволил глубже разобрать вопросы, поскольку в течение длительного времени (доклады, обсуждения, доклады результатов групп) - речь шла об одной теме (фактически это было «минипогружение»). Также в ходе обсуждений люди лучше узнали опыт друг друга и имели возможность плотнее пообщаться по интересовавшим вопросам вечерами». (цитата окончена, теперь текст автора :)
Способ нахождения общего решения в малых группах заслуживает особого внимания - в «Ковчеге» благодаря нему решили пару самых трудных проблем, не получавших решение на общих собраниях (в Ковчег этот способ пришёл из какого-то европейского экопоселения с принятием решений полным единогласием). Возможно, даже важнее то, что общение в такой форме помогает людям приоткрыться, лучше узнать друг друга, наладить взаимопонимание в коллективе.
Как проходили обсуждения на Встрече (разумеется, я говорю только о тех группах, в которых сам участвовал, а по каждому вопросу было ещё 4-5 параллельных групп):
Первые минут 40-45 восемь-двенадцать человек (желательно составлять группы из 7-8 человек, чтобы каждый смог полнее участвовать) по очереди давали свои личный ответ на вопрос, при этом стараясь не повторять уже сказанное предыдущими ораторами (хотя часто человек всё же проговаривал, что именно он не будет повторять :-)).
Один человек кратко записывал ключевые мысли на листике. В первом обсуждении нам удалось извлечь хотя бы минимальную пользу из этого конспекта, а во втором и третьем обсуждениях, каждый, кто пробовал это сделать, увязал в безсистемном ворохе мыслей, к тому же ещё и неразборчиво написанном. И в четвёртый раз все уже понимали, что толку в этом нет и вообще не стали вести конспект обсуждения. Также многим уже было ясно, что для оптимизации работы в группе каждому участнику следует высказать не более одной-двух самых важных мыслей, чтобы скорей перейти к формированию общего ответа, а иначе опять будут многочисленные повторы, тормозящие обсуждение.
В первом обсуждении ещё один человек был сторонним наблюдателем и мягко направлял разговор в конструктивное русло (это был представитель от «Ковчега», все были согласны, что у него есть на это право + он делал это умело, мягко, виден был опыт работы с детьми :-) ) - это сделало обсуждение результативнее. Я такое умелое, иногда почти незаметное, наставление на конструктив видел во второй раз, а в первый - у Анатолия Сторожева, когда он проводил у нас семинар по организации школы). Во втором и третьем обсуждении такого персонального наблюдателя-корректора у нас не было, а был один на несколько групп и успевал он только напоминать об оставшемся в нашем распоряжении времени - в результате было труднее сформировать единое решение.
Когда ответ/решение в группе готово, нужно придумать, как этот ответ доходчиво донести остальному коллективу. На Встрече у нас на это было обычно минут 15 или меньше. Как правило, мы рисовали образ ответа на ватмане (было важно оставить зримый результат работы). При формировании группового ответа учесть все пожелания не получалось, для этого нам (как обычно:-)) не хватало времени.
Моё предположение как сделать работу в группе продуктивнее: должен быть «секретарь-корректор», конспектирующий ход обсуждения на доске так, чтоб все могли его видеть, при этом систематизирующий записи и направляющий обсуждение в конструктивное русло. А если времени мало, как на Встрече, то нужно ещё и параллельно формировать целостный образ ответа. Может быть, это будет успевать «секретарь-корректор», а может быть понадобится отдельный человек на эту роль. (В четвёртом нашем обсуждении я взял роль формирования целостного образа на себя, а когда мы выслушали всех, сразу предложил свой конспект-диаграмму; это был удачный ход, сэкономивший время). Но если времени достаточно, как при решении задачи в поселении, то желательно предоставить каждому участнику группы возможность самому, глядя на конспект (крупно и разборчиво написанный на доске), подумать, как образно и понятно донести найденный в группе ответ остальному коллективу (нарисовать, сделать сценку или как-то ещё). А потом опять совместно, высказав идеи по кругу, сформировать общее образное представление ответа от группы.
В итоге каждая группа представляла свой ответ перед всеми остальными группами (рассказывал обычно один-два человека, редко больше) и отвечала на вопросы. Всё. Формирование общего ответа представителями от групп в рамках этой встречи, пожалуй, было бы неуместно - большинство участников «простаивало» бы, а внутри поселения это, конечно, необходимый этап.
На заключительном круге встречи прозвучали пожелания самым важным вопросам уделять целый день, чтобы успевать подходить к ним с разных сторон, полнее продумывать, а менее важным уделять полдня, и может быть даже ненадолго разделяться на группы по интересам.
О результатах обсуждений по темам:
Дети. Воспитание и преемственность.
Прозвучали доклады представителей Ковчега об их опыте своей школы в поселении, об Анатолии Сторожеве, как информационном центре и разносчике :-) идеи семейной/родовой школы, об опыте
летнего молодёжного лагеря в Ковчеге. Я сделал объявление о подготовленном нами пособии по курсу зоологии в опорных конспектах (по методике Шаталова) для обучающих детей на экстернате или семейном обучении. Это наше предложение вызвало живой интерес - 15 экземпляров были увезены в 14 экопоселений от Белоруссии до Сибири.
Вопрос к обсуждению в группах был такой: Как сделать так, чтобы дети в поселении были счастливы и захотели бы в нем остаться и продолжить дело родителей?
В результате обсуждений в группах единогласно выявлено: чтобы дети в поселении были счастливы - должны быть счастливы их родители:-); чтобы дети захотели остаться и продолжить дело родителей - родители сами искренне должны считать своё дело интересным и важным. :-)
Экологизация жизни в экопоселении.
Вопрос к обсуждению: Как сделать жизнь в поселении экологичной?
Мои выводы из докладов и ответов групп:
• Распространять бережное лесопользование - выборочную рубку леса (на видео доклад об опыте Ковчега).
• Уменьшать свой эко-след: подумал как уменьшить -> уменьшил -> поставил индикатор и посмотрел как получилось (например, раз в месяц сжигать весь пластиково-полиэтиленовый мусор у себя под окном, или вывести серые воды в пруд-отстойник).
• Распространять идею бережного отношения к природе своим привлекательным примером через эко-туризм.
Личная заметка из доклада Вероники (Ладное Калужской области): газогенератор лучше бензогенератора (стабильнее работает, реже требует обслуживания), а излишек энергии от него удобно сохранять в аккумуляторах.
Взаимоотношения между людьми в поселении.
Очень интересный доклад Фёдора Лазутина «"эго" или что мешает людям в экопоселении договориться» (см. видео) задал хороший тон дальнейшим обсуждениям в группах.
Вопрос к обсуждению был такой: Как создаются хорошие взаимоотношения, каковы источники конфликтов и как их избегать?
Что звучало в докладах от групп:
Источник - эго. Как создать: ну, разумеется, каждому индивидуально работать над собой (+ проводить семинары-тренинги), а на уровне поселения: сформировать общую идею-цель + делать общие дела по воплощению идеи (совместный бескорыстный труд: будь то строительство или школа, и праздники: пение-плясание). Часто звучала мысль, что избегать конфликтов не надо, конфликты штука сама по себе полезная, надо учиться их продуктивно решать, и прозвучало достаточно много конкретных предложений и опыта (смотри на видео). Ну и, конечно, сам формат встречи был тренингом по совместному поиску решений :-)
Как заработать деньги в экопоселении.
Вопрос к обсуждению: Что нужно для успешного и этичного зарабатывания? Принципы приемлемого зарабатывания?
В первых докладах от групп ещё озвучивали какие-то этические принципы, но, чем дальше, тем больше аудитория требовала соотносить их с конкретным опытом. Что-то прозвучало перед всей аудиторией и есть у меня на видео, что-то (наверное, даже больше) звучало уже в кулуарах.
Например, за чаепитием в Общем доме Юра Стариков из Теремов (Тверская обл.) рассказал об их успешном опыте заработка ремёслами (изделия из дерева, керамика) - продажей изделий и обучением как в поселении, так и на выезд. Он же рассказал уже о чужом опыте экотуризма в их области - в отдельном доме-срубе, хоть и рядом с хозяйским, гости на самообеспечении, сами топят печь, готовят еду, сами запрягают лошадей (хозяин помогает только если ему очень сильно улыбаться будут), при этом обязательно не пьют/не курят/мяса не едят, стоит это примерно 1000 руб./день с человека и это очень востребовано, причём в основном иностранцами.
Среди докладчиков особо стоит выделить Алексея Соболева (э/п Синегорье Краснодарского края). Он рассказал об их видении экотуризма в поселениях (видео), когда «развлекание» экотуриста - дело всего поселения, и степень участия каждого поселенца определяется им самим, а потому поселение для каждого приезжающего человека видится по разному: кто-то больше на лошади катался, а кто-то, в основном, гончарному делу обучался. Цель экотуризма - пригласить рынок к себе, где у мастеров поселения (ремесленников, пчеловодов, травников, кулинаров и т.д.) не будет конкуренции, т.е. они ценны уже потому, что они в этом экопоселении есть. И следующим шагом может стать создание экопоселенческого аналога "золотого кольца России", где у каждого экопоселения-участника свои особенности, они взаимодополняют друг друга.
Восстановление старой и создание новой культуры.
По этой теме были два доклада от Антонины Кулясовой (э/п Большой Камень Вологодской обл.) и от Ирины (Долина Джерел, Украина). Обсуждения в группах провести не успели, т.к. пора уже было подводить итоги встречи. На видео есть интересный доклад Ирины об их успешном опыте организации хора, детского и взрослого, (один из результатов - наладили взаимоотношения в коллективе). Оба доклада сподвигнули меня внимательнее относиться к этой теме.
Вне основной программы встречи:
• для интересующихся опытом пчеловождения Фёдор Лазутин провёл импровизированный часовой семинарчик (рассказ и показ улья и рамок на видео);
• Дима Пелых (Южные Сокольники, Украина, Херсонская обл.) выступил с докладом об организованных ими поездках на семинары к Зеппу Хольцеру (я купил у него видео с семинаров) и рассказал, что в мае 2010 Хольцер проведёт серию 2х-дневных семинаров на Украине.
Лично для меня итог Встречи таков: я знал, что экопоселения растут и крепнут,
в России известны уже более 60-ти действующих поселений, 29 из которых были на встрече. Но теперь я это увидел и почувствовал, теперь за названиями поселений я вижу конкретных людей, ставших моими знакомыми или друзьями. Я знаю у кого какой опыт наработан, знаю к кому обращаться за помощью при решении разных задач организации и обустройства поселения.
Т.е., от себя могу сказать, что задачи поставленные организаторами Встречи (а именно: Объединение опыта организации экопоселений, состоящих из Родовых Поместий, а также обустройства всех сторон их жизни; Коллективная проработка наиболее сложных тем, стоящих на повестке дня поселений; Близкое знакомство друг с другом и создание живого круга единомышленников, занимающихся общим делом) были успешны выполнены, УРА им за это!!! :-):-):-)
P.S.
Я часто делаю ссылку на видео, снятое мною, но выложить его в интернет не могу - цены на трафик кусаются; поэтому все друзья-знакомые-родственники могут взять видео у меня, а остальные могут подождать, пока будет готов фильм о Встрече.
Я привёз следующие видеоматериалы:
• свои съёмки докладов, танцев и концертов этой Встречи;
• фильм о прошлогодней встрече;
• семинары Зеппа Хольцера для украинской группы;
• и ещё одна неразобранная куча фильмов :-), скачанная по принципу «давай всё, шо там у тебя есть, потом разберёмся»
Также очень рекомендую прочитать ещё один отзыв о Встрече от Кирилла Вишнякова (Свердловская обл.):
http://eco-kovcheg.livejournal.com/1029.html